Адаптация к детскому саду: точка зрения врача

Адаптация ребенка к детскому саду или школе – вопрос, актуальный не только для родителей, но и для врачей педиатров. Детский сад – это своеобразный стресс: малышам сложно перестроиться на новый жизненный уклад, спать, есть и гулять по расписанию, находиться в новом коллективе и в условиях постоянно меняющийся микрофлоры. 

Адаптация - какая она бывает?

Вопросами адаптации интересуется не только педиатры, но и психологи, которые давно установили связь между стрессом и возникновением многих заболеваний. Адаптация к детскому саду у малышей происходит по-разному: некоторые уже за пару дней чувствуют себя отлично, другие не могут адаптироваться на протяжении долгих месяцев и даже лет.

Согласно этим наблюдениям, существует определенная классификация адаптации, которая отражает степени тяжести ее течения (легкая, средняя, тяжелая). Для оценки тяжести адаптации врачи и педагоги учитывают множество факторов: сон ребенка, аппетит, настроение, негативные нотки в общении со сверстниками, развитие речи, страхи и многое другое.

Практически всегда у ребенка при поступлении в школу или садик, существуют те или иные проблемы. Если при легкой степени тяжести адаптации у малыша эти параметры приходят в норму примерно за 10-20 дней, то при средней степени тяжести - спустя только 20-40 дней. Тяжелая степень адаптации к детскому саду или школе условно разделяется на две категории: для подгруппы «А» адаптация растягивается на 60 дней, а для подгруппы «Б» процесс может занять больше 2 месяцев.

Так что происходит с малышом?


Процесс адаптации оказывает выраженное влияние на организм ребенка и способен спровоцировать увеличение частоты заболеваемости, особенно острыми респираторными заболеваниями. При легкой степени тяжести адаптации длительность заболевания увеличивается до 10 дней. При средней степени тяжести сроки заболевания примерно такие же, но повышается вероятность повторных заболеваний.

Наиболее сложно протекают болезни при тяжелой степени адаптации. При тяжелой группе «А» заболевания протекают более 10 дней, возможны повторные и длительные ОРЗ, нередко с осложнениями. При «Б» группе развиваются выраженные невротические реакции и длительные болезни, и таких деток обычно относят в группу «несадиковских».

Наличие болезней - это не единственные характеристики, которые характерны для адаптации. Так, при легкой степени тяжести показатели массы тела не изменяются, темпы роста не страдают, а вот при средней степени тяжести происходит временная потеря массы тела сроком примерно на 30 – 40 дней. При тяжелой степени адаптации наблюдается замедление темпов роста и прибавки в весе примерно на полгода.

Поведение малыша также претерпевает свои изменения. При легкой степени тяжести поведенческие отклонения могут наблюдаться в течение 20-30 дней, может наблюдаться незначительное снижение аппетита, обычно постепенное. Но в течение месяца все приходит в норму. Сон малыша в условиях дошкольного учреждения, нормализуется в течение 7-10 дней, а в домашних условиях сон ребенка не нарушается вовсе. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность нормализуются в течение 15-20 дней. Заболевания в период адаптации обычно не возникают или протекают в легкой форме.

Средняя степень тяжести обычно характерна для малышей любого возраста, которые имеют отклонения в состоянии здоровья (недоношенные детки, аллергики и т.д.). При средней степени тяжести все поведенческие нарушения ярко выражены, и нормализуются они только спустя 20-30 дней. Обычно для детей характерно неустойчивое эмоциональное состояние и задержка развития двигательной активности в течение 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Характерны для этой степени тяжести респираторные заболевания, у которых иногда могут возникать осложнения.

Для тяжелой степени адаптации характерны длительные заболевания на протяжении 2-6 месяцев с выраженными осложнениями и снижение иммунной защиты малыша. Малыши обычно заболевают в течение 10 дней после поступления в учреждение, а в течение года болеют не менее 4-8 раз. Частота заболеваний снижается только на втором году пребывания ребенка в учреждении, и только после этого детки начинают адекватно реагировать на обстановку и регулярно посещать детский сад.

Как смягчить адаптацию к детскому саду?

Подготовку к садику необходимо начинать еще до фактического поступления ребенка в садик, лучше всего в теплое время года (именно в это время процессы адаптации будет протекать спокойнее). 

В течение первой недели ребенок должен находится в группе в течение неполного дня (2-3 часа), и только постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается – это называется «ступенчатая адаптация». В течение 2 недель для малыша сохраняются привычные для него приемы воспитания, а в идеале в течение первых дней к ребенку может допускаться мама, которая играет с малышом и находится в поле его зрения.

В период адаптации ребенка не рекомендовано начинать закаливающие процедуры, проводить вакцинацию. Об этом стоит позаботиться заранее, так как в принципе в период адаптации запрещены любые травмирующие манипуляции. За каждым ребенком в период адаптации ведется наблюдение и заполняется дневник адаптации, в котором отмечаются поведение, сон, аппетит ребенка и т.д.
Только при наличии адекватного поведения, спокойного, глубокого сна, хорошего аппетита и нормальной активности ребенка можно говорить о состоянии адаптированности.

Юлия Лапушкина, детский врач
01.08.2014 в 09:02 (2502) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Недавно стала мамой?

Выиграй замечательные призы!

Новости партнеров


8 января в ресторане «Мегаполис» благотворительный фонд «Жизнь без границ» организовал кулинарный поединок для детей-сирот и ребят из многодетных семей. Н...
Смотрите в январе видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации, детской или взрослой поликлинике, и вы узнаете... - Главные дни календаря - Какими ви...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика