Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Академия картинга
Всероссийская интернет-олимпиада

Новости

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Мой педиатр

Раннее развитие ребенка - день за днем...

Каждый родитель мечтает вырастить свое чадо самым талантливым, максимально развить его способности, и к четырем-пяти годам практически любая мама уже способна написать целое учебное пособие о том, как и чем нужно (и не нужно) заниматься с ребенком. Ведь методик развития множество, а сориентироваться в них непросто - какие-то весьма трудоемки в работе, другие требуют обилия свободного времени, третьи акцентируются на развитии какого-либо отдельного качества или умения. Давайте просто вкратце коснемся наиболее интересных и популярных программ, а также игр и игрушек, которые не просто скрасят досуг наших детей, но и чему-то их научат. Что можно и нужно делать вместе со своим ребенком, чему можно учить его и чему учиться вместе с ним?



Когда и чем заниматься?


Определяющий фактор - ваша убежденность в необходимости заниматься именно сейчас. Когда - "сейчас"? Да прямо сейчас, когда до рождения крохи еще пара месяцев. Или же когда он сыто хлопает на вас глазенками из колыбели. Или когда он начал сидеть, ходить, говорить... Главное - начать до того, как ребенок пошел в школу, где о его образовании будет заботиться государство: если хотите успеть внести свой вклад, особенно откладывать все же не стоит.

 

Методик развития ребенка просто масса, и рассчитаны они на ВСЕ возраста. От внутриутробного до самого что ни на есть сознательного. Выбирайте себе по силам и по убеждениям и приступайте к занятиям.


Но не ждите моментальных успехов, особенно в юном возрасте. Более того, вы даже не должны напоминать себе, что не ждете этих успехов, - они просто не должны для вас существовать. Редко когда дети оправдывают сиюминутные ожидания родителей, а значит, рано или поздно, в нас накапливается неудовлетворенность, и желание заниматься с ребенком пропадает. Но это еще полбеды: чувствуя ваше недовольство, даже тщательно скрываемое, он может сам отказаться учиться.



Уроки для родителей

 

Итак, прежде чем кого-либо чему-либо учить, неплохо бы запомнить несколько простейших правил, разработанных человеком, знакомым с ранним развитием детей не понаслышке. Глен Доман - педиатр и педагог, создатель уникальной программы, с помощью которой ребенку можно дать системные знания практически в любой области знаний, будь то родной или иностранный языки, естественные или точные науки, история или география.


Вот они:


1. Начинайте как можно раньше.
2. Учите с удовольствием.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Почаще вводите новый материал.
8. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
9. Если вам и вашему ребенку не интересно - прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.



Методики и методисты


Книги Глена Домана выходили и в нашей стране, однако они для воистину одержимых родителей: точно соблюдать все его рекомендации очень сложно. По большому счету, родители должны отложить все остальное и заниматься только ребенком - вернее, исключительно его развитием. Построена методика на ежедневном усвоении "битов информации". Малышу предъявляются карточки с животными (счетными точками, растениями, словами, написанными крупным шрифтом, музыкальными инструментами и т.д.) - несколько раз в день, постепенно убирая отработанные "биты" и добавляя новые.


Ссылаясь на личный опыт - методика действенная. Даже вопреки кратковременности занятий (десять карточек - это две-три минуты) ребенок действительно так или иначе схватывает новые слова, предметы. Однако методика трудоемкая с точки зрения вспомогательного материала. Правда, издательства уже пришли на помощь родителям: многие развивающие пособия содержат готовые картинки. Не нужно рисовать, писать, вырезать, искать изображения нужных животных по журналам. Однако не только трудоемкость вызывала лично у меня некоторую настороженность. В каком-то смысле насильственно давая малышу знания по собственному усмотрению, не растим ли мы таким образом исключительно пассивного потребителя предлагаемой ему информации?
 

Основа методики Марии Монтессори - "Помоги мне это сделать самому". У ребенка, настаивает она, имеется внутренняя потребность узнавать и осваивать окружающий мир. Для мамы важно только своевременно подкидывать "уголек" в топку ума своего ребенка. А еще лучше – показать своему чаду, где и как этот уголь находить. Особенностью Монтессори-педагогики является акцент на самостоятельное обучение благодаря специально разработанным пособиям, в которых заложена возможность самоконтроля. Роль педагога состоит не в натаскивании, а только в руководстве самостоятельной деятельностью детей.

Рамки Монтессори - одна из первых развивающих игр, которые сейчас появляются в каждом доме, давая первые уроки пространственного восприятия, осознания формы и размера. Переоценить роль этих уроков трудно: малыши с помощью этих игр знакомятся с сенсорными эталонами форм, дети постарше начинают познавать основы анализа и учатся обобщениям. Старшие дошкольники прекрасно подготавливают руку к письму: для этого нужно обвести вкладыши по контуру и раскрасить получившуюся фигуру.
Такие умные игры обогащают словарь ребенка, развивают мелкую моторику, художественные способности, наглядно-образное мышление, помогают усвоить эталоны величины, формы и цвета.
 

Наш отечественный педагог, родитель семерых детей, новатор, совершивший когда-то настоящий прорыв в обучении детей раннего возраста, сделал платформой развитие творческих способностей ребенка. Все способности, Борис Никитин подразделяет на исполнительские (к ним относятся память, внимание, умение повторять увиденное или услышанное, копировать действия других, умение доводить профессиональный навык до автоматизма) и уже называвшиеся творческие (среди них наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности). Основу подхода составляет то, что именно ребенок выбирает путь решения поставленной задачи, взрослый является помощником, а не руководящим и направляющим органом.

 

Задача родителя - дождаться, когда сам ребенок захочет начать или закончить игру, помогать ему в процессе, не превращая помощь в подсказку. Это, наверное, ключевой момент: он должен найти ошибку и исправить ее своими руками, ориентируясь не на результат (сделать любой ценой), а на сам процесс обучения.

 

Играть в игры Никитина нужно обязательно всей семьей, становясь партнером и товарищем ребенка по играм, учась новому вместе с ним, давая ему простор для исследований и деятельности и обретая основу для собственного творчества и пищу для серьезных размышлений о том, какова должна быть роль родителя в воспитании детей и формировании их интеллекта.

 

Причем если вы выполняете задания, придуманные для вас ребенком, намеренно допускайте ошибки - это полезно как для развития внимания, так и для развития уверенности в себе. Глядя на вас, ребенок перестанет бояться собственных ошибок, поймет, что все можно исправить. Это прекрасное средство профилактики зажатости и проблем с учебой.


Игры Никитина, наверное, так или иначе, знакомы почти всем – это Уникуб, Дроби, Сложи квадрат, Кубики для всех. Разной степени сложности, разной направленности, они помогают ребенку в совсем юном возрасте не только усвоить основы таких предметов, как алгебра, арифметика, геометрия, стереометрия и черчение, но и развивают воображение, логику, способность мыслить и твроить самостоятельно.
 

Поиграем!!!


Мы назвали только столпов детской педагогики, разработавших принципы, на основе которых появились и новые школы, и новые течения и, разумеется - новые пособия и игры, придуманные неленивыми родителями, адаптировавших методики под своих детей, улучшившими и упростившими их. Перечислять все не хватит и целого журнала.
Ведь чего только нет: и конструкторы, и математическое-тематическое домино, и лото, и головоломки, и мозаики, и шнуровки, благодаря которым ребенок может развить мелкую и кистевую моторику. Пальчики обретают ловкость, а кисть руки - гибкость, подвижность, что очень важно в преддверии школы и также полезно для общего развития - недаром говорят "чем "умнее" руки, тем умнее и малыш". Более того, благодаря этому обретаются навыки конструирования, составления орнаментов, ребенок начинает с большей легкостью ориентироваться на плоскости.


Есть интеллектуальные игры даже для годовичков! Это, например, так называемые "пред-паззлы" - разрезные картинки разной тематики. Зверушки и игрушки, герои сказки и знакомые предметы - их изображения поделены на минимальное количество частей, и задачей этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, выработка механических навыков (найти нужной детальке нужное место) и усидчивости. При кажущейся незамысловатости в процессе игры у ребенка закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; происходит активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Более того, уже собранные картинки можно использовать как наглядное пособие для развития речи и фантазии - сочинить нового зверя из половинок ему уже знакомых, рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопросы "Какого цвета мышка?", "У кого длинный полосатый хвост?"...


Есть доски с тематическими вкладышами - причем не только животные, предметы, овощи и фрукты, но и, например, профессии. Ведь в возрасте после двух лет стоит начать более подробно знакомить ребенка с окружающим миром, обращая его внимание на людей разных профессий, на продукты их труда.


А для тех, кто боится запутаться в этом многообразии, есть путеводные книги тех самых неленивых родителей, которые прошли со своим ребенком этот путь до вас. Так что не надо изобретать велосипед или бояться - возьмите ребенка за руку, отправляйтесь в ближайший детский магазин и купите ему не очередную машинку или куклу, а...


  • Режим дня школьника
    Режим дня школьника

    Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщенны, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество...

  • 5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?
    5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?

    Развитое логическое и пространственное мышление помогает учиться, достигать высот во взрослой жизни, эффективно решать учебные и жизненные задачи. Например, собирать грибы: находить и определять съедобные и несъедобные, не заблудиться в лесу или суметь найти выход из проблемной ситуации. ...

  • Топ-8 мультфильмов для дошкольников
    Топ-8 мультфильмов для дошкольников

    Существуют ли дети, которые не любят мультфильмы? Мы таких ещё не встречали! Отложить игрушки и погрузиться в яркую, захватывающую историю – что может быть лучше?  Мы подготовили подборку из 8 отличных анимационных фильмов, которые обязательно понравятся вашему ребенку. У каждого мультика...

  • Одеваем ребенка в детский сад
    Одеваем ребенка в детский сад

    Ребенок проводит в детском саду очень много времени. Он там ест, спит, общается с ровесниками, играет, занимается и отдыхает. И еще гуляет! И как раз тут начинаются проблемы: то комбинезон неудобный, то надевать его трудно, то он быстро пачкается. А если ноги промочил? Как не замерзнуть?...

  • Из лета в осень: боремся со стрессом и собираемся в школу!
    Из лета в осень: боремся со стрессом и собираемся в школу!

    Вот и прошло лето… Дни становятся короче, ночи - холоднее. Друзья и знакомые, упорхнувшие в теплые края на отдых, постепенно возвращаются в родные пенаты. Такое же теплое солнце, но уже осенний ветерок и запах приближающейся «царицы листопадов». Лето уходит… Не за горами 1 сентября. С какими чувствами...

Возврат к списку

Написать комментарий
Введите код с картинки
Яндекс.Метрика