В школу – а зачем? Остановиться и спросить
Каждое утро мы боимся проспать звонок будильника. Расталкиваем их – доверчивых, растерянных, о чем-то еще мечтающих во сне. Проверяем, как собран портфель, помогаем натянуть школьную форму или одежду, которая кажется нам приличной для школы, ругаемся, миримся, пытаемся накормить полезной кашей и смиряемся с полувредным бутербродом, провожаем, торопливо поглядывая на часы. Проверяем на ходу таблицу умножения, просим рассказать басню прямо в маршрутке, выслушиваем в машине параграф по природоведению, пытаясь не отвлекаться от дороги. И, кажется, – все это никогда не кончится, а ведь сентябрь только начался. И почти никому из нас – ни детям, ни родителям, ни учителям – не приходит в голову простой и очень важный вопрос: «Зачем?». Вся эта бесконечная родительская усталость, детские огорчения, ранние подъемы, четыре клеточки вниз, выученные наизусть километры стихов, параграфов, правил, тонны исписанных тетрадей в линейку и клетку – зачем?
Научиться думать
Проще всего ответить ребенку, что все эти выученные правила и четыре клеточки помогут ему быть успешным – найти хорошую работу, состояться в жизни, много зарабатывать, в конце концов. Вот только хватит такого ответа ненадолго. Да и родители, отвечающие подобным образом, вынуждены будут кривить душой. Действительно, что ответить ребенку, если он видит, что его мама, умница и вечная отличница, за гроши преподает в вузе, а ее соседка-троечница прекрасно зарабатывает, получая доход от пары торговых точек. Считать в уме она по-прежнему не научилась, зато купила калькулятор.
Значит, договоримся сразу: школа не для будущего успеха. Может быть, будет и он, но это не закономерность, а бонус. А для чего же тогда учиться одиннадцать школьных лет? В первую очередь – постараемся понять это сами и объяснить ребенку – ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ.
Когда ты умеешь думать, тобой вряд ли смогут манипулировать другие. Ты сам решишь: за кого голосовать, кого слушаться, кому подчиняться. Ты сможешь сам выбрать свое дело в жизни, а не кинешься бездумно за большинством, потому что это модно или престижно. Ты научишься видеть – и поедешь в Турцию не для того, чтобы наесться до отвала за «шведским столом», а для того, чтобы увидеть развалины античного театра. Ты научишься думать о прочитанном – и есть шансы, что будешь читать хорошие книги. Ты не будешь тратить время на бессмысленные сериалы – потому что в жизни всегда найдется множество занятий интереснее. Тебе будет, с кем говорить, думать, спорить. Да, так жить труднее, зато – сколько плюсов, сколько открытий, сколько интереса таит такая жизнь! Ради этого стоит, пожалуй, и постараться.
Четыре клеточки до свободы
Хорошо, согласятся родители. А как же пресловутые четыре клеточки? Неужели и они нужны для того, чтобы научится думать и стать свободным? О какой свободе может идти речь, если все в школе строго регламентировано со времен детства наших бабушек? Писать синей ручкой, а не черной, отступать от предыдущей работы две строчки, а не три. Кому нужны эти мелочные правила, эти устаревшие нелепости?! Да и придется ли ему вообще в жизни писать ручкой – он и в восемь лет уже печатает на компьютере втрое быстрее, чем пишет в тетради?
Печатает на компьютере, говорите? И вы печатаете? А когда сдаете рабочие документы – параметры страницы, шрифт, номер кегля проверяете?
Вот и для ребенка его четыре клеточки – те же параметры страницы в Worde. Да, учительнице так проще – если все пропустят одинаковое количество клеточек. Иначе придется отвечать на вопросы каждого из тридцати учеников – а сколько их надо пропустить (именно это всегда раздражает учителей-предметников, которые берут пятые классы: объясняешь–объясняешь новый материал, а ребенок думает только об одном – снизят ли ему оценку, если он пропустил лишнюю строчку). Ничего принципиально важного в этих четырех клеточках нет – но нет и ничего, подавляющего личность ребенка. Просто – так удобнее.
С формой – то же самое. Можно выбрать школу без формы, но если она есть, надо договориться с ребенком, что таковы условия строгой игры. Да и во взрослой жизни не на всякое совещание придешь в джинсах и мятой толстовке – хотя иногда, конечно же, очень хочется. Опять же – учителю и одноклассникам удобнее смотреть в лицо отвечающему и не отвлекаться на то, во что он одет.
Багаж знаний или незастегнутый чемодан
Взрослому человеку, который попытается выучить все, заданное на дом, предположим, восьмикласснику, груз знаний покажется невыносимым. Исторические даты, химические формулы, синтаксические схемы… И действительно, зачем такой объем фактических знаний? Когда учились родители, это хотя бы отчасти было понятно – не было Интернета, да и многих справочников было не разыскать. Сегодняшние дети уверены в том, что вся информация уже есть, все открытия уже совершены – достаточно выйти в Яндекс или Гугл и набрать необходимый запрос. Ну и зачем, спрашивается, запоминать процесс получения серной кислоты или заучивать, как и где нашли рукопись «Слова о полку Игореве», если так легко найти эти сведения в сети, когда они действительно понадобятся? Что ответить ребенку в этом случае?
Конкретные знания в целом действительно найти легко. Но вот общая картина мира может при этом и не сложиться. Выучим про серную кислоту – забудем про соляную. Задача не набить наш чемодан знаниями под завязку, а разложить багаж так, чтобы при необходимости легко было найти нужное. Поэтому и надо постараться научить ребенка учиться: не заучивать параграфы наизусть, а выписывать главное и делать конспекты. Не лихорадочно листать «Войну и мир», пытаясь выудить к завтрашнему уроку все страницы, на которых упоминается Кутузов – а неторопливо прочитать летом на пляже с карандашом с руках и не забыть заранее сделать закладки. Не переписать упражнение каллиграфическим почерком, оставив места с пропущенными буквами, чтобы потом вставить их в классе во время проверки (бывает и такое!), а вставить заранее эти пропущенные буквы карандашом в учебнике и не забыть проверить по словарю. Научить этому – может быть, самая главная задача родителей, и вот на это жалеть времени никак не стоит.
Ты жива еще, моя старушка?
Старушка, действительно. Школе в нынешнем ее виде – не одна тысяча лет. За это время человек открыл Америку и полетел в космос, изобрел водопровод и научился использовать нанотехнологии. Устарели тысячи приспособлений и механизмов, многократно сменились моды и внешний вид наших жилищ, десятки раз перекроилась карта Европы, и лишь одно неизменно: парта, мел, доска, букварь, классы, уроки…
Может быть, классно-урочная система действительно устарела и еще на наших глазах ее успеет сменить тьюторская – обучение одного ученика у одного наставника. Может быть, виртуальные уроки в скором будущем полностью вытеснят реальные, дети будут носить в школу вместо килограммов учебников один ноутбук, а интерактивные доски полностью заменят старые.
Но что бы ни произошло, как бы ни сложилась дальнейшая судьба школы – нашим детям надо учиться сегодня. Прямо сейчас.
Так давайте же постараемся, чтобы они делали это разумно и осмысленно. И мы – вместе с ними.
Мария Маркова