Наталья Васюкова, доцент МПГУ: «Ничего более раннего, чем предлагает детский сад, ребёнку не нужно»
В издательстве «Малыш» вышла новая серия больших хрестоматий для чтения детям 3-7 лет, собранная в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования. Это не просто коллекция детской литературной классики с качественными иллюстрациями, но и методические подсказки для родителей, позволяющие обсудить с ребенком прочитанное, прожить общие эмоции, и даже попытаться заглянуть во внутренний мир маленького человека.
Составитель хрестоматий — Наталья Васюкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета. Кроме того, Наталья Евгеньевна является одним из авторов вариативной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», по которой уже более 15 лет успешно работают многие детские сады в разных уголках нашей страны.
Мы встретились с Натальей накануне нового учебного года и поговорили о новых книгах и тенденциях системы дошкольного образования в целом.
- Наталья Евгеньевна, расскажите, что нового появилось в системе дошкольного образования в последние 2-3 года?
- Изменилось многое. Расскажу о наиболее важных преобразованиях. Не так давно был принят новый закон «Об образовании», в котором дошкольное образование признали отдельной ступенью общей образовательной системы. Во всеуслышание заявлено, что период 3-7 лет необычайно важен для развития ребенка, именно в это время закладываются базовые основы его дальнейшего развития. Да, это не обязательная ступень образования, родители по-прежнему могут выбирать, где и в какой форме обучать и воспитывать ребенка: дома, в каких-то кружках, центрах раннего развития или в детском саду. Вторая серьезная вещь — сформулирована новая цель образования.
- А раньше какая была цель? И почему появилась необходимость ее менять?
- Раньше детский сад в первую очередь освобождал родителей для работы, а во вторую - готовил ребенка к обучению в школе, передавая ему определенный набор знаний, умений и навыков. В современной ситуации быстрого обновления образа жизни людей, лавины информации, появления цифровых технологий мы, педагоги, даже до конца не осознаем, в каких условиях будет жить последующее поколение, к чему его готовить. Сейчас уже нельзя ограничиться передачей суммы знаний, их все равно не хватит человеку уже через 10-15 лет. Потому государство перед системой образования поставило совершенно новую цель — развивать личность ребенка, начиная с раннего детства, постепенно переводя процесс развития в саморазвитие человека.
- Что в представлении системы образования значит «развивать личность»?
- Это значит – помочь ребенку осознать себя самого: кто я?, что хочу?, что могу?, развивать его способности, характер, учитывать его возможности, заботиться о приобретении им собственного опыта, позволяющего в дальнейшем ориентироваться в новых жизненных ситуациях. Это более глобальные и важные вещи, чем приобретение конкретных знаний. А в развитии личности очень важно, какими индивидуальными качествами она обладает.
- Но это какие-то очень общие слова. Можно ли эту цель сформулировать более конкретно? Каких результатов должен достичь дошкольник?
- Можно. В образовательном стандарте результаты развития детей к концу дошкольного детства представлены в виде некоторого набора личностных качеств, необходимых ребенку для дальнейшего успешного обучения в школе, успешности в жизни. В первую очередь, это общая любознательность: стремление узнавать новое, везде совать свой нос и быть неутомимым почемучкой. Это и познавательные способности: воспринимать информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, умение принимать задачу и планировать способ её достижения, это навык рефлексии — получилось у меня или нет, и если не получилось, то почему. Еще одно ключевое качество — это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми: уметь вступать в диалог, формулировать свою точку зрения.
Есть еще одна очень важная вещь - активность и самостоятельность самого ребенка. Если раньше (да и сейчас еще) в садах и школах педагог очень много рассказывал, показывал, объяснял, а функция ребенка была запомнить, повторить и предъявить это учителю на следующем уроке, то сейчас стало понятно, что полученная информация – это еще не знания. Чтобы она стала истинным знанием, ребенок должен использовать её в своей жизни в разных ситуациях.
И еще одна важная способность личности – способность к творчеству. На это раньше обращали совсем немного внимания. А ведь без этого качества человек не способен созидать.
Все изменения в дошкольном образовании сегодня связаны именно с этими новыми положениями образовательного стандарта: как этого добиться, как перестроить образовательный процесс, переориентировать его на задачу личностного развития.
- Согласна. Творчество вообще базовая вещь. Очень креативное у нас вырастет поколение, если все пойдет хорошо!
- Да, в перспективе ожидаются колоссальные сдвиги, но они не произойдут одномоментно. С новыми стандартами мы живем уже три года. Наиболее прогрессивные педагоги меняются быстро, используют новые методы работы, но в целом система образования достаточно консервативна. Большинству педагогов нужно время, чтобы перестроиться, принять и освоить новые подходы в работе с детьми. Но процесс уже идет и достаточно активно.
- Можно ли как-то измерить достигнутый результат?
- Действительно, большая проблема. Знания учеников в школе меряются контрольными и самостоятельными работами, результатами олимпиад и т.д. А как измерить личностные качества? Только путем внимательного наблюдения за ребенком в процессе образовательного сопровождения: как он размышляет, как ведет себя, как общается с другими людьми, способен ли к творчеству, открыт ли новому и неизведанному и т.д. Анализируя действия и поступки ребенка, чуткий и внимательный взрослый способен поддержать его, предоставить новые возможности по его силам, корректировать нежелательные проявления. Это и есть индивидуальный подход, к которому стремится сейчас обновляющаяся образовательная система.
- А как же родители? Опять в стороне? Их мнение учитывается?
- Да, родители стали полноценными участниками образовательных отношений. Именно родители определяют, чему и как учить ребенка, как воспитывать, и, по Закону об образовании, несут за это полную ответственность. И в школе, и в детском саду есть базовое содержание образования то, что ребенок получит в обязательном порядке, и есть формат выбора родителей — чему еще они хотели бы научить ребенка. Дошкольные учреждения сейчас очень сориентированы на совместную работу с родителями, на учет их пожеланий в плане дополнительного образования детей. Детский сад становится открытой системой.
Хочется отметить еще одну интересную специфику — процесс образования выходит за пределы учреждения. Детские сады активно сотрудничают с профессиональными театральными и музыкальными коллективами, детскими библиотеками, приглашают родителей в выходные для совместных походов в театр, музей на экскурсию, организуют совместные детско-взрослые развлекательные мероприятия. То есть, образование сегодня черпается из разных источников окружающей жизни.
- Наталья Евгеньевна, переходя к теме новых хрестоматий, хотелось бы узнать, как возник Ваш интерес к детской художественной литературе?
- Надо сказать, что в отличие от учителей, дошкольные педагоги — всегда «многостаночники»: и пляшут, и рисуют, и мастерят. Дошкольникам не нужна особая специализация, наоборот, надо дать им возможность смотреть на мир как можно шире. Но 15 лет назад, начав работать в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, я была привлечена к работе над вариативной программой дошкольного образования «Истоки», над разделом «Знакомство детей с литературой». С тех пор это стало моим специфическим научным и педагогическим интересом.
Художественная литература вообще универсальное средство развития ребенка. Это кладезь народной мудрости. Это ворота в мир социальных отношений, через которые ребенок постигает нравственные основы жизни, нормы отношений между людьми. Это и первое прикосновение к красоте и богатству родного языка, ведь в обыденной жизни мы не часто используем поэтические сравнения, фразеологические обороты, метафоры, эпитеты. Это и одно из средств расширения представлений ребенка об окружающем мире – не все мы можем увидеть, но обо всем можем узнать, благодаря книгам. Это и первые литературоведческие представления детей: знакомство с именами лучших отечественных писателей, познание, чем сказка отличается от рассказа, а писатель от поэта, зачем стихотворению рифма и пр.
- Какие базовые основы знакомства детей с художественной литературой Вы выработали за эти годы?
- В первую очередь читаемые детям художественные произведения должны соответствовать возрасту ребенка, чтобы то, о чем рассказывает автор, как-то затрагивало, отзывалось в его душе, было близким.
Очень важно читать ребенку высокохудожественные произведения разных жанров, в первую очередь отечественную литературу, погружая его в красоту и богатство родного языка. Я очень благодарна издательству за возможность отобрать качественные произведения, да еще и с такими замечательными иллюстрациями. Большинство хрестоматий как раз грешат большим количеством текстов, а рисунки остаются в стороне. Воспитателю и родителю удобно — в одной книжке много произведений, не надо иметь целую библиотеку. Однако дошкольник, будучи пока слушателем, а не читателем, большую часть информации воспринимает через рисунок. Для него опора на картинку необычайно важна, в связи с этим требования к картинкам тоже очень высокие. Очень немногие художники способны рисовать для малышей. Художники - люди творческие и полет фантазии может завести их довольно далеко, а дети любят конкретику. Недавно я читала своему трехлетнему внуку сказку «Петушок и бобовое зернышко», в которой упоминалась коса, которую кузнец должен был выковать для спасения петушка. Ребенок спрашивает: «А коса - это что?» Все рисунки просмотрели. Много что есть, а косы-то и нет, показать нечего. Дети обычно обращают внимание на мелочи. Мы с вами идем от общего к частному, а они наоборот, выхватывают какие-то мелкие части — кармашки на платье нарисованной куклы, в которых что-то лежит, дудочку в руках пастушка и т.д., и только потом из мелочей у них складывается некоторая целостность. Художники, к сожалению, не всегда это учитывают.
Важно не просто озвучить текст литературного произведения, а сделать это так выразительно, искренне, чтобы затронуть эмоции ребенка, развивая способность сопереживать героям, радоваться их победам.
Читая литературное произведение, мы прикасаемся к творчеству писателя или поэта. А что, если в этот момент попробовать пробудить креативность собственного ребенка? Для начала это будет творчество «по аналогии», очень похожее на авторское, но количество всегда переходит в качество.
- Сейчас в средствах массовой информации много говорят о том, что растет поколение не читающих детей, что книгу вытеснит компьютер, что Вы думаете по этому поводу?
- Есть некоторый парадокс: дошкольники сами просят взрослых почитать им книгу, а далее, в школьном возрасте это желание и интерес к книге резко снижается. В какой момент и почему это происходит? – вопрос, который и я задавала себе. Мне кажется, что происходит это в момент, когда ребенок самостоятельно овладевает процессом чтения, где-то в 6-7 лет. Тогда мы, взрослые, говорим ему: «Ты же умеешь читать, читай сам», а то еще и заставляем читать вслух, чтобы совершенствовать технику и скорость чтения для хорошей отметки в школе.
Но ребенку на первых порах еще очень тяжело читать, в процессе складывания букв в слова, от него ускользает смысл. В этот момент очень важно не бросать совместное чтение вслух. «Ты умеешь читать? Давай почитаем книжку вместе, ты прочитаешь первый абзац, а я тебе всю главу дальше». Техника чтения не должна превалировать над удовольствием, получаемом от книги. Практикуйте семейное чтение вслух как можно дольше. Сделайте это доброй традицией, которая станет потребностью на всю жизнь.
- В Ваших хрестоматиях после каждого произведения предлагаются вопросы и задания ребенку. Зачем? Разве родители не способны сформулировать их самостоятельно?
- В опыте многих родителей, к сожалению, имеются представления о «традиционных» вопросах, которые нам самим задавали взрослые в детстве: про что это произведение?, кто его главный герой?, что с ним однажды случилось?, чем закончилась эта история?, - т.е. вопросы на воспроизведение сюжета. Мне же хотелось сориентировать родителей на беседу, позволяющую погрузиться в смысл произведения, понять характер героя, мотивы его поступков, их последствия. Возможно, в жизни ребенка была похожая ситуация – как он поступил тогда? А если и не было такой ситуации, что бы он сделал на месте героя? У такой беседы кроме образовательных целей по отношению к ребенку, есть еще одна важная функция: она позволяет взрослому хоть чуть-чуть заглянуть во внутренний мир ребенка, понять его. Разумеется, делать это надо тактично, вежливо и в подходящее время.
Кроме вопросов есть и задания детям: слепить героев из пластилина, разыграть фрагменты сюжета с помощью игрушек, показать, как зайчик скакал, как он испугался, проговорить соответствующим голосом сказочные повторы — «Сивка-Бурка, вещая каурка…». Почему так? Потому, что ребенок осваивает литературу через собственное проживание. Через активные действия, через собственное тело он легче постигает смысл.
Есть и творческие задания: придумать свои рифмы к слову, трансформировать сказку, введя у нее нового, неожиданного героя, сделать предположения – а что было бы, если бы…
- То есть, по сути, через эти вопросы и задания вы постарались заложить все те векторы, которые заданы новой программой образования?
- Хотелось бы надеяться, что да. Я постаралась показать разные варианты обсуждения и проживания литературного произведения. Насколько это у меня получилось – судить родителям. А дальше уже зависит от вас, уважаемые читатели. Идеи даны, используйте их при чтении других произведений.
- Вы упомянули трехлетнего внука, он у вас один?
- У меня их четверо: мальчики 3-х и 4-х лет и девочки 8 и 10 лет.
- Вы на них свои методики отрабатываете?
- Что касается методик, то они давно уже отработаны. При создании программы и методических пособий к ней, материал всегда апробируется в нескольких дошкольных учреждениях, и только после того, как будут видны результаты, получено мнение педагогов-практиков, он издается в книгах и распространяется. Однако собственные «открытия» в отношении чтения детям художественной литературы у меня происходят до сих пор. Например, своим детям я всегда читала сказки, а внукам стала их рассказывать. «Открыла» всю прелесть ситуации, когда ты становишься уже не бабушкой, а какой-то волшебной сказительницей; дети тебе прямо в рот смотрят и дышать боятся, стараясь не пропустить ни одного слова. Огромное удовольствие получаю!
- Наталья Евгеньевна, а как Вы относитесь к разнообразным методикам раннего развития? Нужно ли родителям предпринимать какие-то активные действия до поступления ребенка в детский сад, как Вы считаете?
-Я разделяю мнение многих моих коллег психологов и педагогов, что ничего более раннего, чем предлагает детский сад, ребенку не нужно. Хотя сейчас очень модно учить ребенка 3-4 лет иностранному языку. И, действительно, дети 3 лет необычайно восприимчивы к речи, которую они усваивают из общения, им иностранный язык дается легче, чем детям, которые начинают его учить в пятом классе школы сознательно и целенаправленно. Но если в семье не говорят на втором языке, не поддерживают это обучение дома, то результат будет минимальным, ребенок запомнит несколько слов, но вряд ли заговорит. Все эти карточки Домана, методики типа «Читать раньше, чем ходить» не имеют под собой никаких научных обоснований. Все должно произойти в свое время. Читать ребенок начнет тогда, когда у него появится интерес к буквам. К этому моменту созревают определенные структуры мозга, позволяющие ребенку переводить символы, которыми являются буквы, в звуки, а их звуков складывать слова. Обычно это происходит в 5-7 лет. Если и удастся научить ребенка читать раньше этого возраста, то это будет, как правило, механическое чтение, при котором ребенок не понимает смысл прочитанного. Встает вопрос: зачем же сейчас тратить столько времени и сил, отрывать ребенка от игры, если в соответствующем возрасте при желании и радости ребенка это произойдет намного быстрее и качественнее?
- Об этом надо говорить как можно больше. Моего ребенка в два года отправили из одной развивающей школы со словами о том, что, мол, он слишком разболтан, не может полчаса провести в классе с преподавателем.
- Видимо, в этой школе работают педагоги, мало знакомые с особенностями детей дошкольного возраста. Проблема усидчивости детей стоит в школе, а не в детском саду. Здоровый ребенок-дошкольник должен быть шумным, подвижным, активным. А вот в школе эта проблема довольно серьезная. Психологи считают, что к 6 - 7 годам у ребенка в основном сформировываются волевые процессы и он может выдержать урок в 45 минут. А педагоги отмечают, что в последние годы волевые процессы у детей формируются все хуже и в позднее время. Дети не могут высидеть 45 минут. В 1 классе уроки стали сокращать до 35 минут. Так что усидчивость - не проблема вашего конкретного ребенка. Это проблема педагога. Те времена, когда дети 45 минут сидели за партой, не вставая, уходят в прошлое. Сейчас педагогов учат социо-игровым методам, обеспечивающим детям смену деятельности 4-5 раз за урок, помогая тем самым удерживать внимание, сосредотачиваться, уметь контролировать себя.
- А что нужно учитывать родителям при поступлении ребенка в детский сад?
- Нужно готовить ребенка к элементарной самостоятельности: самостоятельно есть, мыть руки, расстаться с памперсом, снимать и надевать свою одежду и обувь. Очень важно дать ему первый опыт общения со сверстниками в той же песочнице во дворе. Важно создать положительный настрой на детский сад. Часто можно слышать из уст родителя: «Вот пойдешь в детский сад, там тебя быстро заставят это делать!». Важно выбрать педагога, любящего и уважающего детей. Многие родители заранее собирают мнения других родителей о педагоге. В первые дни посещения детского сада – важно побыть несколько дней рядом с ребенком, хвалить его, выражать уверенность в том, что в детском саду ребенка любят и ждут. Остальное сделают профессионалы, конечно, не без помощи родителей.
Интервью брала Наталья Якунина
Похожие материалы
-
Алкоголь в период лактации: пить или не пить? Недавно я встречались с подругами, которые, как и я, стали мамами в 2016 году. Все кормят грудью, но уже четыре из семи употребляли алкоголь по праздникам. На первый бокал шампанского они осмелились, когда детям исполнилось 6 -7 месяцев. Еще две знакомые поделились жгучим желанием пригубить красного...
-
Как защитить ребёнка от солнца? Отвечает эксперт! С опозданием почти на месяц наступило долгожданное лето! Солнце, жара, долгие прогулки на свежем воздухе – всё, о чём мы мечтали холодной затяжной весной, наконец-то с нами! А многие семьи уже пакуют чемоданы, собираясь на солнечные курорты, базы отдыха или в деревню к любимой бабушке. ...
-
Ушибы, ссадины, царапины… Наши малыши и без того непоседы, а в летний период вообще нельзя обойтись без различных ушибов, царапин, шишек, сбитых коленок! Как это ни печально, но наравне с мелкими травмами могут быть и серьезные, которые могут потребовать оказания первой помощи. Не каждая мама, да еще и при таком сильном...
-
Мой первый конструктор: как выбрать набор LEGO®DUPLO® для малыша Конструкторы LEGO® знамениты во всем мире как одни из самых любимых и универсальных детских игрушек. С их помощью родители могут развить у ребёнка творческие способности, логическое и образное мышление, мелкую моторику и, что не менее важно, привить ему любовь к обучению. Ведь игровая форма позволяет...
-
Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт! Весна в этом году выдалась затяжная и пасмурная, да и наступивший июнь редко балует нас и наших малышей солнечными деньками. Но вместе с тем природу всё равно не победить! Коварные комарики уже звенят над ухом во время прогулок, а значит нужно грамотно защищаться от них! Подойдет ли одно...
Мы в соцсетях: