Женское счастье Юлии Свежаковой
Актрису Московского театра Юного Зрителя Юлию Свежакову вы наверняка узнаете на улице. Такое лицо трудно не заметить. В нем есть что–то пронзительное, что–то неуловимо–непостижимое. Может быть, глаза? Глубокие, задумчивые, очень выразительные...
Яркие, незабываемые образы, созданные Юлией в фильмах «Дети Арбата», «Третьего не дано», «Барак», «Свободная от мужчин» сразу запомнились зрителям. Юлия — обладательница нескольких престижных театральных премий, среди которых «Хрустальная Турандот» и «Лучшая драматическая роль». Она умна, красива, талантлива и скромна. Юлия не часто дает интервью, а между тем, она прекрасная собеседница.
- Юля, скажите, что такое для вас самоуважение?
- Гармония с собой. Сейчас меня многое в себе устраивает, а раньше - злило и раздражало. Потому и «мотало» из стороны в сторону. Со временем я согласилась с некоторыми своими качествами. Наверное, самоуважение — это когда ты принимаешь себя таким, каков ты есть.
- Считается, что актер – не женская профессия. Не случайно ведь в древнем театре играли одни мужчины. Почему вы выбрали для себя именно этот путь?
- Думаю, что путь был предрешен. Мама – актриса по образованию, работала режиссером. Я в театре буквально с малолетства: на репетициях, спектаклях – такой театральный ребенок. Я очень любила и люблю своих родителей (папы, к сожалению, уже нет), потому считала для себя единственно возможным быть, как отец, – врачом, или, как мама, — актрисой. И когда папа предложил мне посмотреть на хирургическую операцию («Все увидишь сама и решишь...»), я только представила себе «в красках», что именно предстоит увидеть, и сразу же поняла: буду актрисой. Я приехала в Москву из маленького, очень хорошего, очень мною любимого провинциального городка Кирово–Чепецка. Представляете, люди до сих пор спрашивают, где это... Подала документы в несколько театральных вузов, но когда вошла в садик перед ГИТИСОМ, сразу же решила, что буду учиться здесь. Я поступила довольно легко, на курс к Владимиру Наумовичу Левертову. Большое счастье у него учиться: он — педагог от Бога. Он растил нас, как «цветы в садике», бережно ухаживал, «поливал». Владимир Наумович понимал каждого своего студента и для каждого находил те слова, которые должен был услышать именно он. Обладал потрясающей способностью видеть направление развития личности любого из нас и поддерживал это развитие.
- Юля, вы — ведущая актриса детского театра. Такой выбор – осознанный?
- Так получилось. Когда я еще не окончила ВУЗ, в МТЮЗе искали актрису на роль Шурочки в «Иванове», я попробовалась, и, как говорят, «пришлась ко двору». Я училась и репетировала. И уже тогда понимала, что буду работать именно здесь. Конечно, показывалась и в других театрах, но это, скорее, потому, что так принято. Теперь я очень благодарна судьбе, что работаю в МТЮЗе. Правда.
- Играть для детей труднее, чем для взрослых?
- Я ведь играю не только в детских спектаклях! У меня очень много «взрослых» ролей. Для детей играть приятно, радостно. Для подростков — труднее. Тут нужно понимать, что у них – «переходный возраст», что они сбиваются стайками, могут вести себя вызывающе; стараются выделиться из толпы, что-то сказать, чтобы обратить на себя внимание. И от того, как идет спектакль, зависит и то, как они будут смотреть. Их нельзя обмануть. Часто именно по поведению зрителей-подростков становится понятно: справились мы со своей задачей, или нет. Если справляемся, могу сказать точно: дети и подростки — самая благодарная публика на свете.
- Ваша любимая роль?
- Мне трудно судить. Я их все люблю. У меня для каждой роли — отдельное место в сердце. Все начиналось с Катерины, с «Грозы». Это моя первая любимая «девочка», которая буквально выращена мной, нашим режиссером – Генриеттой Наумовной Яновской, моими партнерами по спектаклю. Потом была Таня Песоцкая в «Черном монахе». Здесь у меня тоже потрясающие партнеры: Игорь Николаевич Ясулович, Сережа Маковецкий... Наконец, третья любимая работа — чеховская «Дама с собачкой»... Да они все любимые!
- Вы ведь еще снимаетесь в кино?
- Не так много, как хотелось бы, но и здесь, думаю, есть у меня хорошие работы. К сожалению, фильм «Далеко от Сансет–бульвара» еще не появился в российском прокате, а о нем стоит поговорить. На фестивале во Франции фильм получил Гран–при... Моя героиня Лидия Полякова — собирательный образ звезды советского кино, хотя ее основным прототипом считается Любовь Орлова. Сложная, интересная, красивая история, которая, я уверена, и в России найдет своего зрителя. Недавно снялась в Америке, в фильме «Лифт». Сейчас, видите (Юля смеется), пришлось поменять «масть» — стать темной шатенкой! Это для съемок в продолжении известного сериала «Естественный отбор».
- Работу в кино вы ставите «после театра»?
- Знаете, нет. Все зависит от сценария, от команды, которая собирается. Кино — это здорово! Это такой актерский «тренинг», где ты должен максимально быстро включиться в обстоятельства, максимально остро реагировать на события, максимально профессионально собираться и выдавать все «на гора», потому что нет времени на долгие репетиции. Это интересно. Мне нравятся встречи с новыми партнерами, работа с талантливым режиссером.
В чем разница в мастерстве актера в кино и в театре?
В кино есть камера, есть крупный и дальний план, есть декорации – не такие, как в театре, есть некоторые другие особенности, но профессия одна. Либо ты профессионально работаешь, либо нет. Третьего не дано.
- Юля, а что для вас главное в профессии? Ее стержень?
- Думаю, что любовь и уважение к своему труду, к творчеству. Иначе никак. А еще самодисциплина. Потому что на съемки и спектакли уходит очень много сил; это большая затрата внутренних ресурсов, психической энергии. И нужно уметь ее восстанавливать, аккумулировать.
- Вы верите людям?
- Да. Однозначно. Иначе вообще ничего не имеет смысла: ни работа, ни творчество, ни сама жизнь. Доверие для меня — способ существования и взаимодействия между людьми. Если ты изначально смотришь на человека, как на способного скомпрометировать тебя, втянуть в некомфортную ситуацию, тогда вообще невозможно ни с кем общаться. Для меня открытые отношения — это то, что идет изнутри, это образ жизни и мысли, это изначальное исключение обмана.
- Юля, что для вас «женское счастье»?
- «Был бы милый рядом», как ни наивно и ни банально это звучит. Я в этом абсолютно уверена. Для меня очень важен мой дом, моя семья, наши внутрисемейные взаимоотношения. Я вообще считаю, что для женщины это самое главное. По молодости можно иметь непомерные карьерные амбиции, стремления к достижению определенного социального статуса, положения, звания, состояния. Потом понимаешь, что все это не имеет смысла, если ты одинока, и вокруг тебя нет тепла и уюта.
- Расскажите о своей семье.
- Моя семья — это мама, которая живет в Кирово–Чепецке, но очень часто к нам приезжает; это мой сын Дмитрий и мой друг, тоже Дмитрий, — не актер, «нормальный человек».
- Сын не собирается пойти по вашим стопам?
- Слава Богу, нет. Актером он быть не хочет, хотя, несомненно, Дима – человек творческий. Если бы захотел — я не препятствовала бы, но он пока не определился с профессией. Он сейчас много читает, и это меня радует. Раньше совсем не любил читать. Знаете, в выходные дни у нас с ним был ритуал: гуляем, идем в кафе, потом - в книжный магазин, где он скучал, пытался вытащить меня на улицу. А теперь его самого от книжек не оторвешь. Это здорово!
- Вы сама какие книги читаете?
- Сейчас читаю специальную литературу по психологии. Меня очень занимает все, что с ней связано. Параллельно с работой я учусь, хожу на психологические обучающие программы, тренинги, сама веду тренинги. Мне это сейчас очень близко и интересно.
Периодически перечитываю классиков, очень люблю Набокова. Зачитывалась Акуниным, как полстраны, наверное. Я с детства много читаю.
- Юля, чего вы боитесь в жизни?
- Иногда кажется, что я ничего не боюсь. Безусловно, страхи есть у каждого, но нужно посмотреть, с чем они связаны, и просто работать с этим. Сказать, чтобы я кого–то или чего–то боялась по–настоящему, — нет. Смотрю на этот вопрос философски.
- Что такое любовь?
