ЕГЭ: подготовиться, сдать, поступить

Едва ли не самая большая проблема, с которой сталкивается каждая семья, где есть ребенок-выпускник, – как подготовиться к ЕГЭ и как их сдать. Вступительная кампания-2011 добавила новые вопросы, главный из которых – как поступить в вуз даже при том условии, что единые экзамены сданы хорошо. Родители обзванивают знакомых в поисках лучших репетиторов и скупают все пособия, на которых написаны заветная аббревиатура единого государственного; школьники, начиная едва ли не с седьмого класса, решают тесты один за другим, а учителя сплошь и рядом заменяют обычные уроки специальной подготовкой к ЕГЭ. Кажется, пора уже остановиться и разобраться: чем действительно грозит ЕГЭ и как подготовиться к экзамену, проводимому в тестовой форме. Попробуем по порядку.

 

 

Новый формат: достоинства и недостатки

 

 

Сторонники ЕГЭ постоянно говорят о том, что главное достоинство этого экзаменапредоставление всем равных возможностей для поступления. На деле, как показало последнее лето, возможности оказываются далеко не равными: половину бюджетных мест престижных вузов заняли не отличники, а льготники; в ходе же самого экзамена медалистов и победителей олимпиад заметно потеснили те, кто отнюдь не блистал в школе. Сами разработчики ЕГЭ признают, что процент погрешности в заданиях по многим предметам составляет около 15-20; на деле это означает, что отличники и хорошисты (или хорошисты и троечники) действительно оказываются уравненными – они зачастую получают  равное количество баллов. Нередко и сами задания оказываются сформулированными неграмотно: ни один из моих знакомых специалистов-филологов не смог ответить на вопрос: «Что объединяет роман Лермонтова «Герой нашего времени» и поэму Гоголя «Мертвые души – а между тем именно такой вопрос предлагался на одном из вариантов экзамена по литературе. Не каждый специалист вспомнит и о том, что такое парцелляция – а ведь именно этот, малоупотребительный, как отмечает литературный энциклопедический словарь, термин должен теперь быть известен каждому выпускнику (вопросы на определение парцелляции в тексте есть в ЕГЭ по русскому). Немало казусов и в заданиях по другим предметам. Характерно, что действительно  сильные, мотивированные выпускники редко сдают ЕГЭ с очень высоким результатом. Можно было бы ожидать, что «стобалльниками» окажутся победители региональных и участники всероссийских олимпиадмежду тем им редко удается подняться выше восьмидесяти баллов (справедливости ради отметим, что и ниже они опускаются редко).

 

Итак, делаем первый вывод: связь между знанием предмета и количеством баллов, полученным на ЕГЭ, не является абсолютной. Петя, сдавший экзамен, предположим, на 90 баллов вряд ли знает предмет значительно лучше чем, предположим, Ваня, сдавший его на 75. А значитне стоит ставить ребенку в пример «стобалльника» из предыдущего выпуска и вообще оценивать его достижения по предмету в баллах. Как инструмент оценки знаний ЕГЭ далеко не безупречен – так что начнем с того, что отнесемся к любым его результатам критически.

 

 

Разумный выбор…

 

 

Как же быть родителям выпускников? Ведь сдавать ЕГЭ все равно придется всем выпускникам, и сдать экзамены необходимо как можно лучше. Чем же можно помочь нашим детям-выпускникам?

 

Во-первых, помощь родителей совершенно необходима на этапе выбора экзаменов. Сотрудники приемных комиссий отмечают следующую закономерность: если раньше выпускники выбирали факультет и специальность и начинали «подтягивать» те предметы, по которым надо было сдавать вступительные экзамены, то с введением ЕГЭ ситуация кардинально измениласьвыпускники выбирают для себя те специальности, на которые  они смогут поступить по результатам экзаменов. Так, многие абитуриенты в прошлом году отказались от поступления на специальности «филология» и «журналистика», поскольку раньше они могли выбирать между историей и иностранным языком, а введение ЕГЭ не оставило у них выбора – к экзамену же по английскому в тестовом формате многие оказались не готовы. Точно так же многие абитуриенты отказались от поступления на специальность «архитектура» после появления в списке экзаменов истории.

 

Выбирать экзамены лучше «с запасом»: если взять только один экзамен по выбору, баллов на нужную специальность может не хватить. Но и слишком разбрасываться вряд ли стоитслишком тяжело будет подготовиться к экзаменам по всем предметам. Опыт прошлого года показывает, что оптимально выбирать три-четыре экзамена в дополнение к обязательным русскому языку и математике. Помогите выпускнику разобраться с перечнем экзаменов, которые принимают на каждую специальность, подскажите смежные специальности, продумайте заранее варианты поступления в разные вузы и на разные формы обучениясправиться с этим самостоятельно школьнику действительно сложно. При этом важно найти разумный компромисс между желаемым и реальным. Не случайно психологи и социологи предсказывают, что одним из отдаленных последствий вступительной кампании станет появление большого количества людей, разочаровавшихся в специальности, на которую они поступили: те, кто планировали поступать на дизайн, случайно оказались на юрфаке, мечтавшие стать журналистами оказались менеджерами. Какими психологическими кризисами чревата такая ситуация в каждом конкретном случаепредсказать невозможно. Так что постарайтесь помочь вашему ребенку выбрать экзамены, соответствующие той специальности, в которой он себя видит.

 

 

… и оптимальная стратегия

 

 

После выбора необходимых экзаменов наступает следующий этап. Необходимо определиться со стратегией подготовкиродители должны помнить, что именно от нее, а не только от уровня знаний зависит удача при поступлении. Что это означает?

 

Прежде всего необходимо узнать, можно ли по поступить на выбранную специальность по результатам олимпиад. Если это возможноначинать готовиться к олимпиадам: результаты их, как правило, более объективны, нежели результаты ЕГЭ, да и вузы предпочитают «олимпиадников», отмечая, что именно они становятся впоследствии наиболее сильными студентами. Даже  в том случае, если вашему ребенку стать победителем олимпиад не удастся, участие в них дает абитуриенту неоценимый опыт – а иногда и преимущества при поступлении при прочих равных. Родителям и выпускникам стоит регулярно заглядывать на сайты различных вузов: МГУ, МГТУ, СПбГУ, РГГУ и другие престижные вузы регулярно проводят открытые олимпиады, и, может быть, именно ваш ребенок неожиданно для вас и для себя окажется в числе призеров. Следите и за сайтами нижегородских вузов: список олимпиад, по которым можно поступать в вузы, в этом году будет пересмотрен, и, возможно, любимые нижегородскими абитуриентами «Таланты Земли Нижегородской», «Будущие исследователи» и «Знатоки русской словесности и истории» вновь будут давать право на поступление в ННГУ.

 

Но делать ставку только на олимпиады тоже не стоит – к экзаменам готовиться в любом случае придется. Как – самостоятельно или с помощью репетитора? Как считают специалисты , начать подготовку к выпускным экзаменам можно не только в выпускном классе. Определив исходный уровень знаний и умений Вашего ребенка, Вы поймете, какая работа Вам предстоит. Следующим шагом должна стать работа по устранению пробелов в знаниях и параллельно с этим систематизация знаний в формате экзамена. Если этот не по плечу Вам, то такую работу можно доверить специалистам. При выборе курсов по подготовке  к ЕГЭ важно найти именно те, которые решат Ваши задачи и проблемы. Убедитесь, что Ваш преподаватель имеет опыт подготовки абитуриентов именно к ЕГЭ, желательно с хорошими результатами. Если форма подготовки групповая, то группы не должны быть многочисленными, а ребята в группе не должны сильно отличаться по уровню знаний. Программа подготовки должна учитывать требования ФИПИ.

 

Итак, когда бы будущий абитуриент не начал подготовку к ЕГЭ, главноеобъективно определить уровень его знаний. Пусть он прорешает несколько тестов по выбранному предмету, не заглядывая в ответы. Подсчитайте количество баллов. Оно вас устраивает или близко к желаемому? Тогда, скорее всего, получится подготовиться самостоятельно. Результат далек от идеала? Тогда необходима помощь учителя, преподавателя подготовительных курсов или репетиторатого человека, который поможет заполнить пробелы и систематизировать знания по предмету. Однако занятия с преподавателем ни в коем случае не должны превращаться в постоянное решение тестов. Задача репетитора прежде всегодать знания и упорядочить их, а не «натаскать» на определенный формат экзамена. Черед тестам придет несколько позжекогда будет сформирован необходимый багаж знаний, иначе решение вопросов превращается в своеобразную «угадайку», а от такого подхода больше вреда, чем пользы. Но нельзя забывать, что ни школьный учительни занятия на подготовительных курсах, ни самый лучший репетитор не панацея – в первую очередь ученику придется работать самостоятельно, а значит задача родителейпомочь ему организовать эти дополнительные занятия.

 

Подготовку к каждому предмету лучше систематизировать, то есть разбить предмет на определенные разделы и начать повторение по ним. Пособия с аббревиатурой «ЕГЭ» лучше пока отложить в сторонустоит взять классические учебники для абитуриентов, пособия для подготовительных курсов. Подойдут и обычные школьные учебники, но стоит помнить, что в них материал не всегда изложен так системно, как это необходимо при подготовке к экзаменам. Помогите абитуриенту распланировать, в какие сроки разобрать каждый раздел. На этапе подготовки могут понадобиться не еженедельные занятия с репетитором, а консультации по отдельным вопросампродумайте, к кому Ваш ребенок сможет обратиться за помощью, если в этом возникнет необходимость.

 

Месяца за два-три до экзамена, когда основной корпус материала разобран и подготовлен, стоит вернуться к тестам и начинать спокойно решать их по одному в день. Спокойноно в условиях, максимально приближенных к экзаменационным: без помощи справочников и словарей, без Интернета и калькулятора. Время тоже лучше ограничить: дома надо научиться делать все задания в полном объеме за то время, которое будет дано на экзамене (а еще лучше сократить его на полчасана экзамене некоторая потеря времени неизбежна из–за организационных сложностей или собственного волнения).

 

 

 … опыт, сын ошибок трудных

 

 

После сдачи экзаменов остается этап не менее сложныйнеобходимо рассчитать свои шансы на поступление в каждом из вузов, в которые поданы документы. А поканесколько историй абитуриентов, которые наглядно показывают особенности поступления благодаря и вопреки ЕГЭ. Все три абитуриентки, о которых пойдет речь, изначально планировали поступать на филологический факультет ННГУ, но вступительная кампания–2009 заставила их пересмотреть свои планы. Слово вчерашним абитуриенткам – и сегодняшним первокурсницам:

 

Анна:

 

Я училась в ЦОДе. В десятом классе, когда у нас начали вести занятия преподаватели из ННГУ, решила, что буду поступать на филфак. Мечтала об МГУ, ННГУ рассматривала как запасной вариант. Преподавательница по литературе советовала поступать в СПбГУ, а поскольку я участвовала в конкурсе школьных научных работ «Пушкинский проект», который проводил Петербургский университет, возникло огромное желание учиться именно там. Единственным шансом поступить туда мне казалась олимпиада, но на районной я заняла только третье место и сошла с дистанции. Первые же места, которые я дважды занимала на всероссийских научных конференциях школьников и еще раз – на областном НОУ, по правилам приема этого года не давали никаких преимуществ. Результаты ЕГЭ оказались среднимипо литературе я получила 81 балл, по русскому – 79, но особенно разочаровал английскийвсего 54 балла. Надеялась, что в совокупности моих баллов хватит на поступление в ННГУ, но обнаружила себя в списке на 217 (!) местеразочарование, особенно после побед на конференциях было огромным.

После выпускного вечера поехала подавать документы в Петербургский университет. С одной стороны, была в себе уверена – все же два года училась у университетских преподавателей, постоянно читала научные книги по литературоведению и лингвистике. С другой стороны, неудача с ЕГЭ больно ударила по самооценке. Мне повезло, что СПбГУодин из немногих вузов, сохранивших собственные экзамены. Я сдала русский и литературу в традиционной форме вступительного экзамена и уехала в Нижний, абсолютно не надеясь на победу. А через неделю в пять утра меня разбудила мама: в списке поступивших в первой волне я оказалась двадцать третьейодной из первых, не считая олимпиадников и льготников). Сейчас осваиваю французский язык и древнерусскую литературу, живу в общежитии в Петергофе и привыкаю к тому, что я питерская студентка. Можно сказать, что я поступила не благодаря, а вопреки ЕГЭ.

 

Анастасия:

 

Я оканчивала технический лицей, но готовилась стать филологом. Идеальным был для меня ОТИПЛотделение общей и прикладной лингвистики на филфаке МГУ. Но там только двадцать бюджетных мест, и я понимала, что мои шансы невелики (действительно, в порядке общего конкурса туда не поступил ни один человек). Олимпиады, проводившиеся МГУ, выиграть не удалось, а вот на нашей областной олимпиаде по литературе я заняла второе местоно оно по правилам приема этого года ничего не давало. Третье место на олимпиаде ННГУ обеспечило мне поступление  в нижегородский университет, но я продолжала мечтать об учебе в Москве. ЕГЭ сдала не очень удачноанглийский на 88 баллов, а литературу только на 61 (причины такой низкой оценки не могу понять до сих пор). Однако полученных баллов хватило для поступления в МГЛУ, правда, не на ту специальность, о которой я мечтала, а на «Культурологию», куда подала документы просто на всякий случай.  Так что с одной стороны сбылась моя мечта учиться в Москве, с другой, выбор специальности оказался в определенной степени случайным.

 

Ангелина:

 

Вначале я училась в Заволжье, потом в ЦОДе. Поступать планировала на филфак ННГУ, другой специальности для себя не представляла. В последний год занималась с репетиторами по литературе и английскому, много читала, делала тесты, писала сочинения. Но результаты экзаменов по этим предметам оказались невысокими. Зато математику и обществознание я неожиданно для себя сдала хорошо. Когда поняла, что на филфак в ННГУ поступлю в лучшем случае на заочное отделение, стала продумывать другие варианты – и оказалась студенткой московского гуманитарного университета по специальности «Менеджмент организации». Для меня самой такой поворот событий оказался неожиданнымНадеюсь только, что все знания, полученные мной в процессе подготовки к ЕГЭ, не пропадут бесследно – я по-прежнему люблю литературу, но, не знаю пока, к сожалению или к счастью, моя будущая специальность будет связана совсем с другим.

 

 

  Мария Маркова

20.08.2011 в 10:39 (1920) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Недавно стала мамой?

Выиграй замечательные призы!

Новости партнеров


Смотрите в декабре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации, детской или взрослой поликлинике, и вы узнаете... - Главные дни календаря в этом месяце ...
Дорогие друзья! Скоро самый долгожданный праздник в году - Новый год и Рождество. В этот замечательный праздник каждый человек ждёт чуда, и детки из многодетны...
29 ноября 2014 г. состоится грандиозное открытие самого большого магазина игрушек «Маленькая умница» в ТЦ «Куб» на  ул. Полтавская д.30, 3 этаж. Компания «Маленькая у...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика