«Папа решает, а Вася сдаёт…»
Часто родители первоклассников оказываются перед дилеммой: сидеть ли вместе со своим ребенком при выполнении домашнего задания? Нередко мамы решают этот вопрос, используя советы своих более опытных в данном вопросе подруг и знакомых. «А ты со своим сидишь?» - спрашивают они друг у друга. Так что же делать? Сидеть или нет?
Ваш ребенок, поступая в первый класс, имеет потенциальную готовность к обучению в школе. Он физически здоров, обладает рядом знаний и способностей, имеет интерес к окружающему миру. Этих параметров вполне достаточно для того, чтобы успешно учиться. Но в то же время у ребенка еще не хватает навыков, чтобы организовать свой учебный процесс самостоятельно. Ребенок, бесспорно, нуждается в вашей помощи. Но помощь ему нужна не столько контролерская, сколько организаторская.
Парадокс заключается в том, что в школе ребенок должен справляться с заданиями самостоятельно. Учитель оказывает помощь в обучении, но эта помощь делится на количество всех учеников в классе, а вот дома ребенок всегда находится под контролем. Правильно ли это? С одной стороны он может справляться самостоятельно, а с другой - получается, что нет…
«Моя дочь сама просит помочь ей выполнить домашнее задание». Если ребенок просит объяснить новую тему или помочь в решении слишком заковыристого задания, то помогать, конечно же, нужно. Если ребенок просит вас всегда быть рядом при выполнении домашних заданий, это означает, что ему необходима ваша психологическая поддержка и эмоциональное общение. Возможно, ребенок испытывает дефицит общения с вами по причине вашей занятости, а ваше присутствие рядом с ним за уроками помогает ему восполнить этот дефицит. Теперь он может использовать этот момент, чтобы проводить время вместе!
Со временем, втянувшись в учебу, дети начинают обсуждать друг с другом, как и с кем они выполняют домашние задания. И, конечно же, ваш ребенок хочет выглядеть не хуже других. Дочь одной моей знакомой, отличница, пришла к своей маме и заявила, что та, наверное, ее не любит, так как не выполняет с ней домашние задания. Маме этой девочки пришлось доказывать, что ее любовь проявляется в совместном проведении других занятий вместе с дочерью, не менее важных, чем выполнение домашних заданий.
«Я контролирую своего ребенка для того, чтобы он не расслаблялся, а развивал способности». Для развития способностей и творческой одаренности ребенку необходим не контроль, а предоставление свободы для творческого мышления и возможность самостоятельно задавать свой темп при выполнении домашних заданий. Только так у него могут развиваться способности, выходящие за пределы порученных заданий.
Ребенок должен научиться самостоятельно организовывать свою деятельность. Иначе все его идеи так и останутся нереализованными до конца, и он быстро начнет терять к ним интерес. Хорошим тренингом по развитию самостоятельной организации для первоклассника как раз и является выполнение домашних заданий.
«В школе предъявляют высокие требования и задают большой объем домашних заданий». Если вы отдали своего ребенка в специализированную гимназию с высокими требованиями, то оценить уровень его подготовленности - задача психолога. Если психолог не сделал этого сразу, то обратитесь к нему сейчас. После проведения диагностики и собеседования, психолог выдаст рекомендации и укажет на те трудности, с которыми может столкнуться ребенок в процессе учебы. Вам стоит обратить на них внимание. Помощь ребенку должны оказывать с одной стороны сотрудники школы, хорошо владеющие учебным материалом, а с другой - родители, более тонко знающие психологические особенности своего ребенка.
Если же в общеобразовательных учреждениях нарушают гигиенические требования к условиям обучения, например, в первом классе задают домашние задания в первом полугодии или на их подготовку уходит более часа, то необходимо посетить директора или завуча школы.
Что делать?
В первые дни учебного года составьте с ребенком алгоритм выполнения домашних заданий. В него также войдут подготовка рабочего места в начале работы и сбор портфеля (рюкзака) в конце. Право выбора последовательности выполняемых предметов оставьте за ребенком. Если ребенок, к примеру, хочет начинать выполнение домашнего задания с чтения, а не с математики, не настаивайте на своем. Чтобы ребенку было легче воспринимать алгоритм проведения домашних заданий, сделайте его в виде рисунка или коллажа и повесьте над столом. Это особенно важно для гиперактивных детей!
Важно также решить вопрос о том, в какое время ребенок будет начинать делать уроки, через какой промежуток времени можно будет сделать перерыв. Если выполнить домашние задания до позднего вечера помешали какие-либо форс-мажорные обстоятельства, не усаживайте ребенка за них поздним вечером или ночью. В таких случаях родителям надо подойти к учителю и объяснить, что ребенок не смог выполнить домашние задания по уважительным причинам. Позднее или ночное выполнение уроков должно стать табу - это большая нагрузка для нервной системы ребенка. Только не злоупотребляйте частыми отводами от выполнения заданий!
Так как управление собственным временем - задача непростая, особенно для школьника, то купите своему ребенку будильник с крупным циферблатом в помощь. Свой контроль над ребенком уменьшайте постепенно, в конце сведя его к минимуму. У ребенка будет постепенно открываться свой потенциал для своих творческих успехов. Другой крайностью контроля является полное предоставление ребенку всех забот, связанных с его учебой. Не стоит руководствоваться мнением, что теперь учеба - это его работа, и во всем нужно справляться самому. Для маленького школьника эта задача пока что очень трудна. Ваша родительская поддержка и помощь все-таки будет ему нужна!
Алина Терентьева