Первый класс: как научить ребенка быть организованным
Как Вы наверное, уже обратили внимание, мы уделяем особое внимание первоклассникам. Собственно, это вполне объяснимо и понятно, ведь первый класс – это первый шаг на самую первую ступень длинной, долгой лестницы в целых одиннадцать лет, а потому требует повышенного родительского внимания.
Сегодня мы предлагаем взглянуть на первые месяцы ребенка в школе глазами педагога – возможно, куда более объективными и проницательными. Как знать, а вдруг это поможет увидеть (а значит, и устранить) причины некоторых сложностей, с которыми мы так старательно и самозабвенно сражаемся весь первый год и оставшиеся десять?..
И поможет нам в этом Наталья Владимировна Федосеева, учитель 1 «А» класса средней школы №49 Советского района.
Три источника и три составных части «первоклассных» проблем
– Бич всех учителей, ведущих первый класс, – это бесконечные опоздания, причем, что характерно, грешат этим одни и те же ученики.
В первом полугодии у первоклассников самый продуктивный урок – первый. И вот, звенит звонок, начинается работа, как вдруг открывается дверь и появляется первый опоздавший. Проходит на свое место, принимается готовиться к уроку, все роняет, всех отвлекает, не может найти нужных тетрадок-учебников... Разумеется, учителю приходится останавливаться и ему помогать, а остальные, заметив, что предоставлены сами себе, тут же начинают веселиться в полное свое удовольствие. Только восстановишь дисциплину, что тоже требует определенного времени, – скрип двери и новое: « Можно войти?». А в темноте коридора блестят виноватые глаза мамы очередного опоздавшего ребенка.
На все настоятельные просьбы, увещевания и требования приходить вовремя педагоги, как правило, слышат слова чистосердечного раскаяния и клятвенные обещания, что этого больше не повторится. Но увы и ах – как говорится, трудно не ребенка воспитать, а себя перевоспитать. И вот, проходит от силы день-два, и все возвращается на круги своя: звонок на урок, стук в дверь, «извините, можно войти?».
Что делать? Выход есть, причем даже не один, а целых два – как для нас, учителей, так и для Вас, родителей. Скажем, пять-семь минут первого урока педагог может посвятить небольшой физзарядке, которая даст шанс подтянуться опаздывающим, а тем, кто пришел вовремя, поможет окончательно проснуться. Что касается утренней побудки, то существует действенный способ вовремя поднять с кровати не только первоклассника, но и ребенка постарше. Для этого нужно просто поставить будильник на пять-десять минут раньше обычного времени и, соответственно, на эти же пять-десять минут раньше и начать будить чадо. Оно, конечно, будет отчаянно сопротивляться и умолять: «Ну мамочка, ну еще чуть-чуть, еще пять минуточек!..», а Вы... Нет, Вы не станете с категорическим «никаких «чуть-чуть», быстро вставай!» сдергивать с него одеяло, а разрешите понежиться под ним эти уже запланированные Вами пять минут, через которые ребенок встанет без всяких жалоб и просьб.
Вторая «первоклассная» проблема – медлительные и плохо организованные дети, которые не могут вовремя приготовиться к уроку, найти нужное в своих объемистых портфелях и многочисленных пакетах. То тут, то там слышится: «Ой, а у меня нет тетрадки! Ой, а я палочки дома забыла!» и так далее, и тому подобное. На просьбу педагога посмотреть повнимательней ребенок, находящийся в полной уверенности, что у него этого нет, в лучшем случае для проформы пошарит в портфеле, а в худшем так и вовсе ударится в слезы. Разумеется, спешишь на помощь, разумеется, все находишь в одном из многочисленных отделений, папок и кармашков.
Причина элементарна: ребенок просто–напросто не знает, где у него что лежит, ведь портфель любовно собран... мамой.
Прошу Вас, дорогие мамы и заботливые бабушки: доверяйте своему ребенку! Пусть он сделает это не так аккуратно, как бы Вам хотелось, зато будет точно знать, откуда что доставать, и тем самым сэкономит и свое, и чужое драгоценное учебное время. Хочу подчеркнуть: именно «драгоценное», это не преувеличение, потому что школьная программа, к сожалению, не делает поправку на то, что приходящие в первый класс малыши еще многого не умеют и плохо ориентируются в незнакомой обстановке, новых для себя условиях. Это только в фильмах девочки с бантиками и мальчики в гастучках, держась за руки, парами чинно входят в школу, организованно садятся за парты, складывают, как зайчики, «лапки» и внимают учителю, который с первой минуты начинает «сеять разумное, доброе, вечное». В реальной жизни проходит, как минимум, месяц до того момента, когда Ваши малыши научатся хотя бы слышать учителя, не говоря уже про «слушать». А учебной программой время на адаптацию не учтено, по программе положено «сеять» с первого сентября.
И последняя, деликатная проблема. В последнее время все чаще от учителей можно услышать фразу: «Трудно работать не с детьми, а с их родителями». Я бы от себя добавила «и с бабушками тоже». Милые, добрые, бесконечно уважаемые бабушки, я снова обращаюсь к вам. Конечно же, мы, педагоги, прекрасно знаем, что Ваши внуки или внучки – самые лучшие и замечательные, что они многое умеют и знают. Поверьте, опытный учитель «видит» ребенка с первых дней знакомства, а уж найти с ним общий язык и вовсе его прямая, профессиональная задача, с которой он, как правило, способен справиться самостоятельно. Что до обсуждения тех или иных проблем ребенка, то учитель не имеет права делать это ни с кем, кроме его законных представителей – мамы и папы (или, в случае, когда их нет, – опекунов).
«Проблема портфеля» и как ее решить
А теперь, возвращаясь к сборам в школу и проблеме вовремя найти и достать из портфеля все необходимое к уроку, мы хотим предложить несколько проверенных способов, которые могут облегчить существование и Вам, многоуважаемые родители, и Вашему первокласснику.
Начнем с пенала. Толстые пеналы на молниях, в которых помещается все-все-все и еще немножко, удобны только на первый взгляд. Сначала ребенок, наоборот, путается в бессчетных отделениях, битком набитых всякой пестрой всячиной, не в состоянии отыскать срочно требующийся ластик-карандаш-линейку. Чтобы этого избежать, можно поступить следующим образом: отводим одно отделение для предметов первой необходимости, которые нужны на каждом уроке – линейка, карандаш, ручки – как правило, их две, зеленая и синяя, точилка (обязательно с контейнером для стружки, в противном случае ребенок будет точить сломавшийся карандаш в пенал или прямо в портфель), цветные карандаши. Во второе отделение кладем фломастеры/маркеры, ножнички, клеящий карандаш и т.д. – то, что требуется время от времени.
Теперь займемся портфелем. Стандартный ортопедический портфель имеет четыре отделения – два больших, одно поменьше и одно маленькое, между которыми тетради, учебники, пенал и завтрак распределяются следующим образом: в первое большое отделение отправляются учебники, во второе – тетради, прописи, рабочие тетради. В то, что поменьше, кладем пенал, вспомогательный материал (веера с буквами и цифрами, счетные палочки и т.д.), а в самое маленькое – бутерброд.
Чтобы ребенок привык и принял такой порядок, потратьте один вечер на «репетицию»: собрали портфель, разобрали и снова собрали. Попросите его подготовиться к чтению. К математике. К письму. Эта рутина должна быть отработана до автоматизма, и посвятив сборам–разборам один вечер, Ваш ребенок уже никогда не будет в поисках нужного учебника или тетради брать портфель за донышко и вытряхивать из него на парту все содержимое.
Есть и другой подход. Распределите все тетрадки, рабочие тетради, прописи, вспомогательный материал и учебники по предметам. Для каждого заведите свою папочку – если ребенок рассеянный, то пусть каждая папка будет своего цвета: например, синяя – для математики, красная – для письма, желтая – для чтения. Тем самым подготовка к уроку сведется к тому, чтобы просто достать из портфеля папку нужного цвета. Какую именно – ребенок видит сразу же, едва открыв портфель. После урока он точно так же складывает все, что лежит у него на парте, обратно в папку. Чтобы закрепить последний навык, опять-таки потренируйте его дома, можно с секундомером – дети очень любят соревноваться наперегонки со временем.
В заключение хочется сказать, что, наверное, не стоит ждать, что школа вообще или педагог в частности отыщут и нажмут в голове ребенка какую-то главную кнопочку, после чего вчерашний рассеянный детсадовец как по волшебству превратится в собранного и организованного ученика. Согласитесь, мы ведь сами не рвемся делать скучные дела, навязанные нам извне. И тем не менее, делать их приходится, а потому давайте будем терпеливыми, будем помогать нашим детям (и учителям), и тогда первая школьная ступенька никому не покажется высокой и недоступной.
Анастасия Старынина