Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Конкурс отзывов Агуша

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Наталья Садова: «Детский и юношеский спорт – это основа побед на Олимпиаде!»

Наталья Садова, заслуженный мастер спорта, многократная чемпионка России, Европы, чемпионка мира, серебряный призёр Олимпийских игр 1996 года, обладательница золотой медали Олимпиады 2004 года в метании диска, директор комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №1, рассказала о состоянии детского спорта в Нижегородской области, о том, как приобщить ребёнка к занятиям спортом, какие возможности для этого существуют в нашем регионе, и что для этого делается в нашей стране. 

- Наталья, в своё время вы не раз говорили, что мечтаете об Олимпиаде в Москве. Напомню, что обсуждалась возможность проведения Летних Олимпийских игр в Москве в 2012 году. Вы были готовы остаться в большом спорте и принять участие в этих соревнованиях, если бы Олимпиада состоялась в нашей стране. Насколько это важно для спортсмена, чтобы соревнования проходили «на его территории» и почему, что это даёт?

- Говорят, что дома и стены помогают. Олимпиада в своей стране даёт то, что ты готовишься заранее на своей территории, у тебя большая группа поддержки – родные, болельщики. Хорошо, что у нас сейчас проходят Зимние игры, но, надеюсь, и Летняя Олимпиада тоже у нас рано или поздно состоится. 

- Когда стало известно о том, что город Сочи будет принимать Олимпиаду 2014, сразу появились как сторонники, так и противники, но одним из основных аргументов было то, что отныне будет уделяться повышенное внимание детскому спорту. Как вам кажется,  с 2007 года, когда Международный олимпийский комитет поддержал заявку России, изменилось ли что-то в это области, чувствовалась ли большая поддержка детского и юношеского спорта?

- Детский и юношеский спорт – это основа побед и рекордов на Олимпиаде. Без детей, без начальной спортивной подготовки профессионального спорта не будет. Это база, которая нарабатывается в юном возрасте, когда происходит становление характера, когда они привыкают к победам – пусть пока на маленьких соревнованиях, развиваются и физически, и морально. По области построено много ФОКов. Это очень хорошо, так как они рассчитаны на массовость, на приобщение к спорту с самого раннего возраста. Для начальной подготовки детей это самый доступный вариант. Занятия начинаются в игровой форме. Закладывается и формируется интерес к спорту. Благодаря ФОКам в нашем регионе стало гораздо свободнее со льдом и водой – то есть появилось много новых катков и бассейнов, раньше ощущалась острая нехватка таких объектов. В преддверии Олимпиады акцент всё-таки делался на зимние виды спорта, но я бы не сказала, что были какие-то существенные различия. Более или менее равномерная поддержка оказывалась.

- Наталья, вы из очень спортивной семьи. Ваш отец – Иван Никитович Коптюх - ваш первый тренер, заслуженный тренер России, ваш муж – Михаил Владимирович Садов – признан лучшим тренером 2012 года, брат, дочь – все профессиональные спортсмены. Вы наблюдаете ситуацию вокруг детского спорта уже много лет – собственно, ещё с советского времени, потом перестроечные годы, девяностые, и, наконец, наши дни. Вы ведь всегда тренировались в Нижнем?

- Да, всегда в нашем городе.

- Ваша оценка нижегородского спорта на данный момент.

- Не хотелось бы пессимизма, но базы, на которых я тренировалась ещё 20-25 лет назад, с той поры почти не восстанавливались. Естественно, если не поддерживать спортивные объекты, они разрушаются. Большая проблема у нас, если брать ДЮСШ и СДЮШОРы, с материальной базой. Придя в ФОК, ребёнок захочет туда войти: всё красиво, всё сверкает. Следующий этап спортивной подготовки, более профессиональный и направленный – это как раз спортивные школы. Туда ребёнок приходит и видит практически руины. Родители, конечно, тоже это видят, и иногда даже теряются и отказываются от идеи водить туда своих детей. 

- То есть получается, что больше ориентация на массовый спорт?

- Получается, что да. Но с другой стороны, мы же гордимся своими спортсменами, достигшими высокого уровня, мы хотим, чтобы они тренировались у нас, мы ждём высоких достижений. Но почему-то пока проблем много, нужно работать в этом направлении.

- Вообще, как Вам кажется, Нижний Новгород – спортивный город? В широком смысле, много ли людей, по сравнению с другими городами, странами, принимают участие в массовых спортивных мероприятиях? 

- Я считаю, что да. Спортивных мероприятий проводится достаточно много: и «Лыжня России», и марафоны, эстафеты, пробеги, и это только малая часть того, что есть у нас в городе.

- И всё-таки массовые старты – это скорее физкультура, а насколько привлекателен наш город и наша область с точки зрения профессионального спорта, спортивной карьеры? То есть, если подросток понимает, что хотел бы связать со спортом свою жизнь, и это уже не просто увлечение, а призвание.

- Это очень тяжелый вопрос. Я уже говорила, что у нас с профессиональными спортивными базами очень и очень большая проблема. Спортсмены высокого уровня есть, а баз нет. Недавно была церемония награждения лучших спортсменов по итогам года, и у нас достаточно большое количество спортсменов высокого уровня -  призёры и чемпионы Олимпийских игр, чемпионы мира, Европы, баскетбольная и волейбольная команды играют хорошо, но, к сожалению, тренируются они в основном не в Нижнем. Многие уезжают на тренировочный процесс в те места, где лучше организация и состояние спортивных баз. Это Татарстан – в Казани отстроили хорошие комплексы, Чебоксары в Чувашии, Саранск в Мордовии. То есть вокруг Нижнего Новгорода очень много современных спортивных центров, но в нашем городе пока нет ни одного.

- В каких видах спорта нижегородские спортсмены выступают лучше всего?

- Большинство выдающихся спортсменов-нижегородцев представляют лёгкую атлетику. Светлана Школина стала чемпионкой мира по прыжкам в высоту в прошлом году на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в Москве, Татьяна Фирова выиграла золото в эстафете, Валерий Пронкин в метании молота стал чемпионом Европы среди юниоров. Подрастает хорошее поколение лыжников и конькобежцев. Недавно девочки Даша Качанова и Наталья Воронина выиграли чемпионат России и едут на чемпионат Европы среди юниоров.

- Сейчас нет проблем записать ребёнка в спортивную секцию. Если есть время, есть материальная возможность, то место найдётся всегда, в Нижнем большое количество разнообразных секций, как муниципальных, так и коммерческих. Как родителям определиться с выбором места для тренировок? Выбрать ли престижный фитнес-центр, секцию в физкультурно-оздоровительном комплексе или спортивную школу? Люди, далёкие от мира спорта, весьма смутно представляют, в чём разница.

- Выбор за родителями, но фитнес-центры – это больше физкультура и оздоровление, а профессиональный спорт – это ДЮСШ, СДЮШОР. Но состояние школ, повторюсь, далеко от идеального, будьте к этому готовы. Но есть у нас фанаты - и родители, готовые преодолевать эти трудности, и дети, которые в какой-то момент серьезно заинтересовались спортом, - им будет всё равно, лишь бы тренироваться.

- В частных центрах принимают всех детей – при отсутствии противопоказаний и при наличии мест – и практически не могут «выгнать» ребёнка из секции. В муниципальных учреждениях, кажется, дело обстоит иначе, ребятишки проходят отбор, и принимают самых способных. Каков порядок приёма в детско-юношеские спортивные школы? Можно ли подготовить ребёнка к поступлению в спортивную школу?

- Первый раз слышу про отбор в муниципальных, некоммерческих спортивных школах. Родители приходят с детьми, записывают в тот или иной вид спорта, представленный в этой школе, приносят медицинскую справку о состоянии здоровья – и всё. Не требуется определённых навыков, умений. Это как в первый класс школы – при поступлении в школу с вас же не требуют знания каких-то формул. Места есть практически всегда, не слышала о таком ажиотаже, чтобы не хватало мест в спортивной школе.

- А отказаться тренер от ребёнка может?

- Может при определенных условиях. Например, из-за поведения. Но с другой стороны, тренер – это преподаватель, он должен с ребёнком и общаться на эту тему, воспитывать. Может также тренер увидеть, что ребёнок в этом виде спорта не добьется успехов, например, не выдерживает физических нагрузок. Возможно, посоветует перейти в другой вид спорта, к другому тренеру – на усмотрение родителей и ребёнка.

- Вот к слову о «способных» и «неспособных» детях. Наверное, каждый, кто хотя бы немного интересовался биографией спортсменов, слышал или читал истории о том, как будущих прославленных звёзд спорта в самом начале их карьеры не считали особо талантливыми, не возлагали на них больших надежд. Или что в каком-то виде спорта ребёнок не достиг больших успехов, зато потом его заметил тренер по другому направлению, и разглядел незаурядные способности. Всем родителям хочется верить, что их дети – самые-самые. Но адекватно оценить своего ребёнка, особенно если сами вы не имеете отношения к спорту, непросто. Кто это может сделать?

- Я согласна с тем, что на «способных» и «неспособных» детей делить нельзя, скажу даже цитатой, что «нет неспособных детей». Просто требуется индивидуальный подход. Вся надежда, конечно, на тренера. Тренер должен быть профессионалом и вовремя разглядеть талант или посоветовать сменить вид спорта. Есть многие виды спорта, в которых всё равно идёт антропометрическая оценка человека. Например, ребёнка на голову выше сверстников нет смысла отдавать в гимнастику и наоборот, есть требования к росту в баскетболе и волейболе. Тренер всё равно советуется с родителями. Проходит какое-то время – год, два года тренировок – и если результат есть, работают дальше, если результатов нет, то опять советуются с родителями, и если они настаивают на том, чтобы ребёнок занимался этим видом спорта, спортивная школа не имеет права просто исключить юного спортсмена.

- Как выбрать вид спорта для ребёнка? На что обратить внимание, чтобы оценить, насколько ему подходит то или иное направление, или же просто послушать, чем хочет заниматься сын или дочка?

- Думаю, что желание ребёнка должно стоять на первом месте. Он придёт в коллектив, у него будет группа ровесников, это тоже интересно, они между собой будут общаться, дружить, подтягиваться, соревноваться, если желание заниматься он принесёт с собой.

- Отношения с тренером, особенно если юный спортсмен добивается высоких результатов, а значит, проводит много времени на тренировках, складываются совершенно особенные, великие наши спортсмены говорят о своих тренерах, как о вторых родителях. Прекрасно, если отношения действительно складываются так. А если нет? Если ребёнку не нравится тренер?

- Вариант только один – менять тренера. Никто не может заставить ребёнка. И родители должны понимать, и мы понимаем, что когда ребёнок с неохотой, с нежеланием идёт на тренировки, это уже травмирование детской психики. В большинстве случаев через «не хочу» высоких результатов всё равно не добьешься.

- Когда мы говорим об общеобразовательной школе, мы всегда обращаем внимание, что для достижения хороших результатов в учёбе нужно участие и активное взаимодействие трёх сторон – учителя, ученика и родителей. Как обстоят дела в спорте? Какова роль родителей в воспитании юного спортсмена?

- Точно так же. Это трёхстороннее сотрудничество. Если родители отдали ребёнка в спорт, значит, они взаимодействуют с тренером, тесно общаются, и это общение идёт в поддержку юного спортсмена. Требования, которые тренер предъявляет к ребёнку, напрямую касаются родителей. Ребёнок сперва учится в школе или посещает детский сад, потом идёт в секцию, потом учит уроки и ложится спать. Родители должны помочь организовать день так, чтобы ребёнок не смертельно уставал. Родители должны предупреждать тренера о нагрузке в школе, если в какой-то период в школе нагрузка возросла, то тренер может смягчить режим тренировок, либо наоборот, тренер говорит родителям, что сегодня была тренировка серьезная, вы уж ребёнку помогите с уроками, он устал.

- В одном из ваших интервью, лет девять назад, вы говорили о том, что ваша дочь, которой тогда было 12 лет, тоже занимается спортом, и так увлеклась, что вам с мужем приходится – цитирую – «возвращать её в школу». Думаю, это проблема многих спортсменов. Тренировки несколько раз в неделю, сборы, соревнования – всё это отнимает массу времени. Возможно ли совместить спорт и хорошую учёбу?

- Знаете, возможно, было бы желание. Это сложно, это огромный труд, но без учёбы нельзя, это на первом месте. Я знаю спортсменов, которые с золотой медалью оканчивали школу и становились олимпийскими чемпионами. Есть, конечно, и те, кому пришлось выбрать – образование или спорт, есть среди выдающихся спортсменов и стопроцентные троечники, знаю такого – сразу скажу, что это давно было, - которому учителя пророчили тёмное будущее из-за того, что плохо учился, но сейчас это уважаемый человек, великий спортсмен.

- Не всегда родители рады тому, что их ребёнок всерьёз увлекся спортом. Опасения связаны и с риском травм, и с тем, что век спортсмена не так долог. Зависит от вида спорта, где-то и в 25 уже не выходят на соревнования, где-то и за сорок выступают, но всё-таки карьера спортсмена короче, чем другие. И вот родители переживают: «Будет тебе 30 лет, останешься ты ни с чем, что ты будешь делать потом». Что же можно делать потом? Какие есть возможности для получения образования и продолжения спортивной карьеры в нашем городе?

- Даже не знаю, что ответить. Я не знаю таких людей, которые по окончании спортивной карьеры остались бы никем. Спорт много даёт человеку. Продолжать образование можно в профильных учебных заведениях. Если идти, например, в Институт физкультуры, там спорт на первом месте, и поблажки для спортсменов в виде индивидуального графика учёбы существуют, и спортсмен может совмещать сборы, соревнования и учёбу. К тому же сейчас очень много информации в электронном виде, всё это доступно, можно восполнить пробелы самообразованием. Работать можно практически в любой области, к чему душа лежит. Тренерская работа не для всех, и обычно даже великие спортсмены остаются великими спортсменами, не становятся выдающимися тренерами, и наоборот, люди, не достигшие каких-то невероятных результатов в спорте, могут быть великолепными наставниками. 

- Если бы Виктория не захотела заниматься спортом – стали бы настаивать?

- Скорее да. У нас папа очень строгий, думаю, что он бы настоял.

- Несколько лет назад ваш муж и тренер, Михаил Садов, в одном из интервью предположил, что вы и ваша дочь можете сойтись в одном секторе на больших соревнованиях. Довелось ведь соревноваться в одном турнире?

- Да, это было в Подольске, Кубок России. Все возраста выступали вместе. У нас с Викой разница 20 лет, и мы соревновались. Конечно, о настоящем соперничестве речи не шло, скорее, было интересно болельщикам, даже слышно было, как обсуждали и фотографировали такое событие – мать и дочь на одних соревнованиях. Но сейчас она метанием диска не занимается, занимается метанием молота. Кумир у неё Татьяна Лысенко – олимпийская чемпионка и чемпионка мира, и так как на сборах наш ребёнок находился практически с пелёнок, Вика знала всех спортсменов, и с Таней они знакомы давно. У них довольно большая разница в возрасте, но, можно сказать, они дружат.

- Спорт - это не только победы, и не только честная борьба. Спорт – это ещё и тяжёлая работа, и поражения, и иногда несправедливость со стороны судей. Спортсмен должен обладать определёнными качествами характера, чтобы не сломаться, чтобы иметь силы во что бы то ни стало идти вперёд. Как спортсмены справляются с переживаниями? Вы можете дать совет начинающим спортсменам и их родителям, как не бросить всё после первого же – или наоборот, далеко не первого – поражения?

- У меня один раз в жизни был срыв, после сезона 2003 года: я стала пятой на чемпионате мира и сочла это крайне неудачным выступлением, приехали домой, я мужу сказала, что всё, я больше тренироваться не хочу, не могу, у меня нет сил. Он дал мне время. Недели две я сидела дома, занималась какими-то бытовыми делами, и чувствую, что чего-то не хватает, мне нужно идти в зал, на тренировку, нужно заниматься. И я отодвинула уже этот неудачный сезон на задний план и поставила перед собой новую цель, впереди были как раз Олимпийские игры 2004го года в Афинах. Никто не давил, не настаивал, я сама привела в порядок свои мысли, и пришла к выводу, что ничего страшного не случилось, что жизнь продолжается, и я ещё могу достичь в спорте более высокого уровня. Поддержка близких, конечно, очень важна для спортсменов, потому что сидеть и прокручивать одни и те же мысли, неудачи в голове очень тяжело, а близкие могут поддержать, отвлечь. Это очень важно и для начинающего, и для опытного спортсмена.

Подготовила Анна Перевезенцева по материалам программы «Растем вместе!». 
Полную версию эфира можно послушать по ссылке  http://radioobraz.ru/archive/ethers/sport-sport-sport/



  • Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!
    Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!

    Весна в этом году выдалась затяжная и пасмурная, да и наступивший июнь редко балует нас и наших малышей солнечными деньками. Но вместе с тем природу всё равно не победить! Коварные комарики уже звенят над ухом во время прогулок, а  значит нужно грамотно защищаться от них! Подойдет ли одно...

  • Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни
    Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни

    Лето – удивительное время года, когда особенно хочется наслаждаться жизнью и баловать себя новыми вкусами. С ним ассоциируются не только солнце, цветы и семейный отдых, но и освежающие лакомства, спасающие от жары. Чтобы создать летнее настроение, которому не помешает даже непредсказуемая погода,...

  • Учимся, играя: песок и вода
    Учимся, играя: песок и вода

    Лето – чудесная пора для детей всех возрастов, а также и для их заботливых родителей. Меньше капризов вокруг сборов на прогулку, долгих одеваний, вытаскивания громоздких снегокатов и санок. Достаточно просто сунуть ноги в сандалии – и мы уже на свободе! И если зимой мы копали снег и строили крепости,...

  • Акклиматизация – что это такое?
    Акклиматизация – что это такое?

    Собираясь с ребенком на отдых, трудно предусмотреть всё. Казалось бы, вещи собраны, аптечка готова, документы в порядке. Однако есть одна проблема, о которой нельзя забывать, - это процесс акклиматизации.  Что такое акклиматизация? Акклиматизация – это как процесс приспособления организма...

  • Детское время: знакомим ребенка с понятием времени
    Детское время: знакомим ребенка с понятием времени

    Время «уходит», «убегает» и «течет». Оно «останавливается», «теряется» или его просто «нет». Его даже можно «убить». Каждый по несколько раз в день оперирует этими словами по отношению к такой неуловимой и дефицитной в нашем взрослом мире категории как время. Что же за образ этого неуловимого времени,...

Возврат к списку

Яндекс.Метрика