Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Конкурс отзывов Агуша

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Мальчишки и девчонки: в чём разница?

В нашем обществе сейчас всё чаще женщины берут на себя традиционно мужские обязанности - материальное обеспечение семьи, решение серьезных проблем, осваивают мужские профессии.. Мужчины нередко принимаются за воспитание детей, порой оформляют декретный отпуск на себя, не боятся работы по дому. Хорошо это или плохо? Наверное, как обычно, истина где-то посередине, и есть как положительные, так и отрицательные стороны у такого перераспределения ролей. Но всё чаще мы слышим жалобы, что не осталось настоящих мужчин и сетования, что девушки нынче не женственны. Психолог семейного центра «Лада» Ирина Реута и молодая мама, тренер семейной Мягкой школы Лада Кочеткова поделились своими мыслями о том, что это значит - быть мужчиной и быть женщиной, и какие условия воспитания желательно обеспечить ребенку в зависимости от пола.
 
От природы психология мальчиков и девочек заметно отличается, причем с самого рождения. Именно это является основой того, что впоследствии они по-разному развиваются, нуждаются в разном подходе к воспитанию, в разном отношении со стороны мамы и папы, а также со стороны общества в целом. Миссии мальчиков и девочек, а в дальнейшем женщин и мужчин различны. 

Начнем с различий при рождении. Во-первых, девочки рождаются более зрелыми. Девочек на свет появляется меньше, чем мальчиков, и им нужно быть более выживаемыми. На мальчиках природа «ставит эксперименты». По статистике больше мальчиков страдает различными заболеваниями и отклонениями в здоровье. На протяжении первого года жизни мальчики в среднем вырастают больше, чем девочки. Но на втором году жизни девочки начинают перегонять. Разница при рождении в зрелости составляет около трёх недель в пользу девочек, и разрыв сохраняется: мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Мозг мальчиков при рождении весит больше, а развитие происходит по-разному – у мальчиков быстрее развиваются те отделы, которые отвечают за мышечную активность, а у девочек – центр речи и коммуникации. Конечно, очень разные есть мальчишки и девчонки, но статистика такова.

Для мальчиков жизненно необходимо пространство. Им необходимо при первой возможности начинать передвижения по квартире, их нельзя в этом ограничивать. Потом, когда он встаёт на ноги, ему нужна ещё и вертикаль: мальчишкам нужно карабкаться на крыши, на деревья, лестницы, изучать и осваивать пространство во всех трех измерениях. Если это стремление ограничить, это может привести к недоразвитию отделов мозга на уровне физиологии, а на уровне поведения – к неуверенности, зажатости, либо напротив агрессивности вследствие постоянного протеста.

К двум-трем годам у мальчиков появляется желание отстаивать свои интересы, иногда в довольно жесткой форме. Это приводит к борьбе, к дракам. Как же быть, когда девочки и мальчики растут в одном коллективе, например, в наших детских садах?

Как правило, дети приносят в детсад ту модель поведения, которую они видят в семье. Если рядом есть мужчины, на которых можно равняться, которые подают образец поведения, тогда мальчик растет как мужчина. Если мальчик один развивается в женской среде, ему неоткуда брать модель мужского поведения, и он копирует поведение женское.

Мальчик по своей природе нацелен на успех, на победу. Цель воспитания мальчика – помочь ему поверить в свои силы и почувствовать себя значимым в социуме. У девочки заметнее направленность на внутренний мир, на то, чтобы сперва заняться собой, а потом уже вокруг себя гармонизировать пространство. В этом смысле с девочками легче. Им не так нужны победы и успехи в социальном плане, дочка обычно ближе к родителям. Есть такой миф, что девочки послушнее – на определенном этапе да, но с возрастом это часто проходит.

Девочки более адаптивны. В детском возрасте это позволяет быстрее договариваться с ними, легче находить общий язык. Они легче подстраиваются под те условия, которые предлагают взрослые. Но мальчики в своём сознании легче принимают иерархию, если признают авторитет того, кто рядом. Сначала это взрослый, затем лидер группы. Мальчику нужна «стая», нужна цель, вектор, чёткие правила игры, и если лидер не он сам, то он готов следовать за другим. Девочка же обычно стоит особняком и обустраивает свой мир.

Сейчас вопрос о том, чтобы ввести раздельное обучение, не стоит. Традиция уже такова, что вся система ориентирована на совместное дошкольное и школьное обучение. Но обсуждаются проекты раздельных классов или гендерно-сенситивные предметы: математика в среднем лучше даётся мальчикам, русский и литературу успешнее осваивают девочки, физкультуру лучше вести отдельно, чтобы дети не чувствовали конкуренции, чтобы не появлялись проблемы с самооценкой.

Никто не говорит о том, чтобы изолировать мальчиков и девочек друг от друга. Общение происходит во дворе, на кружках и так далее. Предложения такого плана связаны лишь с тем, чтобы убрать конкуренцию между мальчиками и девочками там, где она не нужна. Но пока это лишь проекты и предложения, наш детский сад и школа не могут предоставить таких возможностей, и ответственность за гендерное воспитание  полностью ложится на семью.

Очень сильно влияют на самоопределение ребенка отношения между родителями, и, конечно, в идеале у ребенка должны быть и мама, и папа, любящие его и любящие друг друга. Их отношения становятся прообразом будущих семейных отношений ребенка. Есть две стратегии: либо мы строим свою жизнь по образу и подобию родительской семьи, либо вопреки этому. Это зависит от того, что нам было заложено в детстве и от индивидуальных особенностей характера.

Ведущая роль в семье – у мужчины. Мужчина – это стратег, это вожак. Он отвечает за тех, кто «в его стае», «на его территории», если они чувствуют себя в безопасности и им хорошо – мужчина понимает, что он всё делает правильно. Он оберегает свою жену, и если мальчик видит такое отношение, он учится брать на себя ответственность за благополучие своей избранницы. Если девочка видит, что мама счастлива, она понимает, что женщина достойна счастья, и она будет нацелена на такие отношения, которые будут приносить ей счастье, позволят быть нежной и хрупкой. 

Мама для мальчика – это возможность заглянуть в мир внутри себя. Мы уже говорили, что мальчики больше ориентированы на внешнее, на социум. Роль мамы в его жизни – это во многом возможность открыть свой внутренний мир. Мамина любовь должна быть безусловной. Если мамина любовь выдвигает условия: «Я тебя люблю, когда ты хороший», «Когда ты послушный», «Когда ты со мной дружишь против папы», - у мальчика появляется ощущение небезопасности мира, недоверия к миру. И опять же две стратегии – либо он этому миру сопротивляется и воюет с ним, либо наоборот, прячется, как улитка в домик. Роль папы в отношении мальчика – это партнёр, лидер, вожак. Папа говорит «А слабо тебе это сделать?» - и мальчик воспринимает это нормально, он готов чего-то достигать и соревноваться. Папа – это главный друг, но и главный соперник. Управление собственным гневом, собственный страхом – это в первую очередь пример отца. Как ведет себя отец, как он справляется с трудностями – всё это запоминается, и из этого формируется модель поведения мальчика во взрослой жизни.

В плане выражения чувств и эмоций девочкам позволяется больше. Девочкам разрешено бояться, плакать, уставать. В сторону мальчиков часто произносятся такие слова как «Не хнычь, ты же мужчина!». Этого требует общество, эти требования предъявляются к мальчику, а затем мужчине всю жизнь. Но если мы совсем не разрешаем мальчику чувствовать, это со временем ударит по нему же и по его близким. Правильнее  не запрещать бояться, а показать выход из ситуации. Как раз тут очень нужны мамы и папы. Папа должен показать, что надо стиснуть зубы, преодолеть, справиться, надо управлять собой. А мама может позволить выплеснуть эти чувства, быть слабым наедине с самим собой, но при этом поддержит, протянет руку, даст выйти из этого состояния мягко. Мальчиков хвалят за действия, за достижения, это для него важно. Для мальчика важны отрезки жизни: цель – достижение цели – результат.

Женская территория – внутренний мир и небольшая территория вокруг. Расцвет у девочек начинается изнутри, и мама как раз должна показать пример того, как взращивать этот сад души. Мама для девочки – образец того, как построить внутреннюю гармонию. Счастливой, спокойной, гармоничной маме, разумеется,  легче научить этому дочь. Папа для девочки – это зеркало, которое говорит «Ты принцесса, ты красавица!» Хвалить девочек лишь за достижения – значит настраивать её на мужскую модель поведения. Девочкам говорят, как их любят, какие они красивые, сколько счастья они приносят в жизнь родителей. Девочка должна чувствовать любовь в процессе. Женщина 9 месяцев носит ребенка, затем за ним ухаживает, воспитывает, и этот процесс постепенного наблюдения изменений – основное предназначение женщины. Проблема многих современных женщин – нацеленность на результат, и невозможность получать радость от воспитания ребенка, потому что результата как такового ждать годы и десятилетия. Отсюда и желание как можно быстрее научить малыша чему-то, чем можно было бы похвастаться перед знакомыми (результат!), и скука от ежедневных дел, ежедневного, однообразного, как им кажется, общения с ребенком. Ритуалы, традиции, ежедневные заботы – это всё для девочек. Уход за цветочками, обустройство дома – это первые шаги к тому, чтобы научиться получать радость и удовольствие от процесса.

Дети мудры от природы. Они достаточно чётко дают понять родителям, в чём они нуждаются. Если мальчику и девочке предложить построить или нарисовать лучший дом на свете, мальчик изобразит вокруг дома дорогу, машины, а девочка сделает кроватки, шкафчики, цветочки… Мальчику важно то, что вокруг, девочке – то, что внутри.