- Вы задали самый важный и самый сложный вопрос. Потому что любовь с течением времени меняется. В каждый период жизни она приобретает своеобразные дополнения. В 20 лет я думала, что любовь — одно, сейчас понимаю, что это понятие для меня изменилось, может быть, расширилось, может быть, поменяло краски. По сути любовь — это то, что в нас есть, что заложено и что проявляется в отношении к родным, к человеку, который рядом, к детям, к животным, к природе, к самой жизни. Обилие оттенков чувств в сущности и есть любовь. Любовь — это истина. А для меня любовь еще и связана с понятием «открытия». Это то, что меняется и заставляет меняться нас.
- Вы верите в любовь с первого взгляда?
- Да, абсолютно. Помните, как у Пушкина в «Евгении Онегине»: «И в мыслях молвила: вот он!» Это случается. И для этого ничего не надо делать. Ты не думаешь, не оцениваешь, не рассуждаешь. Ты просто знаешь, что это так.
- Обрисуйте свой идеал.
- Чем дольше я живу, тем больше понимаю, что ничего идеального на свете не существует. Раньше у меня все было доведено до максимума: я сама должна быть идеальна, мир должен быть идеален, отношения должны быть идеальными, люди вокруг — безупречными. Это большое заблуждение, которое обязательно разрушается и причиняет боль. Мы для того и существуем в этом мире, чтобы работать с какими–то своими внутренними качествами, чтобы самосовершенствоваться, учиться понимать себя и других. Для меня нет идеального героя.
- Мудрая позиция. Кстати, что такое мудрость в вашем понимании, и всегда ли мудрость связана с возрастом?
- Не всегда. Когда младенец рождается, посмотрите ему в глаза: он мудрец...
Для меня мудрость — это целостное понятие. Это все, что связано с цельностью, с центром. Это восприятие мира таким, каков он есть. Это процесс постижения, это стремление к тому, чтобы видеть суть вещей, а не внешнюю оболочку.
И я хотела бы идти по жизни осознанно, приобретая и пестуя в себе те качества, которые необходимы, чтобы осуществлялись устремления и сбывались мечты.
- А о чем вы мечтаете?
- О многом. Мои мечты не связаны с чем–то материальным, они, скорее, определяют жизненные направления. Я хотела бы иметь возможность не только делать бытовые необходимые «рутинные» вещи, но и всегда иметь выбор, чем заниматься. Я хочу, чтобы был дом, где тепло и уютно, чтобы приходили гости, чтобы собирались друзья, чтобы родные были здоровы и счастливы. Сейчас, слава Богу, это есть, и пусть это не кончается, ведь по натуре я очень семейный человек...
В ближайшее время хочу работать. Есть потенциал, есть желание выложиться в творческом материале. И так как я об этом мечтаю, я знаю, что это обязательно сбудется!
Беседовала Татьяна Упирвицкая («Уютная газета»).
Похожие материалы
-
Рецепты правильного питания: творожная запеканка Продолжаем нашу рубрику «Рецепты правильного питания», и сегодня у нас очень вкусная творожная запеканка. С этим рецептом любая мамуська приятно проведет время на кухне, а затем за чаепитием. Готовить такую запеканку одно удовольствие – быстро и просто! Продукты доступны, а сочетание...
-
Рецепты правильного питания: Mug Cake Сегодня в нашей рубрике «Рецепты правильного питания» вас ждёт Mug Cake, который вы приготовите в обычной кружке! Вам понадобятся: - овсяные хлопья – 3 ст.л. - кокосовая мука – 1 ст.л. - натуральный какао – 1ст.л. - стевия по вкусу - разрыхлитель...
-
«Crazy-солнышко» своими руками: пошаговый мастер-класс Всем привет. Я – Ирина, мама сына (5 лет) и дочурки (8 месяцев). Я просто обожаю мастерить для моих деток различные развивашки и пособия. В магазинах сейчас просто огромный выбор всяких игрушек, но я давно заметила, что игрушками ручной работы мои детки играют куда охотнее! Сейчас в интернете...
-
Ребенок в самолете: инструкция для мамы В длительных путешествиях с ребенком обычно больше всего пугает родителей перелёт: что взять в самолет ребенку? Как занять кроху? Что делать, если он будет плакать? Современные авиакомпании достаточно заботливо относятся к пассажирам с маленькими детьми и вас избавят от многих лишних...
-
Рецепты правильного питания: имбирный корж Наши рецепты правильного питания содержат только натуральные ингредиенты с низким гликемическим индексом. Все предлагаемые нами рецепты - без сахара, пшеницы и жирных молочных продуктов. Вчера мы с вами готовили гречневое печенье, а сегодня нас ждёт имбирный корж! ...
Мы в соцсетях: