Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через

Новости

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Мой педиатр

Раннее развитие ребенка

В современном мире среди молодых родителей все более модной и популярной становится тема «Раннее развитие ребенка». Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос здоровым и умным. Чтобы он был послушным, смышленым и не отставал в своем развитии от сверстников. А многие мамочки даже мечтают о том, чтобы их малыш на голову опережал в своем развитии одногодок. И это желание естественное – дать своему ребенку все самое лучшее. Лучшее не только в плане одежды, еды и игрушек. А лучшее в знаниях, лучшее в развитии ребенка. И чем раньше, тем лучше. Чтобы ожидания мам оправдывались, на помощь приходят развивающие центры дошкольного образования, многочисленные пособия из книжных магазинов для самостоятельных занятий дома. 



Уровень жизни большинства людей растет, соответственно растет и желание улучшить технику развития своих детей. И сегодня на слуху фраза: «Мы занимаемся ранним развитием своего малыша».  Но так ли это? Важно честно ответить для себя на такие вопросы: нужно ли заниматься ранним развитием ребенка? Когда и как это правильно делать? Если заниматься с малышом, то необходимо делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.
Давайте обо всем по порядку. Во-первых, разберемся с терминологией.


Что такое раннее развитие.


Что означает слово развитие? РАЗВИТИЕ (как философский термин)— поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому. Чарльз Дарвин применил это понятие на все живые существа, включая человека, после чего РАЗВИТИЕ стало основным принципом биологии. Так как человек существо биологическое, то для него процесс развития, как и для всех живых существ, является не универсальным и не однородным. Эта мысль очень важна, она говорит нам о том, что процесс развития ребенка очень индивидуален. И что в принципе не может быть идеальных схем развития. К сожалению, об этом многие родители и педагоги забывают, а может быть даже и не задумываются. 


Перейдем к понятию «РАННЕЕ». Что значит раннее – чем раньше, тем лучше. Вот малыш появился в животике у мамы – он уже существует. Уже формируются клетки его головного мозга, закладываются базовые основы психики. Растет весь его организм. И уже на этом этапе от действий будущей мамы зависит многое. Правильное питание, здоровый образ жизни, психо - эмоциональная стабильность – все это дает хорошую базу для правильного развития малыша. А если мама еще и постоянно общается с малышом, разговаривает с ним, слушает музыку (с пятого месяца беременности малыш уже тоже ее слышит) – то это и будет неоспоримым вкладом женщины в развитие своего ребенка. Но особенно продуктивно на развитие мама может повлиять после рождения малыша.

Итак, раннее развитие ребенка – это действия родителей, направленные на создание хороших условий для оптимального совершенствования ребенка, начиная с момента появления малыша в этом мире. 
Почему действия именно родителей? А как же другие окружающие люди? Педагоги?


Родители – лучшие учителя для своих детей.

3.jpg


Примерно до пяти лет именно мать и отец являются единственными авторитетами в жизни ребенка. Малыш смотрит на мир глазами того взрослого, с которым он проводит больше всего времени, который за ним ухаживает.  Встречаясь в жизни с чем-то новым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок отлично это воспринимает. Чужой человек, будь то приглашенный на дом преподаватель или педагог в центре развития для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же эффективно принимать новую информацию. 


Нужно ли заниматься ранним развитием ребенка?


Конечно, на этот вопрос каждый родитель отвечает для себя сам. Но здесь важно не попасть в ловушку стереотипов. Часто от родителей можно услышать такие фразы: «Зачем отнимать детство у ребенка?», или «Моим развитием в раннем возрасте никто особо и не занимался, разве я глупым человеком вырос?»  Эти слова всего лишь отговорки, ведь намного проще родителю ничего не делать, не прикладывать никаких усилий. Таким образом, взрослые снимают с себя ответственность за совершенствование своего ребенка, или же перекладывают ее на чужие плечи, отдавая в специальные детские центры. Растет ребенок, и пусть растет. Или для этого и нужны специалисты. Но ребенок хочет развиваться. Научно доказано, что человек изначально, с рождения, обладает неимоверным желанием обучаться, узнавать что-то новое. И как раз безынициативные родители, или же наоборот слишком настойчивые в плане обучения, губят это желание на корню. 


Как правильно развивать малыша?


Ребенок развивается в разных направлениях. Это физическое развитие, умственное, культурное и психическое, т.е. развитие ребенка как личности. Когда развивается тело, ум, дух и душа – тогда можно смело сказать – развитие гармоничное.  И вот тут многие родители и педагоги допускают колоссальную ошибку: развивая интеллект ребенка, обучая его всевозможным правилам этикета, забывают либо о физическом развитии, но что чаще всего наблюдается, игнорируют развитие личности.


Почему? Потому что так удобнее. 


Но для того, чтобы ребенок смог стать самостоятельным, чтобы его не пугали новые ситуации, чтобы он любил учиться, легко общался с людьми, умел делать выбор, быстро принимал решения – для всех этих достижений первоначальное значение имеет именно развитие личности ребенка, его психики. А для этого ребенок должен действовать свободно. Только свободный человек способен справиться с непредвиденным. Только свобода помогает постичь суть общественных отношений. 


Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос не просто умным, но и успешным, чтобы ребенок был не просто вежливым, но и счастливым, знал, чего он хочет в этой жизни и достигал этого.
В раннем развитии, как и в любом другом деле, прежде чем начать, нужно обозначить цель – для чего я это делаю? Конечно, если мама хочет удовлетворить свои амбиции, показав всем, что ее малыш в три года знает все буквы, а в 5 лет уже самостоятельно читает – в этом случае однозначно раннее развитие принесет для психики ребенка больше вреда, чем пользы. Потому, что мама не понимает, зачем она это делает. В этом случае, раннее развитие будет носить черты насильственного обучения, результатом которого станут стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины, комплексы, нарушения эмоционального и социального развития.


Несравнимо лучше, если цели раннего развития будут носить благородный характер – сохранить природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира; подарить радость познания; дать ребенку новые возможности в жизни; создать определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания; получить возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому. Тогда раннее развитие действительно великий вклад в малыша, как в будущего взрослого. Взрослого, который будет свободной личностью, ответственной за свою жизнь и судьбу.


Правила раннего развития:

2.jpg


- Ранним развитием ребенка занимаются родители. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. 
- Развивать по всем направлениям, не забывая про развитие личности ребенка. Важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка, не прибегая к насильственным методам педагогики. Уважать личность ребенка.
- Обучение в раннем возрасте – это игра. Самое главное – позитивный настрой, хорошее настроение, получение удовольствия от познания и ощущение счастья.
- Необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.


Итог: Радует тот факт, что возрождается традиция домашнего родительского образования, но уже на новом, современном уровне. Конечно, менять в себе стереотипы взаимоотношений с детьми - дело не из простых. Поэтому, особенно приятно, что многие родители начинают задумываться над этим вопросом еще до рождения малыша. Сами проходят обучение, тренинги, читают специальную литературу. Все более осознанным становится подход к развитию малыша. И к тому моменту, как ребенок родиться, мама с папой успевают продумать основные линии его воспитания, договариваются о единой стратегии между собой, развиваются сами.



Автор: Елена Лазарева перинатальный психолог, тренер, 

автор и ведущая курсов по подготовке к родам и материнству, 

счастливая мама двух дочек, создатель «Школы мам Елены Лазаревой»



  • SAND-ART или рисунки песком

    SAND-ART – это метод который применяется педагогами-психологами,  психологами-консультантами для решения развивающих, воспитательных, коррекционных, обучающих и терапевтических задач. Песок – это живой природный  материал.Его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на...

  • Режим дня школьника
    Режим дня школьника

    Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщенны, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество...

  • 5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?
    5 способов развить у ребёнка логическое мышление и зачем это вообще ему нужно?

    Развитое логическое и пространственное мышление помогает учиться, достигать высот во взрослой жизни, эффективно решать учебные и жизненные задачи. Например, собирать грибы: находить и определять съедобные и несъедобные, не заблудиться в лесу или суметь найти выход из проблемной ситуации. ...

  • Топ-8 мультфильмов для дошкольников

    Существуют ли дети, которые не любят мультфильмы? Мы таких ещё не встречали! Отложить игрушки и погрузиться в яркую, захватывающую историю – что может быть лучше?  Мы подготовили подборку из 8 отличных анимационных фильмов, которые обязательно понравятся вашему ребенку. У каждого мультика...

  • Одеваем ребенка в детский сад
    Одеваем ребенка в детский сад

    Ребенок проводит в детском саду очень много времени. Он там ест, спит, общается с ровесниками, играет, занимается и отдыхает. И еще гуляет! И как раз тут начинаются проблемы: то комбинезон неудобный, то надевать его трудно, то он быстро пачкается. А если ноги промочил? Как не замерзнуть?...

Возврат к списку

Написать комментарий
Введите код с картинки
Яндекс.Метрика