Глен Доман: вырастить гения.
Пособий, игр и игрушек, в том числе развивающих, вернее сказать, особенно развивающих с каждым годом становится все больше – родителей просто-таки захлестнула «развивающая лихорадка». В этом, впрочем, нет ничего плохого – они хотят дать своему малышу все самое лучшее. И вот, поддавшись всеобщему настрою, тоже заходишь в магазин и сразу теряешься – глаза так и разбегаются: столько названий, столько ярких коробок, столько призывных аннотаций с громкими словами и невероятными обещаниями сделать Вашего ребенка – СЕГОДНЯ! СЕЙЧАС! СИЮ МИНУТУ! – самым смышленым, умным и даже гениальным. И вот, стоишь и не знаешь, что бы такое выбрать, чтобы это оказалось интересным ребенку и действительно не пустым проведением времени, а чем-то полезным и с точки зрения его развития.
Как ни странно, при всем этом многообразии проверенных временем и доказавших свою эффективность развивающих методик не так уж и много, а имена их создателей у всех на слуху.
Мы надеемся, что наш новый проект – рассказы о самых ярких отечественных и зарубежных педагогах (и не только педагогах, но также врачах и просто родителях), которые ставили своей целью максимально раскрыть детский (читайте – человеческий) потенциал, а также об их удивительных методиках – помогут Вам, родителям, сориентироваться в море развивающих игр и выбрать именно то, что понравится и подойдет Вашему ребенку.
Глен Доман – «Великий и... Ужасный»?
«Малыши могут усвоить столько фактов, сколько Вы им преподнесете, если Вы это делаете с радостью и любовью» (Глен Доман).
Методика Глена Домана является, пожалуй, самой ошеломляющей и иногда пугающей своими результатами методикой раннего развития. Она на протяжении многих лет вызывает ожесточенные споры. Мы расскажем вам обо всех «за» и «против», а выбор, как всегда, останется за вами. Какую бы методику раннего развития вы ни выбрали, главное – чтобы она доставляла вам и ребенку настоящее удовольствие от занятий.
Итак, кто такой Глен Доман? Это известный американский военный врач-нейрохирург, основавший «Институт ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» – BBI). В конце 40-ых годов ХХ века Доман занимался реабилитацией детей с тяжелым поражением ЦНС (центральной нервной системы). При помощи карточек с крупно написанными красным шрифтом словами стимулировалась зрительная система ребенка (написанные на карточке слова громко прочитывались). Кроме карточек со словами детям демонстрировали карточки с разным количеством крупных красных точек (и называли их количество), а также разнообразные картинки. Демонстрация была очень быстрой – в течение нескольких секунд, - но регулярной. Показы проводились несколько десятков раз в день.
Результаты такой реабилитации шокировали: дети начинали ползать, ходить и бегать, как будто были совершенно здоровы. Малыши, отстававшие в умственном развитии, догоняли и перегоняли ровесников. Выходило так, что стимуляция зрения стимулировала работу мозга в целом.
Впоследствии Глен Доман использовал эту методику и для работы с обычными детьми. Опирался он при этом на следующий постулат: «Мозг – как мышца: если его не тренировать, он не развивается. Самые способные ученики – маленькие дети, которым в силу врожденной любознательности не требуется дополнительная мотивация. Самые лучшие учителя – родители. Если грамотно подойти к процессу обучения, то Ваш ребенок с наслаждением будет учиться всему, что Вы ему предложите. Причем делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста».
Гений на поток
Методика обучения любой науке по Доману базируется на одном и том же принципе: на карточках определенного размера пишутся слова (точки, наклеиваются картинки) по всем десяти отраслям человеческих знаний: литература и математика, биология и история, музыка и география, языки и искусство, физиология и прикладные науки. Каждая отрасль, в свою очередь, поделена на категории, включающие в себя множество элементов – так называемых «битов информации». Каждый день ребенку демонстрируются карточки, разбитые по тематическим сериям. Со временем программа усложняется, информация становится все более подробной.
Как мы уже говорили, каждая картинка показывается не более нескольких секунд. Причина в том, что память у маленького ребенка работает не так, как у взрослого – он «фотографирует» изображение и позже обрабатывает полученную информацию.
Обучение математике построено на устном счете, при котором ребенок оперирует количеством, а не абстрактными для него цифрами. Если регулярно показывать детям карточки с разным количеством точек, считает Доман, то они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, будут прекрасно знать состав числа, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.
Обучение чтению происходит путем демонстрации карточек с написанными на них целыми словами – Доман отталкивается не от букв, не от слогов, а от восприятия слова в целом. «Сама по себе буква «м» ничего не значит, а вот слово «мяч», куда она входит, ребенок прекрасно знает», – считает он. Начав с механического запоминания, ребенок, по мнению Домана, со временем на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь.
Энциклопедические знания преподносятся при помощи картинок, на которых изображены предметы домашнего обихода, животные, растения, люди, музыкальные инструменты, части тела и т.д. Причем надпись на обороте, которую мама зачитывает ребенку, должна быть максимально информативна: например, не «собака», а «восточноевропейская овчарка».
Знания преподносятся ребенку порционно и последовательно, с постепенным усложнением: от слов к словосочетаниям, от чисел – к уравнениям, от названия животного – к среде его обитания и повадкам. Постепенно категории начинают пересекаться и объединяться, помогая малышу выстроить целостную картину мира.
Поспорим?
Какие же доводы приводят в своих дискуссиях сторонники и противники этой методики?
Если ребенку показывать карточки со словами, смысл которых ему пока не известен, он запомнит только графическое изображение, без образа предмета.
Начинать обучение нужно только с тех слов, которые ребенок уже видел или слышал – свое имя, «мама» и «папа», «дом», «кошка», предметы домашнего обихода и т.д. Чем малыш старше, чем больше Вы с ним общаетесь, гуляете, разговариваете, читаете и рассказываете, тем с большим количеством слов и предметов окружающего мира он знакомится. Просто подкрепляйте это карточками.
Вся методика Глена Домана – это один большой комикс, построенный по принципу – картинка–подпись. Позже такие дети не могут воспринимать текст без изображения.
Не бойтесь за культурные традиции. Дети не теряют желание читать, а наоборот, приобретают новую способность «видеть» текст и благодаря книжкам, сделанных по принципу Домана, быстрее начинают читать, выходят на беглое и понятийное чтение. Раннее знакомство с книгой – залог любознательности ребенка.
Ребенок не захочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, ему интересно взять их, потрогать, поиграть.
Ну так дайте! Все дети разные, и не ребенок должен существовать для методики, а методика для ребенка. Главный постулат раннего развития – не принуждать, не заставлять. Можно путешествовать по квартире от карточки до карточки, можно развесить их на стенах и дверях и время от времени обращать на них внимание ребенка (только не забывайте регулярно их менять, чтобы ребенок не заскучал).
А так ли важно ребенку знать, чем отличается многощетинковые кольчатые черви от малощетинковых? Может, важнее рассказать ему о том, что его непосредственно окружает, а не пичкать никому не нужными знаниями?
Единственный, кто определяет, каким уровнем знаний и в каких именно сферах будет обладать ребенок, – Вы, его родитель. Музыка или математика, искусство или техника, биология или литература (а может, и все это вместе) – показывайте и рассказывайте о том, что считаете нужным, важным и интересным, что знаете и любите сами.
Ребенок при подобном обучении пассивен. Его просто фаршируют знаниями, а диалог, совместное творчество, осознание полученных знаний, равно как и умение ими пользоваться, отсутствуют.
Отнюдь. Подкрепляйте информацию, пользуясь не только карточками: если это музыка, больше слушайте и пойте, если искусство – чаще рассматривайте альбомы с репродукциями, если техника – рассматривайте машины на улице.
Разглядывайте картинки столько, сколько хочет малыш, отвечайте на вопросы, если он их задает, сами задавайте ему вопросы, только ненавязчиво, чтобы он не подумал, будто Вы ему не доверяете и решили проверить. Словом, прислушайтесь к своему ребенку, и тогда Вы обязательно поймете, чем и как именно с ним нужно заниматься, чтобы вам обоим было интересно.
Эта система очень трудоемка и требует от родителей полного самоотречения: в ближайшие несколько лет им придется регулярно писать новые слова, резать–рисовать–клеить–ламинировать карточки, собирать и систематизировать научные факты...
К счастью, уже не придется: времена, когда наглядный материал для занятий клеился на кухне, в прошлом.
Центр раннего развития «Умница» работает не первый год. Взяв на вооружение идеи Глена Домана, педагоги и методисты этого центра модифицировали их не только с учетом современного уровня технической оснащенности, но также согласно последним открытиям в области детской психологии, а главное – адаптировали к русскому языку и культуре. Комплекты «Чтение с пеленок», «Букварь с пеленок», «Говорим с пеленок», «Математика с пеленок», «Энциклопедические знания с пеленок» прошли многолетнюю апробацию. Это не только готовые карточки (800 штук) для чтения для формирования навыков скорочтения, игры на составление словосочетаний и расширение словарного запаса или математические карточки с цифрами, точками и готовыми равенствами, это еще и книжки–листалки («быстрые» книги, которые устроены так, что позволяют родителям быстро перелистывать страницы с разноцветными словами и короткими текстами), и компьютерные компакт–диски с презентациями, анимационными роликами, тематическими подборками («300 животных», «Химические элементы» и т.д.) и специальными книжками–малышками, когда ребенок видит, согласно рекомендации Домана либо слово, либо картинку. За основу взяты всем хорошо известные и любимые потешки и детские стихи: «Андрей–воробей», «Ладушки», «Где обедал воробей». Разумеется, комплекты сопровождаются методическими пособиями для родителей с научным обоснованием методики, а также дневниками занятий и примерными календарями для их планирования. Такой многоплановый подход позволяет превратить обучение в увлекательную игру с визуальным, слуховым и тактильным представлением информации.
Зная особенности своего ребенка и теперь, мы надеемся, имея некоторое представление о методике Глена Домана и ее современном воплощении, Вы уже наверняка пришли к выводу, подходит она Вам или нет. Но даже если Ваш вердикт отрицателен, главное – заниматься. Ведь, как сказал академик И.В. Бестужев–Лада: «Дошкольное образование для человека важнее университетского». А оно целиком и полностью в наших – родительских – руках.