Адаптация к школе
Чаще всего слово «адаптация» у родителей больше ассоциируется с детским садиком, и мало кто из них думает об этом явлении, когда ребенок идет в первый класс...
В переводе с латинского «адаптация» означает приспособление функций организма, органов и клеток к условиям окружающей среды. Об адаптации к школе можно говорить только при условии трех составляющих – физиологической, психологической и личностной. Все эти составляющие тесно связаны между собой, и если наблюдается недостатки в формировании одной из них, то это может существенным образом сказаться на самочувствии и состоянии здоровья ребенка. О психологической адаптации мы рассказывали в предыдущей статье, а сегодня поговорим о двух аспектах – физиологической и личностной адаптации к школе.
В переводе с латинского «адаптация» означает приспособление функций организма, органов и клеток к условиям окружающей среды. Об адаптации к школе можно говорить только при условии трех составляющих – физиологической, психологической и личностной. Все эти составляющие тесно связаны между собой, и если наблюдается недостатки в формировании одной из них, то это может существенным образом сказаться на самочувствии и состоянии здоровья ребенка. О психологической адаптации мы рассказывали в предыдущей статье, а сегодня поговорим о двух аспектах – физиологической и личностной адаптации к школе.
Физиологическая адаптация
Адаптация к школе несколько отличается от адаптации к садику. В ее течении выделяют несколько этапов. Первый этап – острая адаптация, которая длится в течение 2 – 3 недель. Это время является самым тяжелым для ребенка. Именно в этот период все системы организма ребенка испытывают наибольшие нагрузки, и именно с этим фактом связаны частые болезни первоклашек в сентябре.
Следующий период – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка находит наиболее приемлемые и близкие к нормальным варианты реакций на новые условия. В период относительного устойчивого приспособления организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Вся адаптация может длиться от 2 – 6 месяцев, и будет зависеть от особенностей первоклассника.
Практически у всех деток к концу первой четверти, наблюдается снижение массы тела, может регистрироваться снижение артериального давления, что является первым признаком утомления. Если у ребенка, наоборот, повышается артериальное давление, то уже настоящий признак переутомления.
В первое время первоклассник может жаловаться на головные боли, усталость. Сон ребенка становится тревожным, аппетит снижается. Однако около 56% детей успешно проходят процесс адаптации уже в течение первых двух месяцев. Здоровые детки, которые были рождены в срок и без родовых травм с относительно хорошим анамнезом, быстро вливаются в коллектив, заводят себе друзей, осваиваются в классе. Обычно такие дети спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют требования учителя.
Для второй группы детей (их примерно 30%), которые относятся ко второй группе здоровья и имеют в своем анамнезе хронические заболевания, нужно чуть больше времени для адаптации. Такие детки могут не обращать внимания на замечания учителя и выяснять на уроке отношения со сверстниками. Лишь к концу первого полугодия поведение ребенка становится «нормальным».
Третья группа деток (около 14%) характеризуется не только существенными трудностями в процессе обучения, но и более серьезными патологиями в здоровье ребенка. У таких детей появляются негативные формы поведения, характерен выброс негативных эмоций. В случае если во время не разобраться, в чем причина, и не принять никаких мер, то в последующем у ребенка может случиться нервный срыв и нарушение психического здоровья.
Как помочь первоклашке?
Прежде всего нужно создать все условия для соблюдения режима дня. Именно строгое соблюдение режима дня позволяет малышу сохранить равновесие - как в физическом, так и в психическом плане. По пришествии со школы малыш должен покушать, отдохнуть, и только после приступать к выполнению домашнего задания.
Для ослабленных и часто болеющих детей наиболее приемлемым видом отдыха будет дневной сон. Лучше всего делать уроки именно в середине дня. После трудного дня первоклассника необходимо уложить спать не позднее 9 часов вечера.
Категорически запрещено будить ребенка в последний момент перед школой, кормить его «сухомяткой» перед уходом в школу и по приходу из нее. Завтрак должен быть горячим, а на обед школьник должен получать первое и второе. От работы мышц напрямую зависит работа некоторых отделов мозга. Так, при активных играх в мозгу ребенка возникает очаг радостного возбуждения, и если формирование таких очагов систематическое, то это впоследствии просто выдавит негативные эмоции ребенка.
Личностная адаптация
Такой вид адаптации связан с желанием ребенка принять новую для себя роль – школьника. Развитие у первоклассника умения слушать, действовать по просьбе учителя, планировать свою работу и анализировать полученный результат – вот те составляющие, которые необходимы ребенку для успешного обучения в младшей школе.
Успешность адаптации во многом зависит от самооценки ребенка. Дети постоянно сравнивают себя с другими, и на основе этого сравнения происходит выработка мнения о себе. Этот процесс начинается с самого детства, и на него существенное влияние оказывает отношение родителей, любовь и забота родителей.
Родители должны помнить, что первые месяцы обучения в школе для ребенка довольно сложные, и первое время его невнимательность и неусидчивость – это проявления особенностей психики. И это нормально! Поэтому со стороны родителей и учителей не должно быть резких замечаний, одергиваний, просто необходимо научиться фиксировать внимание ребенка на положительных эмоциях.
Только при доброжелательном отношении к первокласснику, помощи родителей и грамотном подходе педагогов можно сгладить период адаптации ребенка, как для родителей, так и для него самого. Процесс адаптации хоть и сложный, но вполне управляемый.
Юлия Лапушкина
Комментарии
- Марина 20.09.2013 в 16:09 написал(а):
- Полезная статья, актуальна для нас) Спасибо.
Страницы комментариев: 1