Чтение на каникулах
Сегодня на книжных прилавках, на полках библиотек мы видим массу книг, порой прекрасно изданных, оформленных, интересных. Издательства и магазины сообщают нам о новых поступлениях, но что выбрать для ребёнка, дабы приохотить его к чтению? Наш экскурс для тех, кто боится потеряться в море новинок. Советует Анна Сайченкова, библиограф, заведующая отделом Нижегородской областной детской библиотеки.
Для начала главное – читать вместе! Не только для развития, но и в эмоциональном плане период раннего чтения в возрасте трёх – четырёх лет, когда у ребёнка развивается многоканальное общение с мамой и с детьми, а книга развивает мир чувств, очень важен.
Что мы предлагаем в этот период? Безусловно – ту классическую детскую литературу и детский фольклор, которые созвучны детской психологии. Здесь много нового не надо, у всех на слуху классические издания. Но чем больше идёт накопление читательского опыта ребёнка, тем серьезнее дилемма – что читать? Если говорим о сказках для дошкольников, даже те издания, которые всегда на прилавках, не вписываются в шаблоны, на которых выросло большинство нынешних взрослых людей. Появляются новые авторы, новые книжные иллюстрации. Верный критерий отбора сказок – прочесть её самостоятельно.
Рекомендую пользоваться определёнными социальными сетями. Существуют такие ресурсы, как «Имхонет», «Ливелиб». Там взрослые читатели сами обмениваются мнениями, «что такое хорошо, что плохо». Из специальных печатных изданий я бы советовала «Книжное обозрение», журнал «Читаем вместе». В журнале есть странички для детей, для семейного прочтения. Всё это найти несложно в сети и книжных магазинах. Также я очень рекомендую родителям заходить на сайты лучших детских книгоиздательств. Выделила бы «Розовый Жираф», «Белый город», «Самокат» «Компас-гид», «Дом Мещерякова». Последнее издательство больше ориентировано на подарочные издания, на качество книги, но тексты там тоже хороши. На сайте каждого издательства, как правило, есть подробные описания новинок, грамотные аннотации и мнения читателей.
Можно ориентироваться по литературным премиям в разных жанрах. Многим знакомы фамилии детских писателей и поэтов Сергея Седова, Артура Гиваргизова, Дины Сабитовой, Станислава Востокова, Андрея Усачёва (последний – уже почти классик).
Ещё лет восемь – десять лет назад многие филологи сетовали на отсутствие хорошей детской зарубежной литературы, а «Гарри Поттера» относили ко второсортным изданиям. Но у книг Джоаны Роулинг в России сложная судьба, первые два тома были переведены замечательно, и их можно смело рекомендовать, а потом качество перевода ухудшилось. Даже дети, которые читали оригиналы следующих книг этой серии, говорили, что испытали непередаваемые ощущения, читая текст в подлиннике. Сейчас уже можно доверять русским переводам зарубежных книг, у нас появились не просто переводчики, а писатели, которые переводят детскую литературу.
Общие правила при выборе книг
Для начала главное – читать вместе! Не только для развития, но и в эмоциональном плане период раннего чтения в возрасте трёх – четырёх лет, когда у ребёнка развивается многоканальное общение с мамой и с детьми, а книга развивает мир чувств, очень важен.
Что мы предлагаем в этот период? Безусловно – ту классическую детскую литературу и детский фольклор, которые созвучны детской психологии. Здесь много нового не надо, у всех на слуху классические издания. Но чем больше идёт накопление читательского опыта ребёнка, тем серьезнее дилемма – что читать? Если говорим о сказках для дошкольников, даже те издания, которые всегда на прилавках, не вписываются в шаблоны, на которых выросло большинство нынешних взрослых людей. Появляются новые авторы, новые книжные иллюстрации. Верный критерий отбора сказок – прочесть её самостоятельно.
Как и где читать
Рекомендую пользоваться определёнными социальными сетями. Существуют такие ресурсы, как «Имхонет», «Ливелиб». Там взрослые читатели сами обмениваются мнениями, «что такое хорошо, что плохо». Из специальных печатных изданий я бы советовала «Книжное обозрение», журнал «Читаем вместе». В журнале есть странички для детей, для семейного прочтения. Всё это найти несложно в сети и книжных магазинах. Также я очень рекомендую родителям заходить на сайты лучших детских книгоиздательств. Выделила бы «Розовый Жираф», «Белый город», «Самокат» «Компас-гид», «Дом Мещерякова». Последнее издательство больше ориентировано на подарочные издания, на качество книги, но тексты там тоже хороши. На сайте каждого издательства, как правило, есть подробные описания новинок, грамотные аннотации и мнения читателей.
Открытия нового времени
Можно ориентироваться по литературным премиям в разных жанрах. Многим знакомы фамилии детских писателей и поэтов Сергея Седова, Артура Гиваргизова, Дины Сабитовой, Станислава Востокова, Андрея Усачёва (последний – уже почти классик).
Ещё лет восемь – десять лет назад многие филологи сетовали на отсутствие хорошей детской зарубежной литературы, а «Гарри Поттера» относили ко второсортным изданиям. Но у книг Джоаны Роулинг в России сложная судьба, первые два тома были переведены замечательно, и их можно смело рекомендовать, а потом качество перевода ухудшилось. Даже дети, которые читали оригиналы следующих книг этой серии, говорили, что испытали непередаваемые ощущения, читая текст в подлиннике. Сейчас уже можно доверять русским переводам зарубежных книг, у нас появились не просто переводчики, а писатели, которые переводят детскую литературу.
Чем увлечь подростка
Есть современные книги, которые позволяют наладить разговор и с рёбенком среднего школьного возраста, и с подростком. Если говорить о новых зарубежных писателях, то сейчас на волне скандинавская детская литература. Для среднего школьного возраста я бы рекомендовала книги шведки Аники Тор. Увлекателен цикл «Цацики идёт в школу». Автор этой серии Мони Нильсон-Брэнстрем довольно откровенно поднимает вопросы детской психологии, волнующие всех. Мы к такой степени откровенности не привыкли, но если читать и комментировать вместе, дети всё понимают правильно, ведь книги достаточно деликатны. С их помощью легче обсуждать непростые темы взросления.
В «чёрный список»!
Очень много сейчас литературы анатомического содержания, где всё очень примитивно и натуралистично. Многие детские энциклопедии носят откровенно потребительский характер и были сделаны по принципу «минимум информации, максимум картинок».
Вот, например, описывается корова, и тут же задаётся вопрос, какую она выгоду приносит, какая от неё прибыль. Ребёнок, таким образом, с пелёнок впитывает: этот предмет, животное или явление интересно только потому, что может что-то ему дать. А потом мы удивляемся, отчего они растут такими эгоистами.
Хорошая детская книга – какая?
В хороших книгах должны быть качественные иллюстрации, и главное – художественный текст. Немаловажны и качество краски и бумаги. Настоящая книга не должна пахнуть, желтеть со временем и вызывать аллергии. Поэтому я и рекомендую «проверенные» издательства, в которых все требования соблюдены. Что касается тех старых книг, на которых мы выросли, они бывают интересны детям, но только из рук родителей, как факт истории. К сожалению, нынешним детям трудно оценить и старые качественные иллюстрации. Но будем надеяться, что через два – три поколения всё вернется. Главное – не разлюбить за это время чтение вместе с детьми!