Чаще всего девочка бежит обниматься и спрашивает: «Ты меня любишь?», и взрослая женщина продолжает спрашивать всю жизнь «Ты меня любишь?». Мужчины удивляются – зачем повторять это каждый день, уже ведь всё сказано! Мальчик же бежит  к родителям с результатом и кричит «Правда, я молодец! Глядите, что у меня получилось!». Получая похвалу за то, что он сделал, он доволен и счастлив. Нужно прислушиваться к детям и следовать за ними. Нередко мамы у своих дочек учатся тому, как быть настоящей женщиной! Наблюдая за тем, как маленькие дочки начинают украшать дом, требуют внимания и любви к себе, заботы, мамы, которые недополучили всего этого в детстве, обращают внимание на самих себя и задумываются о том, чего им хочется и какими они должны быть. 

Сейчас очень высок процент неполных семей. Как правило, дети остаются с мамой, а отцы иногда вообще исчезают из жизни ребенка. Для девочек роль папы тоже важна, но по мальчикам отсутствие отца бьёт сильнее. Однако мир двуполый, и если мама видит, что мальчик одинок в женском мире, первая задача мамы – найти мужчин вокруг, на которых можно будет равняться. Родственники, семьи друзей, в которых отцы занимаются с детьми и готовы общаться и с этим ребенком, секции, где тренер сможет стать образцом поведения, отношения, мужского взгляда на жизнь. Образ папы всё равно должен оставаться в семье, и ребенок должен ощущать его поддержку. Но этот образ должен быть жизненным, реальным, а не однобоким – исключительно хорошим или плохим. Обсуждая книги и мультфильмы, стоит обращать внимания на героев-мужчин, рассуждать, что в них мальчику нравится, а что не нравится, в чем он хотел бы быть на них похожим. Ни в коем случае нельзя транслировать обиду на папу, потому что каким бы он ни был, отец – часть вашего ребенка, и ребенок начинает воевать сам с собой.

Большое счастье, когда в одной семье растут братишки и сестренки. Мы много говорили о различиях между мальчиками и девочками, как же их объединить, сплотить? В некоторых семьях покупают разные игрушки, и кажется, что разделить детей разного пола по интересам проще. Позвольте же им играть так, как они хотят! Разрешение конфликтов – это освоение способов выживания в обществе, развитие навыков общения между мужчинами и женщинами. Не нужно придумывать ничего особенного, дети прекрасно налаживают контакт между собой. Не надо пугаться, когда мальчик берется за куклы или за посудку сестры, не надо переживать, когда девочка интересуется машинами или монстрами, в которые играет брат. Все эти игрушки решают разные задачи – побороть свой страх, утолить свой интерес к окружающему миру, научить заботе. Это как раз та благоприятная среда, в которой дети развиваются вместе, гармонично и легко, и учатся строить отношения.

Не бойтесь слушать своих детей, доверять им, следовать за ними. Наслаждайтесь тем временем, которое вы проводите со своими детьми! Будьте с ними рядом: всё, что заложено в детстве, так или иначе реализуется во взрослой жизни. 

Подготовила Анна Перевезенцева по материалам радиоклуба «Растем вместе!»
Полная версия эфира доступна на сайте радио «Образ»




 




  • Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!
    Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!

    Весна в этом году выдалась затяжная и пасмурная, да и наступивший июнь редко балует нас и наших малышей солнечными деньками. Но вместе с тем природу всё равно не победить! Коварные комарики уже звенят над ухом во время прогулок, а  значит нужно грамотно защищаться от них! Подойдет ли одно...

  • Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни
    Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни

    Лето – удивительное время года, когда особенно хочется наслаждаться жизнью и баловать себя новыми вкусами. С ним ассоциируются не только солнце, цветы и семейный отдых, но и освежающие лакомства, спасающие от жары. Чтобы создать летнее настроение, которому не помешает даже непредсказуемая погода,...

  • Учимся, играя: песок и вода
    Учимся, играя: песок и вода

    Лето – чудесная пора для детей всех возрастов, а также и для их заботливых родителей. Меньше капризов вокруг сборов на прогулку, долгих одеваний, вытаскивания громоздких снегокатов и санок. Достаточно просто сунуть ноги в сандалии – и мы уже на свободе! И если зимой мы копали снег и строили крепости,...

  • Акклиматизация – что это такое?
    Акклиматизация – что это такое?

    Собираясь с ребенком на отдых, трудно предусмотреть всё. Казалось бы, вещи собраны, аптечка готова, документы в порядке. Однако есть одна проблема, о которой нельзя забывать, - это процесс акклиматизации.  Что такое акклиматизация? Акклиматизация – это как процесс приспособления организма...

  • Детское время: знакомим ребенка с понятием времени
    Детское время: знакомим ребенка с понятием времени

    Время «уходит», «убегает» и «течет». Оно «останавливается», «теряется» или его просто «нет». Его даже можно «убить». Каждый по несколько раз в день оперирует этими словами по отношению к такой неуловимой и дефицитной в нашем взрослом мире категории как время. Что же за образ этого неуловимого времени,...

Возврат к списку

Яндекс.Метрика