Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через

Новости

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Мой педиатр

Первый раз в первый класс. Советы психолога

Готовность ребёнка к школе является очень важной темой. Всё дошкольное детство ребёнка подчинено игре и мотивации «хочу», а в школьном обучении формируется моральная направленность личности, появляются первые «должен». Учение для ребёнка выступает не только как подготовка ко взрослой жизни, но и как первая трудовая деятельность.Школа отечественных психологов выделяет три линии формирования готовности ребёнка к школьному обучению. Во-первых, это общее развитие ребёнка. Второй линией развития является развитие произвольности. Третья линия развития – это формирование мотивов, побуждающих к учению.


 

Общее развитие

В первой линии развития выделяют следующие направления: физическое развитие, пространственную ориентацию, развитие координации в системе "ухо-глаз-рука". Психофизическая готовность ребёнка к школе определяется следующими критериями: развитие координации движений, соответствие роста и веса возрастным нормам, западные нейрофизиологи обращают внимание ещё и на смену передних зубов. Особого внимания заслуживает умение ребёнка владеть карандашом и ножницами, быть усидчивым, длительно выполнять работу, требующую ручных навыков (лепка, рисование, штриховка, не выходя за контур). Пространственная ориентация включает в себя развитие координации движений: умение определять выше-ниже, больше-меньше, вперёд-назад, слева-справа.

 

Попробуйте пройти с ребёнком тесты на психофизическую готовность к обучению.


Тест №1

Поиграйте с ребёнком в такую игру: скажите, что вы очутились в болоте, гуляя по лесу, и выбраться из него можно только по узкой дорожке. Пройти по ней можно только одним способом: если ставить пятку к носку впереди стоящей ноги. Итак, носок-пятка, носок-пятка, ребёнок двигается вперёд, руки разведены в стороны. А теперь назад также, ставя носок к пятке впереди стоящей ноги и двигаясь назад. Отметьте, прямая ли получилась тропинка. На «пять» ребёнок проходит «тропинку» с закрытыми глазами.

 

Тест №2

Поиграйте с ребенком в школу и напишите на листе бумаги фразу на иностранном языке, например: «I love you!» и попросите ребёнка переписать её к себе в тетрадь. Важно, чтобы ребёнок мог ориентироваться на листе тетради и не писал бы в середине тетради или на середине страницы…  

 

Тест №3

Проведите с ребёнком графический диктант. Возьмите любую схему для вязания или вышивки и предложите ребёнку в тетради вести ручкой по клеточкам под вашу диктовку: «Поставь ручку в угол клетки, веди две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, шесть клеточек вниз, шесть клеточек влево...»  Что получилось? Лесенка! Также можно нарисовать и дом, и жирафа, и дельфина, и т.д. Обычно это очень нравится детям и формирует необходимый навык работы в тетради. Но самый любимый детьми «тест» – игра в морской бой. С помощью неё вы не только учите ребёнка ориентироваться в тетради, но и развиваете внутренний план действий.

 

Анализируя действия ребёнка, отмечайте желание выполнять задание, концентрацию на нём, время, потраченное на выполнение задания, правильность выполнения инструкции. Иногда о неготовности к школьному обучению говорит факт, что вы даёте ребёнку одно задание, а он делает другое. При этом не нужно ругать ребёнка – просто мозг его ещё не дозрел, разумнее повременить с походом в школу, отложив его на следующий год.

 

Развитие произвольности



В дошкольном возрасте все познавательные процессы ребёнка имеют непроизвольный характер, так ребёнок может быстро запомнить понравившееся ему стихотворение, а учить скучный текст ему достаточно трудно. Часто внимание ребёнка фиксируется на ярких, быстро меняющихся картинках – именно поэтому дети любят мультики, а вот долго рассматривать картину им трудно. Ребёнку проще запомнить разговор взрослого, особенно тот, который «не для его ушей», чем таблицу умножения. Ему трудно просидеть на одном месте в течение 25 минут, более органично для него бегать и прыгать.


Однако готовность к школе подразумевает умение ребёнка контролировать своё поведение в классе с учителем и сверстниками, контроль (произвольность) над такими познавательными процессами, как память, мышление, воображение, внимание.


Помогите ребёнку развить произвольность. Как? Вот несколько способов…


- Дайте ребёнку постоянное поручение. Например, поливать цветы. Пусть ребёнок учится нести за это ответственность.


- Помогите ему содержать свои полки и игрушки в чистоте, и тогда, как правило, и в портфеле будет полный порядок.


- Научите ребёнка держать слово. Дети 6 – 7 лет  уже могут простраивать своё поведение в соответствии с данным словом. Если вы скажете ребёнку: «Уберешься на полке – я поведу тебя в парк», и он даст вам слово разобраться на полке сам, то вы будете удивлены, как быстро он сможет это сделать! Но тогда вам точно придётся идти в парк. Потому что, если вы требуете, чтобы ребёнок держал слово, то и вы должны сами показывать ему пример.


Будущий первоклассник в театре может сидеть достаточно спокойно, не выкрикивая и не мешая соседям. Ребёнок может аккуратно есть в ресторане, а не бегать. Ребенок шести – семи лет может уступить место бабушке и, стоя, проехать пару остановок. Очень важно, чтобы ребёнок умел общаться и разрешать конфликты со сверстниками и не перебивать разговор взрослых. Лучше, если ребёнок будет знать заранее правила поведения в школе. Расскажите ему, что дети делают на уроках, на переменах, как они ведут себя в столовой, на уроке музыки и физкультуры. У ребёнка появляется новая роль – школьник, и он должен быть достаточно хорошо осведомлён о правилах поведения в данной роли. Пусть ребёнок играет вместе с вами в школу и «учит себя вести» медвежат и лисят в «Лесной школе» – так он постигает роль учителя изнутри.


Жан Пиаже, замечательный французский психолог, ввёл понятие детского эгоцентризма. Так, пятилетний ребёнок действительно считает, что папа и мама ходят на работу, чтобы купить ему красную машинку. Таким образом, мышление дошкольника является центрированным на себе. Он – звезда! В школе в каждом первом классе примерно 25 звёзд. Как им жить и слышать друг друга, да ещё и учителя? Сложно. К семи годам у детей развивается децентрация: умение встать на позицию другого человека. Так, при конфликте вашего ребёнка с товарищем обсуждайте его чувства и мысли, предложите ему встать мысленно на позицию своего товарища и понять, чего его друг хотел от игры и на что он обиделся. Как следствие, вы будете приятно поражены снижением уровня конфликтности своего ребёнка. Конфликтность – это неразвитая произвольность, выраженный эгоцентризм, неумение встать на точку зрения других людей и неясность своей позиции. С конфликтностью нужно работать…

Сказка о трёх сыновьях



Вечером на досуге прочтите вашему ребёнку рассказ Л.Н. Толстого о трёх сыновьях и матерях, их вопросе мудрецу: «Чей сын лучше?». Помните, первый сын соловьём пел, второй колесом ходил, а третий увидел мать с тяжёлыми вёдрами, подошёл к матери, поднял ведра и понёс. Что ответил старец? «Я тут одного сына вижу!» Почему? Первый и второй сын были фиксированы на себе – эгоцентризм. Третий сын увидел и посочувствовал матери и действием ей помог – децентрация.

 

До 11 лет дети легче учатся понимать других людей, особенно взрослых, потому что хотят быть похожи на них, ходят быстрее вырасти. Упустив это время для развития умения контролировать свои действия, умения выделять задачу, прилагать усилия, быть ответственным, сопереживать окружающим, многие так и остаются в детской позиции, где всегда кто-то виноват. А если взрослый был груб с ребёнком и всего добивался силой, то ребёнок вырастает с убеждением, что всегда побеждает грубая сила.


Интеллектуальная готовность к обучению включает не столько словарный запас, умение делать звукобуквенный анализ слов, грамотно строить предложения, связную речь, но и умение ставить вопросы. «Почему из крана течёт вода?», «А у облачка где кран?» Если ребёнок умеет задавать вопросы и любит их задавать, то у него есть готовность узнавать новое и развивать новые навыки и умения, так как у ученика сформирован познавательный интерес. А значит, хорошо будет развиваться и обучаемость.


Как стимулировать познавательное развитие ребёнка? В игре. Задавайте ему вопросы на прогулке «Как ты думаешь, что было бы на Земле, если бы люди не имели ушей?», «А если не было бы глаз?», «Не могли бы говорить?». Не спешите сами отвечать, дайте ребёнку развить свою точку зрения. Обратите внимание на развитие воображения ребёнка, оригинальность его мышления. Почитайте ему книгу Носова «Фантазёры». Получите много тёплых и весёлых минут. Быть родителем – это весело и легко.   


В настоящее время программы обучения требуют развития у ребёнка умения создавать внутренний план действий. Такой план действий развивается ещё в дошкольном возрасте: ребёнок постепенно переходит от игр с предметами к играм с заместителями предметов, апогеем же становится режиссёрская игра. Так ребёнок берёт палку и не только говорит, что это лошадь, но ещё и скачет на ней.


При хорошем уровне развития внутреннего плана действий ребёнок не будет считать на пальцах, а будет считать в уме. Не будет оперировать предметами, а будет представлять символы и знаки (буквы и цифры). Обучение возможно только на символическом уровне, а не на уровне формальных операций. Если мозг ребёнка ещё не созрел, то учиться он будет часто так же, как Буратино у Мальвины (развлекая себя маканием носа в чернильницу), потому что всё остальное скучно и не имеет для ребёнка смысла. 

 

Мотивация к обучению




Третьей линией развития готовности к систематическому обучению выступает формирование мотивов, побуждающих к учению. Как проверить мотивацию? Попросите ребёнка представить, что в мире есть два вида школ, и предложите ему выбрать ту, в которой он хотел бы учиться.


Тест на мотивацию 


1. В школе А вместо оценок дают печенье и бананы, а в школе Б ставят оценки (подчеркните выбор А/Б);


2. В школе А уроки короткие, а перемены длинные, в Б – наоборот;


3. В школе А преподают мамы по очереди, а в школе Б преподают учителя;


Если ваш ребёнок выбирает школу А, то не спешите его отправлять учиться – у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, он ещё сильно привязан к маме и имеет лишь игровую мотивацию. Учиться ему будет очень сложно.

 

Советы специалиста


Как специалист, имеющий дело с детьми, хочу дать вам ещё несколько, на мой взгляд,  важных советов:


1. Обязательно обследуйте ребёнка у врачей. Иногда неуспеваемость первоклассника связана с тем, что он плохо слышит или плохо видит, а родители об этом даже и не догадываются, так как дети обладают колоссальными ресурсами для компенсации. Могут, например, играть, не опираясь на зрение, и тогда родители говорят: «Наш ребёнок просто не рисует и не смотрит мультики!» При посещении врача обнаруживается, что у ребёнка проблемы со зрением. Или со слухом. А родители не замечают, что ребёнок «читает по губам»!


2.  Обязательно развивайте речь ребёнка, развивайте его фонематический слух и научите его делать звукобуквенный анализ слова (глухие и звонкие согласные, гласные и согласные). Зачем? Чтобы избежать дисграфии. Замечено, что детки, обученные родителями читать на кубиках Зайцева, чаще «глотают» слоги в словах и путают п-б, в-ф и т.д. Посетите перед школой логопеда, а если ваш ребёнок посещал курсы подготовки к школе или логопедическую группу, то этот навык у него уже есть.


3.  Дайте ребенку карандаши и бумагу – пусть он много рисует. В Древнем Китае, как утверждает исследователь Татьяна Черниговская, чтобы занять руководящую должность, нужно было сдать только два экзамена: каллиграфию и стихосложение. Почему? Эти навыки отражают развитие мозговых структур, связанных с особыми навыками восприятия объективной реальности. Не у всех эти навыки выражены, но их развитие позитивно влияет на развитие мозговых структур, как и слушание классической музыки. Как известно, музыкальные способности и математические сильно связаны между собой. Вспомните Шерлока Холмса – его игру на скрипке и талант дедукции.

 

4. Нельзя переучивать левшей!


5. Ускорять развитие дошкольника, чрезмерно нагружая левое полушарие мозга, тоже не следует.


6.  Помогите ребёнку обучаться с радостью.

 

Тест для родителей


Мысленно выйдите в солнечный день на улицу и задавайте прохожим два вопроса:

– Умеете ли вы читать и писать?

– Счастливы  ли вы?


Заметьте, что читать и писать могут все, а вот счастливым чувствует себя не каждый. Нет идеального портрета первоклассника вообще, а есть ваш любимый малыш, который вступает на дорогу знаний. А впереди у него интересная и увлекательная жизнь, помогите ему с радостью подготовиться к ней!

 

Марина Лобанова, практикующий психолог,

гештальт-терапевт, специалист по работе с семьёй.



  • 5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?
    5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?

    Развитое логическое и пространственное мышление помогает учиться, достигать высот во взрослой жизни, эффективно решать учебные и жизненные задачи. Например, собирать грибы: находить и определять съедобные и несъедобные, не заблудиться в лесу или суметь найти выход из проблемной ситуации. ...

  • Режим дня школьника
    Режим дня школьника

    Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщенны, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество...

  • Топ-8 мультфильмов для дошкольников

    Существуют ли дети, которые не любят мультфильмы? Мы таких ещё не встречали! Отложить игрушки и погрузиться в яркую, захватывающую историю – что может быть лучше?  Мы подготовили подборку из 8 отличных анимационных фильмов, которые обязательно понравятся вашему ребенку. У каждого мультика...

  • Одеваем ребенка в детский сад
    Одеваем ребенка в детский сад

    Ребенок проводит в детском саду очень много времени. Он там ест, спит, общается с ровесниками, играет, занимается и отдыхает. И еще гуляет! И как раз тут начинаются проблемы: то комбинезон неудобный, то надевать его трудно, то он быстро пачкается. А если ноги промочил? Как не замерзнуть?...

  • Из лета в осень: боремся со стрессом и собираемся в школу!
    Из лета в осень: боремся со стрессом и собираемся в школу!

    Вот и прошло лето… Дни становятся короче, ночи - холоднее. Друзья и знакомые, упорхнувшие в теплые края на отдых, постепенно возвращаются в родные пенаты. Такое же теплое солнце, но уже осенний ветерок и запах приближающейся «царицы листопадов». Лето уходит… Не за горами 1 сентября. С какими чувствами...

Возврат к списку

Написать комментарий
Введите код с картинки
Яндекс.Метрика