Первоклашка-первоклассник: как сделать для ребенка начало школьной жизни легким и приятным
В разговоре приняли участие три заинтересованные стороны – учительница, мама и дочь. Каждый высказал свое мнение, поделился впечатлениями и дал совет.
Учительница. Помелова Марина Валентиновна. Двадцать пять лет проработала преподавателем младших классов, ныне директор Дома детского творчества Московского района.
Универсального рецепта, как ребенку влиться в новый школьный коллектив и успешно учиться, не существует. Это бывает тяжело даже взрослым – что же говорить о малыше, только что окончившем садик? Мой опыт работы в школе позволяет дать родителям несколько советов, как помочь ребенку привыкнуть к новым условиям.
Первое – это психофизическое здоровье ребенка. Хорошей основой для успешного получения знаний станет интересно проведенное лето, максимально наполненное позитивными эмоциями. Это может быть увлекательное путешествие или плодотворно проведенные выходные. Хотя бы час в день гуляйте вместе. Ребенок должен получать порцию новых впечатлений ежедневно – это облегчит процесс адаптации к новой жизни.
Второе – режим дня. Постепенно готовьте организм ребенка к изменению режима. Следите за тем, чтобы он не спал до полудня и не ложился слишком поздно.
Ради подготовки ребенка к школе не стоит летом устраивать трудовые будни в надежде наверстать упущенное – важнее не создать из школы образа врага, а заинтересовать, показать, что учиться будет весело и интересно.
Третье – школьные принадлежности. Важно включить ребенка в процесс выбора покупок. Сейчас выпускается множество школьных товаров на любой вкус. Спросите у ребенка, изображение какого любимого персонажа он хотел бы видеть на дневнике или тетрадях, ведь именно ему пользоваться, а обладание ими должно приносить удовольствие.
Пенал должен быть простым и прочным. Тетради белой бумаги с четкими линейками и клетками. Четкие линии не дают уставать глазам. Ручки, карандаши, ластики и точилки нужны самые простые и много! Они так быстро теряются! Если есть замена, потеря не вызовет стресса. Клей следует купить с дозатором, лучше всего ПВА. Ранец нужен прочный (кто знает, может быть, и с горки придется скатиться), с металлическими креплениями. Форма ранца должна быть фиксированной, чтобы нагрузка на позвоночник распределялась правильно.
Четвертое. Первого сентября подайте ребенку пример спокойствия. Подготовьте все заранее. Не старайтесь купить букет, превосходящий по размеру ребенка. Ваше присутствие на линейке, желательно с фотоаппаратом, обязательно. После занятий расскажите о том, как гордитесь им! В такой знаменательный день это очень важно. Завершите его приятным сюрпризом, подготовленным в честь юного школьника.
Пятое. Возьмите отпуск в сентябре. Это важное время для оказания психологической помощи ребенку. Поводите его по безопасному маршруту, познакомьтесь с родителями одноклассников, ведь в процессе учебы возникают различные ситуации, требующие совместного решения. Не бойтесь демонстрировать проявления своей любви, всячески поддерживайте его, не ругайте, если он с первых дней не оправдывает радужных надежд. Ваша поддержка поможет ему привыкнуть к новой атмосфере, и вы еще порадуетесь успехам своего чада.
Бывшая первоклассница Кира
Когда первого сентября я надела свою школьную форму, сразу почувствовала себя повзрослевшей. Казалось, что меня ждет что-то особенное. Стоя перед школой на торжественной линейке, я не слушала, что говорят, мне было любопытно, какая она – школа, какой класс, какие ребята. Очень боялась потеряться, ведь было много людей, вдруг отстану и не найду свой класс. Было одновременно интересно и немного страшно: как я буду учиться и смогу ли завести друзей. Я думала, что в школе есть шкафчики свои и парты на одного человека, как в садике.
Марина Валентиновна провела для нас экскурсию по школе. Сначала мы возложили цветы к мемориальной доске, а потом пошли в школьный музей. Там увидели форму, парту, чернильницу, портфель и другие принадлежности учеников советских времен. В школе присутствовал запах чего-то нового и чего-то грустного. Грустно было от того, что мы попрощались с садиком. Я часто заходила в свою группу посмотреть на новых детей.
Марина Валентиновна понравилась сразу, она была доброй и терпеливой. Легко появились друзья, тем более что многие из них ходили со мной в одну группу детского сада. И хотя к школе я привыкала довольно трудно, предметы давались легко. Я чувствовала уверенность в себе, так как умела уже и считать, и писать, и читать. Я даже читала быстрее всех в классе. Мы все это уже проходили в садике. Только прописные буквы мне плохо удавались. Мои любимые предметы – чтение, рисование и физкультура. Интересно было исследовать школу. Очень хотелось узнать, что происходит за каждой дверью, особенно за дверью с табличкой «Кабинет домоводства».
В школе я почти не уставала, и хотя мы еще оставались на продленку, мне это нравилось. Было весело, интересно. Такое приятное чувство, что весь день в школе с друзьями делаешь уроки, играешь, гуляешь и ждешь, когда за тобой придет мама. А придя домой очень хотелось поспать, наверное, потому, что привыкла в садике к тихому часу.
Мама Марина Князева, журналист
Серьезные разговоры о школе для нас, родителей, началась еще в подготовительной группе детского сада. На счастье, нам попались очень грамотные и ответственные воспитатели, хорошие профессионалы и неравнодушные люди. Огромное спасибо Римме Ивановне и Светлане Николаевне. Это они дали нам понять, что в первый класс пойдут не только наши дети, но вместе с ними и мы – родители. И это действительно так.
Первое испытание – выбор школы. Не идите на поводу родительских амбиций. Сейчас очень популярны так называемые гимназические классы. Это очень коварная штука. Прежде чем отдавать ребенка в такой класс, проконсультируйтесь со специалистами, насколько это разумно. Если это не специализированная гимназия, где собран подготовленный педагогический состав и созданы все условия для успешного освоения сложной программы, лучше направить ребенка в обычный класс. Тем более что основная программа, которую нужно освоить детям в начальной школе, имеет определенные стандарты, а все усложнения, предложенные гимназической программой, только мешают детям усваивать основные знания. Загруженные до предела маленькие ученики не видят света белого за бесконечными уроками и дополнительными заданиями.
Второе испытание – время школьных занятий. Не всегда оно совпадает с рабочим графиком родителей. Как хорошо было, когда ребенок ходил в садик. Утром отвел, после работы забрал. В школе все иначе. В нашей школе занятия проводятся в три смены. Пришлось подстраиваться. В начале учебы ребенку особенно важно ваше внимание. Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, а если их нет, или они тоже работают? Мне пришлось брать отпуск, чтобы помочь дочери врасти в учебный процесс.
Первый класс в жизни ребенка – особый этап, пограничный рубеж между садиком и школой. Я видела, как моя дочь взрослела не по дням, а по часам. Важно найти ту грань в воспитании, чтобы родительская опека не стала излишне навязчивой. Ведь именно в этот период закладываются основы самостоятельности, формируется интерес к учебе. Многие родители, в том числе и мы, желая помочь дочери добиться отличных оценок, иногда вместо помощи пытались выполнить задания за нее. И какого же было наше смущение, когда Кира заявила, что ей самой интересно выполнить задание. Это был урок. И таких уроков было много. Беспечная пора дошкольного возраста ушла в прошлое. Впереди радости открытий, горести поражений, в общем, все, так же как и у нас, взрослых.
Марина Князева