Адаптация к школе: психологические аспекты

Дошколята всегда ждут с нетерпением 1 сентября - времени вступления в новую, взрослую жизнь. Однако постепенно «запал» пропадает: приходится сталкиваться с первыми трудностями, и далеко не всегда все получается! Первые трудности приводят к первым серьезным разочарованиям… 

Так что же происходит?

Начало обучения в школе совпадает с кризисом 7 лет: дети в этом возрасте становятся не столько непослушными, сколько непонятными. От этого сложно и детям, и родителям…

Вся «непонятность» первоклашки заключается в потере той детской наивности и непосредственности, которая раньше была им характерна. Именно в это время ребенок начинает впитывать в себя как губка все нормы поведения и социальной адаптации. С точки зрения психологии этот возраст уникален: ребенок уже утратил одну форму поведения (назовем ее детской), а следующую еще не освоил.

У вчерашнего беззаботного малыша появляются непривычные для него обязанности в школе: он уже не может так вольно распоряжаться своим временем, возникает необходимость в подчинении правилам поведения, которые могут показаться ребенку неразумными и т.д. После беззаботного беганья по садиковской площадке, уроки, которые проходят в тишине, кажутся утомительными и более того – неинтересными. Первоклашке пока еще сложно управлять своими чувствами и желаниями, а от него этого требуют!

Не менее сложным и непонятным для ребенка является смена характера деятельности. Совсем недавно на первом месте была игра, в которой главное – не результат, а сам процесс. В учебе на первом месте, напротив, стоит результат, который выражается в оценках. Именно из-за таких сложных перестроек в жизненных приоритетах и возникают проблемы с адаптацией и кризисом - не только у детей, но и у родителей.

Какие нужны условия?

Чтобы адаптация ребенка к школе прошла гладко, родители должны добиться соблюдения определенных условий для своего первоклассника. 

Первое, на что необходимо обратить внимание, это режим дня. Родители постепенно должны менять режим дня ребенка, адаптировать его под школьный, постепенно увеличивая физическую нагрузку. Во время выполнения домашнего задания необходимо создать ребенку все условия для смены учебной деятельности и двигательной активности в перерывах между выполнением домашней работы. Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата необходимо строго следить за осанкой ребенка. Строго стоит следить и за качеством освящения рабочего места – для предупреждения близорукости. При правильной осанке и соблюдении всех гигиенических правил можно говорить не только об профилактике различных заболеваний, но и о тренировке определенных групп мышц.

Особое внимание необходимо уделять режиму дня школьника и его питанию, ведь на выполнения всех обязанностей необходимо огромное количество энергии!

Психологические условия адаптации

Помимо физиологического аспекта адаптации не менее важно создать все условия для психологической адаптации ребенка. В это понятие входит не только здоровый климат в кругу одноклассников, но и климат в семье. Огромную роль играет самооценка ребенка: чем она ниже, тем хуже адаптация и успеваемость. Первое и главное правило для успеха в школе – самоценность школьника для его родителей. Родители должны в обязательном порядке проявлять интерес к успехам ребенка в школе, его делам в классе, к каждому дню, который провел ребенок в школе. Общение с ребенком о его школьных делах, друзьях, взаимоотношениях со сверстниками не должно быть формальным. 

Категорически запрещено запугивать ребенка и физически воздействовать на него. Недопустимо критиковать ребенка в присутствии посторонних, особенно сверстников!

В период адаптации к школе в обязательном порядке необходимо уделить внимание темпераменту ребенка. Застенчивые, малообщительные детки проходят период адаптации медленнее и могут быстро потерять интерес, особенно если чувствуют со стороны взрослых агрессию и недовольство.

Общаться с ребенком. Как?

Существует определенный набор фраз, которые желательно полностью исключить из лексикона. Не рекомендовано даже вспоминать про такие фразы как: «Я тебе уже тысячу раз говорил(а)…», «Сколько раз можно повторять…», «О чем ты только думаешь…» и т.д. Категорически запрещено сравнивать ребенка с кем-либо. Такие фразы как «А вот Леночка из 5-ой квартиры…» или «Ты такой же, как…» не должны проговариваться даже в мыслях. Нельзя отказывать ребенку в его стремлении к познанию, и если ребенок задает вопросы, нельзя отвечать на вопрос «Отстань, мне некогда…». Даже если времени действительно нет, а вопрос требует обстоятельного ответа, необходимо договорится со школьником о переносе долгого разговора или попросить ребенка немного подождать.

Кроме фраз, которые нежелательно употреблять в разговоре, есть фразы, которыми необходимо пользоваться как можно чаще. Именно они помогут ребенку в построении доверительных отношений с родителями и повысят его самооценку.

Ребенок как можно чаще должен слышать о том, что он любим и нужен. Кроме того, каждому человеку, а тем более формирующейся личности, необходимо осознавать собственную значимость. По этим причинам такие фразы как: «Как здорово у тебя получилось, а меня научишь?» или «Если бы не твоя помощь, я бы не справилась!» должны звучать как можно чаще. В таком случае ребенок не просто захочет угодить родителям, но и постоянно помогать!

День без нервотрепки

День начинается с пробуждения, и поэтому ребенка необходимо будить спокойно. Даже школьник должен увидеть мамину улыбку и услышать приятный спокойный голос. Родители должны заранее рассчитать время, чтобы не допускать спешки. Перед тем как ребенок уйдет в школу или класс, пожелайте ему удачи и скажите несколько ласковых слов. Целовать ребенка совершено не обязательно, тем более, если сам ребенок против. По возвращении из школы ребенку необходимо дать успокоиться или даже поспать, и только после этого спросить, как прошел день. Это должен быть вопрос, а не допрос с пристрастием! 

Родители должны внимательно относиться к жалобам ребенка: важно не пропустить переутомление, что в условиях современной школьной программы далеко не редкость! Но не стоит остро реагировать на каждую жалобу малыша, ведь рано или поздно дети понимают это и начинают просто манипулировать родителями.

Удачного учебного года, первоклассники и первоклассницы!

Текст: Юлия Лапушкина
Фото: Александр Аминев
06.09.2013 в 02:35 (1121) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


29 марта в 16.00 в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского на Большой Покровской состоится концерт-моноспектакль по пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт". Музыка Грига к с...
Дорогие мамуськи! Смотрите в марте видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Первый прик...
Творческий конкурс детских рисунков, рассказов, стихов, поделок, посвященных питомцам страны птиц и зверей под названием «Лимпопо», стартовал 25 февраля в нижегородском зоопарке. И...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика