Учимся, играя: песок и вода
Лето – чудесная пора для детей всех возрастов, а так же и для их заботливых родителей. Меньше капризов вокруг сборов на прогулку, долгих одеваний, вытаскивания громоздких снегокатов и санок. Достаточно просто сунуть ноги в сандалии – и мы уже на свободе! И если зимой мы копали снег и строили крепости, а весной маялись вынужденным бездельем, созерцая талые лужи, то лето принесло нам радости – из песка и воды.
Почему все без исключения дети любят играть с песком и водой? И неважно, сколько этим детям лет, даже 30 или 50, если ваш внутренний ребёнок на связи с вами, то, оказавшись на пляже, он радостно присоединится к вашим кровиночкам в построении замков и шлепанью по линии прибоя. Так почему же вода и песок никогда не теряют рейтинги популярности?
Прежде всего, они являются природными материалами и каждый малыш, даже растущий в «каменных джунглях» города, стремится соприкоснуться с естественной средой обитания. Рассмотрим их преимущества.
Почему все без исключения дети любят играть с песком и водой? И неважно, сколько этим детям лет, даже 30 или 50, если ваш внутренний ребёнок на связи с вами, то, оказавшись на пляже, он радостно присоединится к вашим кровиночкам в построении замков и шлепанью по линии прибоя. Так почему же вода и песок никогда не теряют рейтинги популярности?
Прежде всего, они являются природными материалами и каждый малыш, даже растущий в «каменных джунглях» города, стремится соприкоснуться с естественной средой обитания. Рассмотрим их преимущества.
Вода
Вода успокаивает работу нервной системы и гармонизирует внутреннее состояние ребёнка, перегруженного информационными потоками города.
Она даёт много возможностей для экспериментирования: принимает разную форму, меняет свою температуру, постоянно меняется, буквально «общается» с малышом – каждое прикосновение рождает в ней видимый отклик. Рождает разный звук, исследовать который дети готовы часами. Снимает с кожи статическое электричество, убирает из тела множественные микронапряжения, рождая чувство покоя и удовлетворенности. Расширяет тактильные впечатления малыша, которые ложатся как базовый строительный материал практически во все структуры мышления и развития ребёнка.
А ещё вода может менять окружающую среду: полил куличик – и он тает на твоих глазах, прокопал туннель – и вода пришла к тебе в гости!
А ещё вода может менять окружающую среду: полил куличик – и он тает на твоих глазах, прокопал туннель – и вода пришла к тебе в гости!
Песок
Обладает сыпучестью в сухом состоянии, в мокром – отличный материал для строительства. Хотя его недолговечность знакома детям, это не смущает юных архитекторов, а, напротив, рождает в них готовность придумывать новые головокружительные проекты.
Песок во многом схож с водой: так же может «течь» сквозь пальчики, принимать новые формы, но несёт совсем другую информацию и даёт иные возможности юным исследователям, поэтому так интересно комбинировать то и другое!
Редко песок обладает однородной текстурой, помогая незаметно концентрировать внимание малыша на различных тактильных ощущениях в пальцах, что позднее поможет формировать красивый почерк.
Песок во многом схож с водой: так же может «течь» сквозь пальчики, принимать новые формы, но несёт совсем другую информацию и даёт иные возможности юным исследователям, поэтому так интересно комбинировать то и другое!
Редко песок обладает однородной текстурой, помогая незаметно концентрировать внимание малыша на различных тактильных ощущениях в пальцах, что позднее поможет формировать красивый почерк.
Игры и игрушки
Итак, у нас больше нет ни малейших сомнений в том, что вода и песок смогут занять наших деток летом на долгое время. Попробуем сделать эти занятия наиболее полезными для них.
Выбираем игрушки, которые пригодятся для расширения возможностей исследования.
Во-первых, возьмём мельницу: с ней мы можем играть и в песочнице, и около любого водоёма, любуясь струящимся потоком, заодно через возможности впитывающего разума постигая основы механики, физики и причинно-следственные связи.
Пригодятся разного рода копающие и загребающие инструменты: ложка, совок, маленькая мерная ложечка, металлическая или пластиковая кружечка: они позволят набирать материал, потренируют мелкую моторику руки малыша, дадут представление об объёме и весе.
Ещё возьмем всякие ёмкости, которые можно заполнять водой или песком: бутылки разного объёма и формы, воронку, чтобы потренировать точные движения и аккуратность. Можно взять разные предметы, в которых ребёнок сможет увидеть, как одна и та же вода, к примеру, меняет форму: это может быть резиновая перчатка, воздушные шарики разного калибра.
Оценит малыш и разные баночки и коробочки для насыпания песка и формочки для создания архитектурных конструкций из мокрого песка. Ведь так важно увидеть, что ты сам можешь менять мир вокруг себя, что ты реально меняешь окружающее тебя пространство – пусть пока бессознательно, но это формирует в личности ребёнка чувство уверенности в себе и ответственности за себя, свою жизнь, окружающий мир, в котором он живёт!
Ещё здорово находить и прятать в песке «сокровища»! И если вы не хотите, чтобы ими стали пробки от пивных бутылок или вездесущие «бычки», то возьмите с собой каштаны, камушки, стеклянные шарики или просто купите пакет керамзита, покрасьте его, к примеру, золотой краской из баллончика – сокровища готовы! Их не тяжело носить с собой, интересно искать в песке, попутно развивая мелкую моторику руки.
Исследования
Ребёнок постарше будет рад почувствовать себя настоящим учёным-исследователем! Для этого предложите ему провести эксперимент. Если вы заготовите специальные лабораторные карточки, то он сможет сам выбирать и проводить свои эксперименты.
Вот несколько простых опытов, с которыми ребёнок справится сам и с вашей помощью узнает больше о том, как устроен мир:
Тонет – не тонет. Понадобится таз с водой (если нет естественного безопасного водоёма) и различные предметы: камушек, пробка, раковина, керамзит, орех, кусок палочки или коры. Пусть ребёнок поочередно опускает их в воду и знакомится с их свойствами. Будьте готовы ответить на вопрос о том, почему камушек утонул, а похожий на него по размеру кусочек керамзита держится на поверхности. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Так ли это? Проверьте вместе с малышом, а заодно напомните о его собственном опыте, когда он купался с вами на море или в речке.
Песок в сухом состоянии легко насыпать и высыпать из бутылочки с узким горлом, а вот тот же опыт с мокрым песком вызовет значительные трудности. Зато набрав мокрый песок в формочку, мы можем сделать куличик, а сухой песок просто рассыпется бесформенной кучкой. Расскажите ребёнку, почему это происходит.
Количество опытов с песком и водой неисчислимо, придумывайте их сами, открывайте новые чудеса совместно с ребёнком, и ваше лето будет незабываемым! Главное, позаботьтесь о безопасности: проверьте, чистая ли вода, с которой играет ребёнок, и нет ли опасных «сокровищ», спрятанных в песке.
Вот несколько простых опытов, с которыми ребёнок справится сам и с вашей помощью узнает больше о том, как устроен мир:
Тонет – не тонет. Понадобится таз с водой (если нет естественного безопасного водоёма) и различные предметы: камушек, пробка, раковина, керамзит, орех, кусок палочки или коры. Пусть ребёнок поочередно опускает их в воду и знакомится с их свойствами. Будьте готовы ответить на вопрос о том, почему камушек утонул, а похожий на него по размеру кусочек керамзита держится на поверхности. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Так ли это? Проверьте вместе с малышом, а заодно напомните о его собственном опыте, когда он купался с вами на море или в речке.
Песок в сухом состоянии легко насыпать и высыпать из бутылочки с узким горлом, а вот тот же опыт с мокрым песком вызовет значительные трудности. Зато набрав мокрый песок в формочку, мы можем сделать куличик, а сухой песок просто рассыпется бесформенной кучкой. Расскажите ребёнку, почему это происходит.
Количество опытов с песком и водой неисчислимо, придумывайте их сами, открывайте новые чудеса совместно с ребёнком, и ваше лето будет незабываемым! Главное, позаботьтесь о безопасности: проверьте, чистая ли вода, с которой играет ребёнок, и нет ли опасных «сокровищ», спрятанных в песке.
Увлекательного, полезного и содержательного вам отдыха!