ЕГЭ: подготовиться, сдать, поступить
Едва ли не самая большая проблема, с которой сталкивается каждая семья, где есть ребенок-выпускник, – как подготовиться к ЕГЭ и как их сдать. Вступительная кампания-2011 добавила новые вопросы, главный из которых – как поступить в вуз даже при том условии, что единые экзамены сданы хорошо. Родители обзванивают знакомых в поисках лучших репетиторов и скупают все пособия, на которых написаны заветная аббревиатура единого государственного; школьники, начиная едва ли не с седьмого класса, решают тесты один за другим, а учителя сплошь и рядом заменяют обычные уроки специальной подготовкой к ЕГЭ. Кажется, пора уже остановиться и разобраться: чем действительно грозит ЕГЭ и как подготовиться к экзамену, проводимому в тестовой форме. Попробуем по порядку.
Новый формат: достоинства и недостатки
Сторонники ЕГЭ постоянно говорят о том, что главное достоинство этого экзамена – предоставление всем равных возможностей для поступления. На деле, как показало последнее лето, возможности оказываются далеко не равными: половину бюджетных мест престижных вузов заняли не отличники, а льготники; в ходе же самого экзамена медалистов и победителей олимпиад заметно потеснили те, кто отнюдь не блистал в школе. Сами разработчики ЕГЭ признают, что процент погрешности в заданиях по многим предметам составляет около 15-20; на деле это означает, что отличники и хорошисты (или хорошисты и троечники) действительно оказываются уравненными – они зачастую получают равное количество баллов. Нередко и сами задания оказываются сформулированными неграмотно: ни один из моих знакомых специалистов-филологов не смог ответить на вопрос: «Что объединяет роман Лермонтова «Герой нашего времени» и поэму Гоголя «Мертвые души?» – а между тем именно такой вопрос предлагался на одном из вариантов экзамена по литературе. Не каждый специалист вспомнит и о том, что такое парцелляция – а ведь именно этот, малоупотребительный, как отмечает литературный энциклопедический словарь, термин должен теперь быть известен каждому выпускнику (вопросы на определение парцелляции в тексте есть в ЕГЭ по русскому). Немало казусов и в заданиях по другим предметам. Характерно, что действительно сильные, мотивированные выпускники редко сдают ЕГЭ с очень высоким результатом. Можно было бы ожидать, что «стобалльниками» окажутся победители региональных и участники всероссийских олимпиад – между тем им редко удается подняться выше восьмидесяти баллов (справедливости ради отметим, что и ниже они опускаются редко).
Итак, делаем первый вывод: связь между знанием предмета и количеством баллов, полученным на ЕГЭ, не является абсолютной. Петя, сдавший экзамен, предположим, на 90 баллов вряд ли знает предмет значительно лучше чем, предположим, Ваня, сдавший его на 75. А значит – не стоит ставить ребенку в пример «стобалльника» из предыдущего выпуска и вообще оценивать его достижения по предмету в баллах. Как инструмент оценки знаний ЕГЭ далеко не безупречен – так что начнем с того, что отнесемся к любым его результатам критически.
Разумный выбор…
Как же быть родителям выпускников? Ведь сдавать ЕГЭ все равно придется всем выпускникам, и сдать экзамены необходимо как можно лучше. Чем же можно помочь нашим детям-выпускникам?
Во-первых, помощь родителей совершенно необходима на этапе выбора экзаменов. Сотрудники приемных комиссий отмечают следующую закономерность: если раньше выпускники выбирали факультет и специальность и начинали «подтягивать» те предметы, по которым надо было сдавать вступительные экзамены, то с введением ЕГЭ ситуация кардинально изменилась – выпускники выбирают для себя те специальности, на которые они смогут поступить по результатам экзаменов. Так, многие абитуриенты в прошлом году отказались от поступления на специальности «филология» и «журналистика», поскольку раньше они могли выбирать между историей и иностранным языком, а введение ЕГЭ не оставило у них выбора – к экзамену же по английскому в тестовом формате многие оказались не готовы. Точно так же многие абитуриенты отказались от поступления на специальность «архитектура» после появления в списке экзаменов истории.
Выбирать экзамены лучше «с запасом»: если взять только один экзамен по выбору, баллов на нужную специальность может не хватить. Но и слишком разбрасываться вряд ли стоит – слишком тяжело будет подготовиться к экзаменам по всем предметам. Опыт прошлого года показывает, что оптимально выбирать три-четыре экзамена в дополнение к обязательным русскому языку и математике. Помогите выпускнику разобраться с перечнем экзаменов, которые принимают на каждую специальность, подскажите смежные специальности, продумайте заранее варианты поступления в разные вузы и на разные формы обучения – справиться с этим самостоятельно школьнику действительно сложно. При этом важно найти разумный компромисс между желаемым и реальным. Не случайно психологи и социологи предсказывают, что одним из отдаленных последствий вступительной кампании станет появление большого количества людей, разочаровавшихся в специальности, на которую они поступили: те, кто планировали поступать на дизайн, случайно оказались на юрфаке, мечтавшие стать журналистами оказались менеджерами. Какими психологическими кризисами чревата такая ситуация в каждом конкретном случае – предсказать невозможно. Так что постарайтесь помочь вашему ребенку выбрать экзамены, соответствующие той специальности, в которой он себя видит.
… и оптимальная стратегия
После выбора необходимых экзаменов наступает следующий этап. Необходимо определиться со стратегией подготовки – родители должны помнить, что именно от нее, а не только от уровня знаний зависит удача при поступлении. Что это означает?
Прежде всего необходимо узнать, можно ли по поступить на выбранную специальность по результатам олимпиад. Если это возможно – начинать готовиться к олимпиадам: результаты их, как правило, более объективны, нежели результаты ЕГЭ, да и вузы предпочитают «олимпиадников», отмечая, что именно они становятся впоследствии наиболее сильными студентами. Даже в том случае, если вашему ребенку стать победителем олимпиад не удастся, участие в них дает абитуриенту неоценимый опыт – а иногда и преимущества при поступлении при прочих равных. Родителям и выпускникам стоит регулярно заглядывать на сайты различных вузов: МГУ, МГТУ, СПбГУ, РГГУ и другие престижные вузы регулярно проводят открытые олимпиады, и, может быть, именно ваш ребенок неожиданно для вас и для себя окажется в числе призеров. Следите и за сайтами нижегородских вузов: список олимпиад, по которым можно поступать в вузы, в этом году будет пересмотрен, и, возможно, любимые нижегородскими абитуриентами «Таланты Земли Нижегородской», «Будущие исследователи» и «Знатоки русской словесности и истории» вновь будут давать право на поступление в ННГУ.
Но делать ставку только на олимпиады тоже не стоит – к экзаменам готовиться в любом случае придется. Как – самостоятельно или с помощью репетитора? Как считают специалисты , начать подготовку к выпускным экзаменам можно не только в выпускном классе. Определив исходный уровень знаний и умений Вашего ребенка, Вы поймете, какая работа Вам предстоит. Следующим шагом должна стать работа по устранению пробелов в знаниях и параллельно с этим систематизация знаний в формате экзамена. Если этот не по плечу Вам, то такую работу можно доверить специалистам. При выборе курсов по подготовке к ЕГЭ важно найти именно те, которые решат Ваши задачи и проблемы. Убедитесь, что Ваш преподаватель имеет опыт подготовки абитуриентов именно к ЕГЭ, желательно с хорошими результатами. Если форма подготовки групповая, то группы не должны быть многочисленными, а ребята в группе не должны сильно отличаться по уровню знаний. Программа подготовки должна учитывать требования ФИПИ.
Итак, когда бы будущий абитуриент не начал подготовку к ЕГЭ, главное – объективно определить уровень его знаний. Пусть он прорешает несколько тестов по выбранному предмету, не заглядывая в ответы. Подсчитайте количество баллов. Оно вас устраивает или близко к желаемому? Тогда, скорее всего, получится подготовиться самостоятельно. Результат далек от идеала? Тогда необходима помощь учителя, преподавателя подготовительных курсов или репетитора – того человека, который поможет заполнить пробелы и систематизировать знания по предмету. Однако занятия с преподавателем ни в коем случае не должны превращаться в постоянное решение тестов. Задача репетитора прежде всего – дать знания и упорядочить их, а не «натаскать» на определенный формат экзамена. Черед тестам придет несколько позже – когда будет сформирован необходимый багаж знаний, иначе решение вопросов превращается в своеобразную «угадайку», а от такого подхода больше вреда, чем пользы. Но нельзя забывать, что ни школьный учитель, ни занятия на подготовительных курсах, ни самый лучший репетитор не панацея – в первую очередь ученику придется работать самостоятельно, а значит задача родителей – помочь ему организовать эти дополнительные занятия.
Подготовку к каждому предмету лучше систематизировать, то есть разбить предмет на определенные разделы и начать повторение по ним. Пособия с аббревиатурой «ЕГЭ» лучше пока отложить в сторону – стоит взять классические учебники для абитуриентов, пособия для подготовительных курсов. Подойдут и обычные школьные учебники, но стоит помнить, что в них материал не всегда изложен так системно, как это необходимо при подготовке к экзаменам. Помогите абитуриенту распланировать, в какие сроки разобрать каждый раздел. На этапе подготовки могут понадобиться не еженедельные занятия с репетитором, а консультации по отдельным вопросам – продумайте, к кому Ваш ребенок сможет обратиться за помощью, если в этом возникнет необходимость.
Месяца за два-три до экзамена, когда основной корпус материала разобран и подготовлен, стоит вернуться к тестам и начинать спокойно решать их по одному в день. Спокойно – но в условиях, максимально приближенных к экзаменационным: без помощи справочников и словарей, без Интернета и калькулятора. Время тоже лучше ограничить: дома надо научиться делать все задания в полном объеме за то время, которое будет дано на экзамене (а еще лучше сократить его на полчаса – на экзамене некоторая потеря времени неизбежна из–за организационных сложностей или собственного волнения).
… опыт, сын ошибок трудных
После сдачи экзаменов остается этап не менее сложный – необходимо рассчитать свои шансы на поступление в каждом из вузов, в которые поданы документы. А пока – несколько историй абитуриентов, которые наглядно показывают особенности поступления благодаря и вопреки ЕГЭ. Все три абитуриентки, о которых пойдет речь, изначально планировали поступать на филологический факультет ННГУ, но вступительная кампания–2009 заставила их пересмотреть свои планы. Слово вчерашним абитуриенткам – и сегодняшним первокурсницам:
Анна:
Я училась в ЦОДе. В десятом классе, когда у нас начали вести занятия преподаватели из ННГУ, решила, что буду поступать на филфак. Мечтала об МГУ, ННГУ рассматривала как запасной вариант. Преподавательница по литературе советовала поступать в СПбГУ, а поскольку я участвовала в конкурсе школьных научных работ «Пушкинский проект», который проводил Петербургский университет, возникло огромное желание учиться именно там. Единственным шансом поступить туда мне казалась олимпиада, но на районной я заняла только третье место и сошла с дистанции. Первые же места, которые я дважды занимала на всероссийских научных конференциях школьников и еще раз – на областном НОУ, по правилам приема этого года не давали никаких преимуществ. Результаты ЕГЭ оказались средними – по литературе я получила 81 балл, по русскому – 79, но особенно разочаровал английский – всего 54 балла. Надеялась, что в совокупности моих баллов хватит на поступление в ННГУ, но обнаружила себя в списке на 217 (!) месте – разочарование, особенно после побед на конференциях было огромным.
После выпускного вечера поехала подавать документы в Петербургский университет. С одной стороны, была в себе уверена – все же два года училась у университетских преподавателей, постоянно читала научные книги по литературоведению и лингвистике. С другой стороны, неудача с ЕГЭ больно ударила по самооценке. Мне повезло, что СПбГУ – один из немногих вузов, сохранивших собственные экзамены. Я сдала русский и литературу в традиционной форме вступительного экзамена и уехала в Нижний, абсолютно не надеясь на победу. А через неделю в пять утра меня разбудила мама: в списке поступивших в первой волне я оказалась двадцать третьей (и одной из первых, не считая олимпиадников и льготников). Сейчас осваиваю французский язык и древнерусскую литературу, живу в общежитии в Петергофе и привыкаю к тому, что я питерская студентка. Можно сказать, что я поступила не благодаря, а вопреки ЕГЭ.
Анастасия:
Я оканчивала технический лицей, но готовилась стать филологом. Идеальным был для меня ОТИПЛ – отделение общей и прикладной лингвистики на филфаке МГУ. Но там только двадцать бюджетных мест, и я понимала, что мои шансы невелики (действительно, в порядке общего конкурса туда не поступил ни один человек). Олимпиады, проводившиеся МГУ, выиграть не удалось, а вот на нашей областной олимпиаде по литературе я заняла второе место – но оно по правилам приема этого года ничего не давало. Третье место на олимпиаде ННГУ обеспечило мне поступление в нижегородский университет, но я продолжала мечтать об учебе в Москве. ЕГЭ сдала не очень удачно – английский на 88 баллов, а литературу только на 61 (причины такой низкой оценки не могу понять до сих пор). Однако полученных баллов хватило для поступления в МГЛУ, правда, не на ту специальность, о которой я мечтала, а на «Культурологию», куда подала документы просто на всякий случай. Так что с одной стороны сбылась моя мечта учиться в Москве, с другой, выбор специальности оказался в определенной степени случайным.
Ангелина:
Вначале я училась в Заволжье, потом в ЦОДе. Поступать планировала на филфак ННГУ, другой специальности для себя не представляла. В последний год занималась с репетиторами по литературе и английскому, много читала, делала тесты, писала сочинения. Но результаты экзаменов по этим предметам оказались невысокими. Зато математику и обществознание я неожиданно для себя сдала хорошо. Когда поняла, что на филфак в ННГУ поступлю в лучшем случае на заочное отделение, стала продумывать другие варианты – и оказалась студенткой московского гуманитарного университета по специальности «Менеджмент организации». Для меня самой такой поворот событий оказался неожиданным. Надеюсь только, что все знания, полученные мной в процессе подготовки к ЕГЭ, не пропадут бесследно – я по-прежнему люблю литературу, но, не знаю пока, к сожалению или к счастью, моя будущая специальность будет связана совсем с другим.
Мария Маркова