Зёрна таланта: как и где развивать ребенка в Нижнем Новгороде
С началом учебного года даже у родителей грудничков возникают мысли о развитии и образовании своих чад, а вместе с этим и множество вопросов. Как раскрывать творческие способности? Как выбрать подходящую развивающую программу? Когда и с чего начать раннее обучение иностранному языку, музыке, хореографии, шахматам и т. д.? Что это: модное поветрие или требование времени, без которого ребёнку сложно будет адаптироваться в окружающем мире? Попробуем разобраться вместе…
РАННИЕ ПТАШКИ
Всё больше семейных пар начинают развивать кроху, который ещё не появился на свет, прикладывая к маминому животику наушники с классической музыкой или читая малышу вслух. Некоторые родители практикуют обучение «с пелёнок» (наиболее известна методика Гленна Домана). Подавляющее большинство развивающих центров в Нижнем Новгороде начинают работу с детьми, которым исполнился годик (реже принимают малышей с 8 месяцев). Большинство развивающих программ для дошкольников – это так называемые комплексные общеразвивающие занятия. Чаще всего они сочетают в себе развитие речевое, интеллектуально-математическое, художественно-эстетическое и социально-личностное.
Дети раннего возраста (от 8 месяцев до 3 лет) занимаются в группах «Мама+малыш». До трёх лет дети очень тесно эмоционально связаны с мамой, и поэтому всё новое они лучше познают в её компании. Усаживать годовасиков за парты никто не предлагает – обучение в раннем возрасте происходит исключительно в игре. Малыши изучают окружающий мир, взаимодействуя с предметами, накапливают чувственный опыт и самые первые знания, которые в дальнейшем будут углубляться. Внимание малышей до трёх лет неустойчиво, поэтому количество детей в группе не превышает 3-6 человек. Сами игровые занятия постоянно чередуются (например, после рисования следует пятиминутная гимнастика, за которой снова следуют спокойные занятия).
После трёх лет общее развитие ребёнка уже можно гармонично сочетать с изучением различных предметов (математика, логика, письмо, чтение, иностранный язык и др.), активными видами деятельности и творческими занятиями. В этом возрасте возрастает роль речи и появляются новые виды деятельности: совместная игра, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности. Интенсивно развиваются личность ребёнка и его воля, дети усваивают основы нравственности и поведения в обществе.
Ближе к шести годам появляется готовность к школьному обучению и труду. Ребёнок в этом возрасте уже может заниматься как в компании со взрослыми, так и самостоятельно или в небольшой группе ровесников. Но всё-таки стоит помнить, что для дошкольника ведущей деятельностью остается игра, поэтому не усаживайте своё чадо за парту раньше времени. Пусть ребёнок учится, играя!
ИНТЕЛЛЕКТ VS ТВОРЧЕСТВО
К сожалению, многие родители считают синонимами понятия «развитие ребёнка» и «развитие интеллекта». У них не возникает сомнений, что научить ребенка считать, читать и писать (желательно не на одном только русском языке!) стоит ещё до школьной скамьи. Занятия музыкой, рисованием, театром или лепкой кажутся факультативными или вообще лишними. Такое «развитие» можно сравнить с загрузкой информации в базу данных компьютера. Спустя некоторое время нередко оказывается, что ребёнок, блещущий знаниями, с трудом находит общий язык со сверстниками, не включается в коллективные игры, не тянется к прекрасному и, в конце концов, просто не чувствует себя счастливым и полноценным человеком. Творчество и дети на деле оказываются неразделимыми понятиями, и к прекрасному интуитивно тянется каждый ребёнок. Для маленького человека рисование, лепка, вышивка или оригами – это не просто способ занять руки. Это очень важный элемент, благодаря которому развивается самосознание и самопонимание ребёнка. Если отсутствует давление со стороны родителей, то ребёнок интуитивно понимает, что же ему нужно, и в этом случае творческое развитие ребёнка происходит в гармонии с его внутренним миром. Пробуя разные сферы творческой деятельности под руководством опытных педагогов, дети находят своё «Я» и реализуют его – через музыку, танец или прикладное творчество.
ЗВУКИ МУЗЫКИ
Музыкальное развитие многие родители считают необязательным для дошкольников, и нередко ребёнок начинает заниматься музыкой только в школьном возрасте. Некоторым мамам и папам мешают предрассудки из серии «в нашей семье всем медведь на ухо наступил!». Однако специалисты утверждают обратное: каждый ребёнок рождается с потенциально абсолютным слухом, и способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне умеют все дети! Поэтому занятия музыкой в раннем возрасте в любом случае положительно скажутся на общем развитии ребёнка, даже если он и не станет великим музыкантом.
Музыкальное развитие не означает посещение музыкальной школы, громоздкое фортепиано в однокомнатной квартире и зазубривание гамм. Речь идёт просто о раскрытии мира музыки для детей. Например, в кружке «Звуки музыки» в Школе раннего развития P'titCREF дети начинают со знакомства со звуками (хлопанье в ладоши, использование небольших ударных инструментов), затем слушают музыкальные произведения и учатся выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка и с лёгкостью ассоциировать звук с картинкой, персонажем или ситуацией. Дети узнают, что такое оркестр, учатся различать инструменты (в том числе и на слух). Начинают двухлетки с «Пети и волка», «Сказок братьев Гримм» Сибелиуса, детских произведений Шумана, а дети постарше знакомятся с творчеством Моцарта и Бетховена.
Очень эффективным является метод совместного обучения ребёнка и взрослого игре на музыкальном инструменте (например, в центре «Вера» дети с шести лет в компании с взрослым могут поучиться игре на гитаре). Взрослый вместе с ребенком присутствует на уроке, слушает объяснения педагога и затем контролирует занятия ребёнка. Если же взрослый сам заинтересован игрой на инструменте, то можно музицировать в дуэте и даже создать собственный семейный ансамбль.
ВЕСЬ МИР – ТЕАТР
Театр – это поистине уникальный инструмент для творческого развития ребёнка. Для детей театр – это, прежде всего, игра и самый естественный способ изучения окружающего мира через самого себя. Это та сказка, которой не хватает детям в современном логичном и загруженном информацией мире. Занятия в театральных студиях и кружках развивают память и внимание, способствуют постановке правильной дикции, развивают музыкальные способности, чувство ритма и формируют эмоциональную сферу ребёнка. Перевоплощаясь, дети проявляют самые различные эмоции и раскрывают тем самым свой внутренний мир. Примеряя на себя разные роли и характеры, ребёнок незаметно учится понимать других людей. К тому же театр неразрывно связан с музыкой, танцем и пантомимой, поэтому юные театралы развивают и тело, учась «разговаривать» со зрителем посредством движения. Некоторые нижегородские центры (например, «Долорес») предлагают комплексные программы 4-в-1, включающие в себя театр, музыку, танцы и творчество.
Принимают в театральные студии и кружки в Нижнем Новгороде в основном с четырёх лет. Если ребёнок чуть младше, а горячее желание заниматься театром уже есть, можно обратиться на «Фабрику будущих отличников»: в этом центре «музыкальный театр» работает с малышами от трёх лет. А детская студия «УникУм» предлагает не только театральный кружок, но и «Сказочную мастерскую», в которой дети своими руками изготавливают настольных, перчаточных и тростевых кукол, декорации к спектаклям, осваивают кукловождение и готовят спектакли к постановке.
ПРИЛОЖИТЬ РУКИ…
Говоря о творчестве, нельзя обойти стороной творчество прикладное. Занимаясь им, ребёнок учится создавать образы и композиции, развивает мелкую моторику (а вместе с ней речь и мозг в целом!) и самостоятельность. В Нижнем Новгороде вы сможете выбрать для ребёнка центры и студии, специализирующиеся на традиционных видах прикладного творчества (городецкая роспись, изготовление народных кукол, лоскутное шитьё, лепка из глины, пластилина или солёного теста) или на модных направлениях (квиллинг, модульное оригами, скрапбукинг, валяние и др.). Центров, предлагающих такие услуги, великое множество (список с описанием программ и координатами вы сможете найти на нашем сайте в разделе «Справочник»).
При многих развивающих центрах есть и художественные студии, а трендом сезона в этом году является рисование песком (или песочная анимация). Такой вид творчества улучшает память и работу мозга, развивает мелкую моторику и благотворно воздействует на гиперактивных детей. Для самого ребёнка очень важно, что в этом «песочном мире» невозможно что-то разрушить и сломать, а значит, любая история, которую он придумает, закончится хорошо. Порисовать песком в Нижнем Новгороде можно, например, в Нижегородском государственном художественном музее или студии «Песочница». Выбор поистине огромен, но главное, от чего мы хотим предостеречь вас при выборе развивающей программы, кружка или секции, – это от собственных амбиций. Ваш ребёнок не мыслит жизни без футбольного мяча? Так и не усаживайте его за фортепиано, грезя о том, что его ждёт карьера великого музыканта!
«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить!» – говорил великий Сократ. Талантлив абсолютно каждый ребёнок, поэтому дело за малым – найти в своём сыне или дочке эти зёрна таланта и подготовить почву для их роста…
Инга Мацина