Трудности в воспитании приемных детей
Любовь и внимание, человеческое терпение и понимание способствует воспитанию ребенка, в том числе ребенка, который на данный момент ведёт себя непонятно для родителей. Это правило, конечно, относится не только к приёмным детям. Однако больше всего мифов и предубеждений в обществе вокруг приёмных детей: они трудные, они проблемные, они тяжёлые, нужно приложить очень много усилий, чтобы их вырастить. Во многом это правда. Вообще с детьми надо прикладывать много усилий, и любой ребенок требует к себе внимания и постоянного контроля. Приёмный ребёнок требует в разы больше. Кроме того, ему необходимо колоссальное количество времени и усилий, чтобы к вам привыкнуть: к вашему образу жизни, окружению, дому. Об этом не всегда думают, и как только приводят ребёнка домой, считают, что ребёнок уже готов к жизни в семье. Однако в его жизни всё очень резко поменялось. Настолько резко, что ребёнок испытывает стресс. Придётся поменять не только привычки ребёнка, но и свои – даже в первую очередь свои. Появление любого нового члена семьи – тёща приехала, брат остался в городе на сессию, родился кровный ребёнок или пришёл в семью приёмный – меняет привычный уклад жизни. Меняется распорядок дня, по-иному расставляются приоритеты. Но по своей практике я вижу, что приёмные родители об этом мало задумываются. Обычно говорят о том, что ребёнок должен поменяться, а не взрослые! Ребёнок должен соответствовать ожиданиям новых родителей, а они вроде бы и так сделали хорошее дело. Ребенок же начинает вести себя абсолютно непонятным, необъяснимым образом: может уклоняться от ласки, и даже проявлять агрессию в ответ на попытки сблизиться, кричит, не отдаёт игрушки…
Часто у нас нет времени просто посидеть с ребёнком. Общение с ребёнком происходит параллельно с другими делами: по телефону с коллегой дела обсудить, посуду помыть, еду приготовить. Но одно дело быть рядом с ребёнком, а другое – быть в этот момент только его. Задумайтесь, сколько качественного времени вы проводите рядом с ребенком. Сколько времени вы не занимаетесь никакими другими делами, кроме общения с ним. Для приёмного ребёнка это не роскошь, а необходимость. В это время удовлетворяются и восполняются базовые потребности в любви, в безопасности, принадлежности к семье, которые не сформированы у него в течение жизни. Это адаптационный период, на него уходит от 2 до 5 лет. Это достаточно сложный период, т.к. адаптационные расстройства провоцируют трудное поведение у детей. Порой приёмные родители бывают к этому не готовы, и есть иллюзия, что вы возьмёте ребёнка – и сразу всё будет хорошо, все друг друга полюбят. Действительно не каждый готов столько терпеливо ждать и вкладывать в ребёнка.
У приёмных родителей есть определённые ожидания, что должен уметь ребёнок в том или ином возрасте. Но приёмный ребёнок может не обладать этими умениями. Не потому что его не научили этому, а потому что он оказывается в стрессовой ситуации. А когда ребёнок испытывает стресс, он показывает регресс в развитии, он демонстрирует скачок назад. Приёмный же ребёнок, оказываясь в стрессовом состоянии, которое может быть спровоцировано отъездом родителя в командировку, госпитализацией и другими привычными для нас факторами, часто транслирует поведение того возраста, в котором произошло либо его изъятие из семьи, либо потеря семьи. Буквально, дети 6-7 лет могут начать сосать палец, перестать проситься в туалет, кидаться на пол в истерике – типичное поведение трёхлетки. В таком случае может помочь обсуждение с детьми своих планов. Нужно делать предупреждающие шаги, заранее обсудить с ребёнком, что произойдёт, подготовить к каждому новому действию. Как с малышами: сейчас мы будем одеваться, сейчас мы будем купаться, скоро пойдём гулять, вечером папа придёт. Такие предупреждения формируют стрессоустойчивость у ребёнка.
С самыми обычными, привычными для нас вещами ребёнок сталкивается первый раз. Он, возможно, никогда не выходил из дома один. Никогда не ходил в магазин. Он не умеет отстаивать себя и своё мнение. Страх, что его отдадут обратно, сохраняется у ребёнка годы. Никогда не давайте ему даже повода думать об этом. Даже если ребёнок сам кричит, что он хочет обратно – он провоцирует вас и хочет услышать обратное, что вы никогда его не вернёте.
С явными реакциями работать гораздо легче, чем с ребенком, который замыкается в себе, не транслирует свои проблемы и не готов к диалогу.
Трудное поведение может проявляться и тогда, когда какие-то сложности наблюдаются внутри семьи, и тогда, когда происходит что-то с семьёй. Особенно этому подвержены семьи, которые уже стоят на учёте и особом контроле. К приёмным же семьям повышенное внимание со стороны различных учреждений. Как только семья по неким показателям попадает в зону риска, в кризисную ситуацию, стоит вопрос об изъятии детей обратно – такое желание не со стороны родителей, а со стороны государства. Формальное, чиновничье отношение мешает нормальному течению жизни семьи. Родители готовы прожить вместе с ребёнком временные трудности, но испытывают ощутимое давление со всех сторон: со стороны социальных институтов и со стороны ребёнка, который показывает трудное поведение в ответ на сложности, которые испытывает семья. В это время необходимо максимально мобилизоваться и бросить все ресурсы на сохранение семьи. Конечно, хотелось бы более тесного межведомственного, коллегиального сотрудничества и человеческого отношения, направленного на то, чтобы семь поддержать, а не разрушить.
Трудное поведение ребёнка – это показатель того, что в семье что-то не так, и необходимо что-то изменить. Не всегда это очевидно, иногда нужно хорошенько поискать, что именно нарушено. В таком случае разговор с ребёнком должен строиться на партнёрских началах. Есть вещи в жизни, когда разговаривать можно только с позиции «я – родитель, ты – ребёнок», потому что дети в силу своего возраста не могут взять на себя заботу о безопасности, обеспечении семьи и тому подобное. Но таких тем не слишком много, постоянные же жёсткие требования приведут либо к тому, что ребёнок в будущем будет слушаться каждого, не только родителей, либо к тому, что ребёнок скопирует поведение старших и в ответ на родительское «Ты не будешь так делать, потому что я так хочу» скажет «Я буду так делать, потому что Я так хочу».
При поддержке Министерства социальной политики Нижегородской области
Похожие материалы
-
«Она прошла, как королева…», или На гребне Женской Волны Ответьте, пожалуйста, на один вопрос – честно-честно, положив руку на сердце… Спрашивали ли вы себя когда-нибудь: «Господи, ну и чем же я, женщина, кроме способности родить ребенка, отличаюсь от мужчины?». Не секрет, что мы, называемые по инерции слабым полом, становимся всё сильнее. Длинные...
-
Чешский «медведь» на российских дорогах 1 июня 2017 года марка ŠKODA официально презентовала долгожданный большой чешский внедорожник ŠKODA KODIAQ. Сайт для родителей «Мамуськи» командировал на закрытую презентацию автомобиля помощника редактора Катю Юрченко, и она с удовольствием расскажет о своих впечатлениях! ...
-
Документы няни: что нужно проверить? Все понимают, что выбор няни для своего ребенка - очень важный и ответственный момент. Хорошо, когда няню нам рекомендовали родственники или друзья. Но, к сожалению, так получается далеко не у всех. Многие ищут помощника через кадровые агентства, в Интернете или на форумах. Как убедиться, можно ли...
-
Приглашаем на тестирование косметики "МОЁ СОЛНЫШКО"! Едете в июне на курорт, к ласковому морю и жаркому солнышку? Скорее записывайтесь на наш тест-драйв!!! Мы тестируем набор замечательной солнцезащитной косметики "МОЁ СОЛНЫШКО", в который входят: - Крем SPF 30 - Крем SPF 50 ...
-
Оконные фильтры: тестирование с пристрастием Мы стали участниками необычного тестирования – нам предложили установить и испытать оконный фильтр. До этого момента я вообще не имела представления, что это такое и зачем это нужно. Как заявляет производитель, оконный фильтр - это «компактное пластиковое устройство,...
Мы в соцсетях: