Хоумскулинг – что это такое?
Еще недавно фраза "он учится дома" звучала как приговор. Если ребенок учится дома, значит, что-то не так – тяжелая болезнь, серьезные проблемы с поведением… а почему же иначе ребенок может учиться дома и не ходить в школу? Сегодня причина домашнего обучения чаще всего совсем не связана со здоровьем школьника. Почему же все больше родителей выбирают для своих детей "нешкольные" формы обучения и к чему они при этом стремятся?
Кто выбирает обучение дома?
Саше 13 лет. Он талантливый флейтист, лауреат нескольких международных конкурсов, умница, эрудит, разбирается в искусстве и любит математику. Учится дома. Его родители оценили все возрастающую нагрузку, мечтательный склад характера и субтильное сложение своего сына и решили, что ходить каждый день в школу ему будет слишком тяжело.
Арине 8 лет. Она живая, непосредственная, любит Винкс. Учится дома. Ее мама увлечена идеями естественного образа жизни, здорового питания, единения с природой. Мама и дочь проводят вместе много времени – читают, рисуют, решают задачки… Семья живет за городом, приезжает в школу раз в две недели, чтобы сдать очередную контрольную или зачет.
Теме 13 лет. Он интересуется физикой и биологией, читает фантастику, занимается кунг-фу… И тоже учится дома. Пока он учился в школе, вся семья целыми днями учила уроки, и все равно Тема получал двойки и тройки. Сейчас уроки занимают гораздо меньше времени, мальчик учится в своем режиме, и программа его занятий значительно расширилась…
Жизнь у всех складывается по-разному. Некоторые дети рано показывают одаренность в музыке или спорте, кто-то рано начинает актерскую карьеру. Таким детям уже в 8-9 лет приходится работать, как взрослым, а иногда еще и ездить в другие города или страны. Вписать школу в график усиленных занятий и поездок не всегда получается.
Есть дети – очень чувствительные, тонкие, ранимые. Стрессы и конфликты, неизбежные в школе, обходятся для них слишком дорого. Родители на время, пока ребенок не повзрослеет и не окрепнет, выбирают для них форму обучения, при которой они будут в большей мере защищены от этих неприятных моментов.
Есть семьи, которым очень дорог собственный уклад, собственные традиции. В таких семьях родителей может шокировать то, на что другие, возможно, не обращают внимания излишняя политизация школ, уроки религии, сексуальное просвещение… да и просто мат, сигареты, спиртное и наркотики, возможные в подростковой компании. Уровень общего школьного образования при этом не устраивает семью, и кажется, что затраченные усилия не соответствуют результату. Семья предпочитает давать ребенку воспитание и образование самостоятельно.
А кому-то просто нравится общаться со своим ребенком, просто очень хочется разделить с ним свой опыт, свои знания, взгляды на мир, опыт каждого проживаемого дня… Школа противоречит этим стремлениям? – Так пусть она сведется к минимальному общению с педагогами во время, сдачи тестов и зачетов.
Формы "нешкольного" обучения
Домашнее обучение – это форма, при которой ребенок приписан к какой-то школе и классу, но не посещает занятия – учителя приходят к нему домой давать ему уроки. Это вынужденная мера. Иногда ребенок учится так несколько месяцев (например, когда поправляется после травмы), иногда только этим и исчерпывается его школьный опыт.
Мой друг, имеющий инвалидность из-за перенесенного в детстве тяжелого заболевания, рассказывал мне: "Не все зависит от того, насколько человек "сохранен" физически. Иногда у человека костыли, коляска – а он как будто и не инвалид. Мы с ребятами заметили – кто в детстве хоть сколько-то лет проходил в школу, потом вырастает, и даже с инвалидностью находит себе работу, женится, растит детей… А кто в школу не ходил, так и живет в четырех стенах". Конечно, статистики на эту тему нет, но наблюдение интересное. Кстати, сам он ходил в школу столько, сколько мог – пока не пришлось менять костыли на коляску. Пандусы в школах появились не так давно – да и сейчас они есть далеко не везде…
Индивидуальное обучение выбирается из-за проблем со здоровьем. Ребенок приписан к классу, но учится отдельно от других детей – учителя приходят к нему домой или он сам приходит в школу, но не во время общих занятий. При этом ребенок может участвовать в школьных праздниках, соревнованиях, но не может посещать уроки. Как правило, родители на каком-то этапе хотят, чтобы ребенок хотя бы иногда присутствовал на занятиях в классе, чтобы привыкать учиться в группе, и часто учителя идут им навстречу… хотя это и противоречит установленным правилам.
На индивидуальной форме обучения учатся дети, которым нужно больше внимания, более свободный график, более гибкая система оценивания знаний. Естественно, решение о переводе ребенка на эту форму принимается на основании рекомендации медиков. Часто это бывает связано с распространенными сейчас неврологическими проблемами у детей. Эти проблемы часто удается решить вместе с неврологами и логопедами, и ребенок благополучно возвращается в класс и продолжает учиться уже вместе с другими детьми. Нередко именно такую форму выбирают для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и ребенок, которого в школе только ругали, наконец, может показать свои способности и начинает учиться реализовывать себя.
Что касается такой формы, как семейное обучение, то для нее не нужны ни справки от врачей, ни заключение комиссий. Вы принимаете решение, информируете о нем школу и, если взаимопонимание достигнуто, совместно решаете, по каким программам будет учиться ваш ребенок, с какой периодичностью и в какой форме будет проводиться контроль усвоения материала. Все это фиксируется в договоре родителей и школы. Выбрав эту форму, семья целиком берет на себя ответственность за образование своего сына или дочери. Кто-то приглашает репетиторов, кто-то находит онлайновые курсы, кто-то сам садится за учебники.
Если ребенок находится на семейном обучении, государство обязано выплатить родителям или лицам, замещающим их, денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе. Приходится отметить, что процедура не отработана и занимает у родителей очень много времени. Пока не приняты федеральные нормативы, выплаты на образование ребенка в семье производятся в соответствии с местными нормативами и из местного бюджета.
При семейном обучении ребенок продолжает считаться учащимся данной школы – он может пользоваться библиотекой, компьютерным классом, участвовать в праздниках и экскурсиях. Каждый год "домашний школьник" проходит аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам переводится в следующий класс. Выдержавшие итоговые экзамены получают документ государственного образца о соответствующем образовании, могут быть награждены золотой или серебряной медалью.
Школа вправе расторгнуть договор, если, обучаясь дома, ученик не усваивает программу. В этом случае родителям могут предложить продолжить обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс. Но без вашего согласия вернуть ребенка в общеобразовательную школу нельзя.
Еще существует такая форма обучение, как экстернат. Часто ее выбирают те, кто хочет ускорить получение образования. Экстерн в списках школы не значится, и государство не компенсирует материальные издержки родителей на образование. У такого ученика есть только право на получение двухчасовой консультации перед каждым экзаменом и возможность пользоваться учебно-методической литературой из библиотеки школы, к которой он прикреплен. Экзаменуются экстерны по всем основным предметам, за исключением физкультуры, искусства, технологии (если они не являются профильными). По отдельным предметам ребенка могут аттестовать хоть за три года вперед.
По окончании учебного года или при отчислении учащемуся выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме. Она играет роль своеобразной ученической зачетки, и ее нужно предъявить там, где человек будет учиться дальше. Экстерном же можно пройти и итоговую аттестацию в 9-м и 11-м классах в установленные законом сроки и получить аттестат государственного образца. На любом этапе ребенок может вернуться к обычной форме обучения в школе.
Все это – что-то новое? И да, и нет. С 1918 года по июль 1992 такая возможность в России была практически недоступной. Но давайте вспомним, как учились дети в дворянских семьях до революции: лет до 9-10 ребенок учился дома и только потом шел в гимназию. Многие поступали туда не в подготовительный, а в первый, или даже сразу во второй класс. А до этого – как в "Детстве Никиты" – ребенок занимается дома, мама согласует нагрузки с домашним учителем, в свободное время – свежий воздух, компания сверстников, чтение в кресле и… здоровая детская скука. То созидательное созерцательное состояние, в котором зарождается творческая мысль. Но некая цель в лице предстоящих экзаменов по-хорошему держит в тонусе и учащегося, и педагога.
К слову – большая часть проблем, которые омрачают жизнь ребенка в младших классах (нарушения внимания, гиперактивность, трудности с чтением и письмом) к 10-11 годам преодолеваются сами собой. И адекватный спокойный режим многим детям помогает не хуже, чем квалифицированные врачи и спецпедагоги. Не потому ли в 19 веке о заболеваниях нервной системы в детском возрасте говорили намного меньше?
Хоумскулинг как стиль жизни
Хоумскулинг – этим английским словом называют обобщенно все формы нешкольного, домашнего обучения детей. Многие родители "хоумскулеров" объединяются в сообщества в интернете и в реальной жизни. Там, где есть возможность, такие семьи встречаются разновозрастной компанией, проводят вместе время, чему-то учатся или занимаются творчеством. На разноязычных хоумскулерских сайтах обсуждаются вопросы образования, совместно разрабатываются интегрированные занятия, в ходе которых в которых один и тот же материал рассмотрен с самых разных точек зрения и в расчете на учащихся разных возрастов (в одной семье может быть 2-3 хоумскулера). Например, тема "Корабли" может в течение недели изучаться на "окружающем мире" (Мировой океан, его экология), истории, литературе ("У моря" Бунина, "Парус" Лермонтова), математике (задачи на движение с "морской" тематикой) и на английском (стихотворение Стивенсона "Where go my boats?").
Интересно? Да. Но требует вложения сил и творчества от родителей, заинтересованности и умения слушать – от детей.
Все дети разные, все семьи разные. Наверное, это правильно, что сейчас есть разные возможности и право выбирать. Кому-то подходит экстернат, кому-то лучше учиться среди сверстников. Внимательным и любящим родителям виднее, что лучше для их ребенка. В Нижнем Новгороде с каждым годом становится больше хоумскулеров. И можно порадоваться за то, что все больше детей имеет возможность найти для себя адекватный путь в получении образования.
Екатерина Скульская