Как подготовить ребенка к школе?

подготовить ребенка к школе, ребенок, девочка, школаНаш эксперт - Елена Владимировна ВЕРБОВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного института при ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

- Психологическая готовность ребенка к школе — это не просто умение читать, писать и считать, а всесторонняя базовая подготовка, куда входят: и эмоционально-волевая сфера, то есть умение владеть своими эмоциями и регулировать свою деятельность, и коммуникативная сфера, то есть умение общаться, и интеллектуальная сфера, от которой, как вы понимаете, никуда не денешься, и психомоторная функциональная сфера, то есть подготовка тела к той нагрузке, которая ожидает малыша в новой жизни. Наконец, личностная готовность, ведь к семи годам личность ребенка уже сформирована. Поэтому, говоря о подготовке первоклашки за летний период, мы говорим не о продолжении его интеллектуализации, а именно о готовности к тому, с чем он обязательно столкнется - о новом коллективе, о новой ситуации, с новыми четкими правилами, о новой социальной роли. Ведь если раньше он был дошкольником, то есть - маленьким, то теперь стал почти взрослым, стал учеником, и должен уметь быть достаточно самостоятельным.

- На что же в первую очередь нужно обратить внимание родителям?

- Во-первых, необходимо учитывать, что лето — это все-таки... лето. И упор лучше сделать на развитие двигательной сферы, потому что правильная работа мышц - это здоровье, работоспособность и выносливость. То есть, необходимо подготовить детскую мышечную систему с помощью различных двигательных игр. Многие родители, к сожалению, часто совершают ошибку, заставляя ребенка этим последним перед школой летом много читать, считать, писать и в результате - к 1 сентября он на учебники уже без слез смотреть не может. Какой из него получится ученик в ближайшие 10-11 лет? Нужно уметь правильно чередовать интеллектуальные занятия, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Кстати, в нашем центре мы часто рекомендуем игры с сигналами, которые помогают развивать и внимание, и память, и произвольную регуляцию. Ведь движение — базовый уровень развития для всех психических процессов.
Обязательно позвольте сыну или дочке вволю набегаться, напрыгаться, чтобы вполне ощутить свое тело, свободу и уверенность в себе. Любой психолог подтвердит, что первое ощущение уверенности идет именно от ощущения собственного тела.

- Какие игры предложить ребенку?


- Любые: на развитие ловкости, на развитие координации. Чем разнообразнее, тем лучше.

- Должны ли родители подыгрывать ребенку? Очень часто, чтобы порадовать малыша, угодить ему, или повысить его самооценку, взрослые начинают поддаваться. И когда этот самый ребенок приходит в школу и вдруг обнаруживает, что он — не самый ловкий, не самый смелый, не самый лучший, то неизменно получает психологическую травму...

- Играя с пяти-семилетним ребенком, родители ни в коем случае не должны умышленно проигрывать. От этого зависит развитие эмоционально-волевой сферы. Не стоит создавать иллюзорную картину мира для ребенка. Если взрослые что-либо умеют делать лучше, они должны это показать малышу, но так, чтобы сохранить у него желание стремиться к этому лучшему. И обязательно нужно объяснять, почему у папы или мамы что-то получается, а у него пока нет. Только так он поймет, что прежде. Чем чего-то достигнуть, нужно приложить усилия. А подыграть ребенку можно так: попал он мячиком в кольцо 5 раз, пусть папа попадет 15, хотя может и 40. То есть не стоит демонстрировать недосягаемый результат, чтобы не испугать ребенка, но умышленно проигрывать категорически нельзя.

- А что делать, если малыш в силу тех или иных причин не имел контактов со сверстниками. Его не водили в детский сад, не гуляли на общих детских площадках. Так получилось, что родители слишком уж берегли свое единственное чадо. Как его подготовить к тому, что среди сверстников, он может оказаться не самым-самым?

- Сложная ситуация. Обращаюсь ко всем родителям: перед школой ребенок обязательно должен оказаться в детском коллективе! В любом, пусть даже из пяти человек, но должен. Умение общаться со сверстниками — обязательное условие для первоклашки, иначе в школе возникнут трудности, которые придется преодолевать. А это далеко не безболезненно. Кстати, готовность к такому общению у ребенка обычно формируется к трем годам, и если он был лишен этого, то наверстать упущенное за лето, конечно, невозможно. И потом, общаться со сверстниками на уровне детского сада — одно дело, совсем другое - научить ребенка с ними сотрудничать. Это новый, другой вид общения. Ведь всему на свете, в том числе и общению, дети учатся поэтапно: сначала присматриваются друг к другу, потом учатся вместе играть, потом договариваться, а теперь должны научиться друг другу помогать. Если ребенок не имел возможности пройти первые этапы общения со сверстниками до школы, то он все-равно будет их проходить, но в очень сжатый сроки. Это тяжело психологически для ребенка, а перескочить невозможно.

Итак, в период адаптации ребенка в детском коллективе еще до школы родители должны:

Понаблюдать, как их ребенок будет общаться с другими, легко ли он устанавливает контакт.
Понять, считается ли он с другими участниками игры. Умеет ли играть по правилам, или бросает игру, как только у него что-то не получается, или правила противоречат его желаниям.

- Предположим, он ничего этого не умеет. Что делать?

- Раз возможности выйти в детский коллектив у него нет — на подмогу должны прийти взрослые. Необходимо обратить внимание на игры, в которых существуют жесткие правила и которые рассчитаны не на одного человека. Например, домино, шашки, «эрудит»... В процессе подобной игры ребенок привыкает к правилам. Существует два вида подобных игр: настольные интеллектуально-дидактические, когда ребенок сидя учится последовательно мыслить, просчитывать и контролировать ходы, и подвижные игры с сигналами. Предпочтительнее начинать с последних, потому что для малыша бывает очень трудно долгое время просидеть на месте. И тут родители должны обращать внимание на то, как ребенок реагирует на необходимость соблюдать правила. Если он начинает кричать, плакать, то есть вести себя неадекватно — с ним нужно разговаривать, объяснять, может быть на своем примере. Например, отказался ребенок участвовать в игре — сыграйте вдвоем с другим взрослым, чтобы малыш видел, как правильно реагировать на неудачу, как получать удовольствие от процесса игры по правилам, а не от результата любой ценой. Важен и такой момент — в интеллектуальных играх по мнению ребенка все зависит от ума и опыта, коих у взрослого конечно больше, и потому он всегда выигрывает, в подвижных играх очень многое зависит от ловкости, а значит и малыш может себя проявить. Помните, как в детстве мы играли во дворах хали-хало, вышибалы, скакали через резиночки, чертили классики. Это и были подвижные игры по правилам. К сожалению, сегодня наши дети лишены всего этого. Дворы заставлены машинами, выпускать ребенка гулять одного страшно. Поэтому родители должны придумать, как и чем его компенсировать.

Например, есть такая замечательная игра «Активити», в которой учтены все компоненты коммуникации — показать жестами, нарисовать, объяснить... Одним словом, придумывайте коллективные игры, направленные на то, чтобы научить ребенка сотрудничать и выполнять общеустановленные правила.

И еще, я всегда прошу родителей не забывать, что ребенок — не механическая игрушка, которую можно выключить и поставить на полку. Ему нужно уделять внимание каждый день, даже если вы много работаете и очень устаете. Ребенок — это человек, которого нужно уважать. Особенно это касается отцов. Иногда папы не хотят общаться с маленькими детьми, считая их еще маленькими, не заслуживающими того, чтобы потратить свое время. Сколько раз мне приходилось слышать: «Вот он подрастет лет до десяти, тогда нам будет о чем разговаривать». А ведь может быть поздно!

- Но ведь у современных детишек так много разных интересных игрушек...


- Да, уж! Родители очень любят баловать свое чадо яркими механизированными игрушками, или компьютерными «стрелялками», и совершенно не обращают внимание на развивающие игры. Тем самым они нехотя наносят своему ребенку вред, лишают его возможности правильно развиваться и эмоционально, и интеллектуально, и психически.

Еще один вожделенный, но вредный соблазн современного малыша - компьютер. Ребенок дошкольного возраста вообще не должен о нем знать! А младшие школьники могут проводить за компьютером не больше 15 минут в день, исключительно ради развития. Я бы рекомендовала табуировать все модные ныне «стрелялки», где любой конфликт, а мы с вами только что говорили о развитии навыка сотрудничества, решается очень просто — пистолетом, направленным на живое существо. Это и взрослому-то нельзя, потому что в игровой форме таким образом решаются ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а что говорить о ребенке, психика которого еще не окрепла! Травма уходит в подсознание и через какой-то период времени обязательно выплывет наружу не самым, как вы можете догадаться, лучшим образом. Поэтому взрослым необходимо самим создавать круг общения малыша. Дружить семьями, где есть его сверстники, или отмечать праздники вместе с родственниками. Ходить друг к другу в гости, организовывать совместные вечера, как бы хлопотно это не было. Причем, если дети присутствуют при разговорах взрослых, всегда нужно помнить, что именно в этот момент они учатся. Обсуждайте книги, фильмы, говорите о взаимоотношениях, о чувствах. Если спорите, помните, что ребенок будет копировать и эту вашу манеру, а значит ему нужно показать, как правильно спорить, не обижая оппонента, не оскорбляя его достоинства. Вообще, особенно при детях следует очень внимательно относиться к тому, что именно мы, взрослые, говорим и как именно поступаем.

- Но ведь есть и такой момент: в детском саду или другом дошкольном детском коллективе любые конфликтные ситуации ребенок все равно воспринимает как игру, а в отношениях со взрослыми, знает, что родители в нужную минуту всегда придут ему на помощь. Когда же он оказывается в школе, где нужно и самостоятельно принимать какие-то решения, и отвечать за поступки, нельзя просто сказать: «Я больше не играю», он может растеряться, особенно, если столкнется с несправедливостью, как со стороны одноклассников, так и со стороны взрослых. Как научить его защищаться, не травмируя психику?

- Момент очень важный. И здесь я должна заметить, что у многих родителей сегодня откуда-то взялись установки: «ябедничать нехорошо», «свои проблемы нужно решать самостоятельно», и особенно это касается родителей мальчиков. Причем смысл понятия «ябедничать» растягивается до невообразимых размеров. Здесь нужно четко понимать, что «ябедничать» - это значит рассказывать, например, учителю о том, что сделали или о чем говорили другие дети. Все. А если ребенок попадает в ситуацию, которую самостоятельно урегулировать не в силах, он обязательно должен рассказать о ней взрослому человеку — родителю, или учителю, который не просто может, но обязан помочь. Приведу пример. Один мальчик регулярно на уроке обижает другого, тихо и незаметно, а тот, скромный, и воспитанный, терпит. Что делать? В первую очередь проговорить ситуацию. То есть объяснить ребенку необходимость сказать обидчику, что все, что он делает - больно и неприятно, а также предупредить, что, если он не перестанет, то придется рассказать обо всем учителю. Можно прямо на уроке громко заявить хулигану о том, что он мешает заниматься. Учитель вынужден будет отреагировать. А если маленький мальчик решает самостоятельно выйти из ситуации и, предположим, на переменке отвечает обидчику его же способом, а тот бежит и жалуется, учитель, не разобравшись, может наказать обижаемого. В результате — психологическая травма. Ребенок просто решит, что взрослый мир — это мир несправедливости и обмана. Когда вы пытаетесь объяснить малышу систему ценностей, то должны сами неукоснительно ей следовать, и не от случая к случаю, а всегда, каждый день.

- А как начинать приучать ребенка к самостоятельности, если дома все его действия все равно страхуются, контролируются?

- В принципе малыш старшего дошкольного возраста уже имеет зачатки самостоятельности и может себя организовать: захочет — будет заниматься с конструктором, или рисовать, или музицировать... Он уже должен уже уметь сам себя занимать, а чтобы это развивать и систематизировать, с пяти лет у каждого ребенка должны появиться поручения. Например, ухаживать за цветком, накрывать на стол перед ужином, помогать маме разбирать сумку с продуктами. Поручения должны быть как постоянными, изо дня в день, так и разовыми, главное - неподконтрольными. То есть ребенок должен понимать, что за него не переставят тарелки, не переложат продукты и не польют цветы. От того, как он исполнил свои поручения, зависит в определенной степени ваш комфорт, уют в доме, уклад жизни. За хорошо выполненные поручения его необходимо поощрять. Здесь главное, чтобы поощрение не было материальным. Категорически не давайте ребенку денег! Поймите, этим вы его калечите, вы наглядно объясняете маленькому человеку, что все в мире, в том числе и добро, и семейные ценности, покупается и продается. Что станет с таким малышом, когда он вырастет? Вы рассчитываете на то, что он подаст вам стакан воды в старости? – Конечно, подаст, но только, если вы сможете заплатить за это... Хотите похвалить, поощрить малыша — сходите вместе с ним в кино, в кафе, в зоопарк, на аттракционы — выбор сегодня огромный...

- Как научить шести-семилетнего малыша самоконтролю?

- Вообще сама схема ухода за собой, самоконтроля для маленького ребенка довольно сложна, поэтому существуют способы помочь справиться с этой задачей. Например, нарисовать вместе с ним картинки — алгоритм действий, которые он должен совершать каждый день. Должно быть четкое выполнение инструкций, о которых и родители не должны забывать. Хотите научить его убирать за собой тарелку после обеда? Поиграйте с ним в робота. Давайте четкие указания: «Встань. Возьми тарелку. Сделай три шага. Повернись к мойке. Поставь тарелку...» День, два, три, и он запомнит, а когда эта игра наскучит, он будет делать все без напоминания. Еще один важный момент — смещение внутрисемейных приоритетов. Вспомните, ведь раньше в любой семье главным всегда был взрослый кормилец. Режим дня, уклад, буквально все подстраивалось под него. И дети стояли далеко не на первых ступенях семейной иерархии. Не успел к обеду? - Останешься голодным. Не хочешь есть, когда все садятся за стол? — Не получишь ничего до завтра. Авторитет ребенка был прямо пропорционален его полезности. Сейчас все наоборот — ребенку отдается не просто лучшее, но иногда последнее, причем не только мамой. Считается, что так должны вести себя все взрослые члены семьи. Не хочешь есть, скажи когда захочешь — все тут же разогреют, поставят, предложат. Взять можно что угодно и откуда угодно... Так мы сами и взращиваем потребителей, а потом почему-то удивляемся этому.

- А если ребенок привык к тому, что мама всегда рядом? Какая уж тут самостоятельность?

- Ну, во-первых, нужно разбираться, почему ему так важно физическое присутствие матери. Может быть, когда-то его оставили надолго одного, и это просто страх оказаться брошенным, а может у него такая прочная психологическая связь с матерью... Если это не травма и не зависимость, то нужно начинать с того, что когда малыш чем-то занят, периодически выходить из комнаты под любым предлогом. Сначала ненадолго, потом на более длительный срок. Можно оставлять открытой дверь в детскую комнату, объясняя ребенку, что вы вышли, но все равно рядом, ведь вы его слышите и видите.
Еще очень важно приучить его доводить до конца любое начатое дело. Если ему трудно — помогите, но не позволяйте бросать. Главное, чтобы малыш понял — за него никто ничего доделывать не будет.

- На что еще следует обратить внимание перед школой?

- На речь. Для ребенка в этом возрасте очень важно уметь составлять рассказ, например, о себе, что-то объяснять, гармонично и законченно высказывать свою мысль. Причем лучше, если это не будет связано с книжками, по которым вы готовите ребенка к школе, тогда ваше пред школьное «натаскивание» может стать интересно и самому малышу.
Конечно, сегодня вы не найдете первоклашку, который не был бы знаком с алфавитом и не мог бы написать хоть несколько простых слов. Но очень многие учителя просят родителей учить детей писать только печатными буквами. И это очень серьезно, потому что связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки у ребенка должна работать правильно, а переучивать всегда сложнее, чем учить. Задача родителей — подготовить мышцы руки малыша к письму. Например, у нас в центре есть такой предмет, как линейная графика, на котором ребенок с помощью линий, соединяя точки, или объединяя клеточки, создает образы. Очень интересное и увлекательное занятие. Подобные пособия продаются в магазинах, стоит только поискать.

- Когда все-таки нужно начинать готовить ребенка к школе, и что реально могут успеть родители, которые опомнились только последним дошкольным летом?

- Подготовку обычно начинают с пяти лет. А развивать малыша нужно с рождения. За лето же самое главное научить его общаться со сверстниками, причем в разных ситуациях, научиться слушать и понимать, что они говорят. Постараться объяснить ему, что все люди - и мама, и папа, и бабушка - равны, то есть могут иметь свои желания, свои суждения. И еще, научить его быть хоть немного самостоятельным, даже если до этого он ничего подобного не делал.


Беседовала Татьяна Упирвицкая
01.08.2014 в 01:00 (2690) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Недавно стала мамой?

Выиграй замечательные призы!

Новости партнеров


8 января в ресторане «Мегаполис» благотворительный фонд «Жизнь без границ» организовал кулинарный поединок для детей-сирот и ребят из многодетных семей. Н...
Смотрите в январе видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации, детской или взрослой поликлинике, и вы узнаете... - Главные дни календаря - Какими ви...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика