Где учат уму-разуму?
Сегодня, наверное, каждый здравомыслящий родитель отчётливо понимает, что полноценное и гармоничное развитие ребёнка – это залог его успеха во взрослой жизни. О творческом развитии мы уже рассказывали, а сегодня под нашим прицелом методики развития интеллекта и образовательные программы, которые предлагают центры раннего развития в Нижнем Новгороде.
УЧИМСЯ ДОМА
Если раньше было широко распространено мнение, что до школьной скамьи не стоит загружать ребёнка лишними знаниями, то сегодня большинство специалистов склоняются к тому, что наиболее важными для развития ребёнка являются первые семь лет его жизни. Особенно активно головной мозг развивается в период с 0 до 3 лет (в этот период формируется 70–80% связей-«мостиков» между клетками головного мозга, которые и обеспечивают дальнейшее развитие человека). В этот период закладывается «база», и чем прочнее она будет – тем лучше. Масару Ибука, автор известной среди сторонников раннего развития брошюры «После трёх уже поздно», пишет: «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это примерно и есть такой фундамент. Невозможно начать строить его, когда здание уже готово».
С чего начать закладку этого фундамента? Для самых маленьких крайне важны постоянный тактильный контакт, ласка, ношение на руках и совместный сон. С первого года жизни малышу необходимо создать развивающую среду, предлагая крохе различную информацию, предметы домашнего обихода и материалы для творчества вместо магазинных игрушек. Это стимулирует его фантазию и помогает развить творческое начало. Деткам постарше Масару Ибука рекомендует как можно больше рисовать, стараясь при этом использовать левую и правую руку, читать вслух, стараться заучивать стихи наизусть и как можно чаще гулять пешком. При ходьбе занята большая часть мышц нашего тела, к тому же на прогулке малышу можно рассказать много нового и интересного об окружающем мире.
Также самостоятельно можно заниматься по методике Гленна Домана, на которой, кстати, выросли многие лауреаты Нобелевской премии. Сам Доман говорил: «Мозг – как мышца: если его не тренировать, он не развивается. Самые способные ученики – маленькие дети, которым в силу врожденной любознательности не требуется дополнительная мотивация». Основана его методика на демонстрации ребёнку специальных карточек, разбитых по тематическим сериям (животные, планеты, транспорт и т.д.), или карточек со словами и математическими символами. Такие карточки можно изготовить самостоятельно или приобрести уже готовые наборы в магазинах развивающих игр. Занимаясь по этой методике, очень важно не просто «загружать информацию» в мозг ребёнка, а как бы «оживлять» эти знания: разглядывать животных, машины и деревья на улице, слушать музыку, рассматривать альбомы с репродукциями художников и т.д.
БУКВЫ, СЛОВА И ЯЗЫКИ…
УЧИМСЯ ДОМА
Если раньше было широко распространено мнение, что до школьной скамьи не стоит загружать ребёнка лишними знаниями, то сегодня большинство специалистов склоняются к тому, что наиболее важными для развития ребёнка являются первые семь лет его жизни. Особенно активно головной мозг развивается в период с 0 до 3 лет (в этот период формируется 70–80% связей-«мостиков» между клетками головного мозга, которые и обеспечивают дальнейшее развитие человека). В этот период закладывается «база», и чем прочнее она будет – тем лучше. Масару Ибука, автор известной среди сторонников раннего развития брошюры «После трёх уже поздно», пишет: «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это примерно и есть такой фундамент. Невозможно начать строить его, когда здание уже готово».
С чего начать закладку этого фундамента? Для самых маленьких крайне важны постоянный тактильный контакт, ласка, ношение на руках и совместный сон. С первого года жизни малышу необходимо создать развивающую среду, предлагая крохе различную информацию, предметы домашнего обихода и материалы для творчества вместо магазинных игрушек. Это стимулирует его фантазию и помогает развить творческое начало. Деткам постарше Масару Ибука рекомендует как можно больше рисовать, стараясь при этом использовать левую и правую руку, читать вслух, стараться заучивать стихи наизусть и как можно чаще гулять пешком. При ходьбе занята большая часть мышц нашего тела, к тому же на прогулке малышу можно рассказать много нового и интересного об окружающем мире.
Также самостоятельно можно заниматься по методике Гленна Домана, на которой, кстати, выросли многие лауреаты Нобелевской премии. Сам Доман говорил: «Мозг – как мышца: если его не тренировать, он не развивается. Самые способные ученики – маленькие дети, которым в силу врожденной любознательности не требуется дополнительная мотивация». Основана его методика на демонстрации ребёнку специальных карточек, разбитых по тематическим сериям (животные, планеты, транспорт и т.д.), или карточек со словами и математическими символами. Такие карточки можно изготовить самостоятельно или приобрести уже готовые наборы в магазинах развивающих игр. Занимаясь по этой методике, очень важно не просто «загружать информацию» в мозг ребёнка, а как бы «оживлять» эти знания: разглядывать животных, машины и деревья на улице, слушать музыку, рассматривать альбомы с репродукциями художников и т.д.
БУКВЫ, СЛОВА И ЯЗЫКИ…
Идея фикс многих родителей – научить ребёнка читать ещё в дошкольном возрасте. Для тех, кто занимается дома, выбор велик: можно использовать методики Домана или Монтессори, кубики Чаплыгина или кубики Зайцева (подробнее о них можно прочитать в статье «Методики обучения чтению» на нашем сайте). Если вы не уверены, что справитесь с этой задачей самостоятельно, или у вас не хватает времени на занятия, можно доверить эту задачу специалистам развивающих центров. Большинство развивающих центров работают по методике Зайцева и принимают деток с четырёх лет (например, учат читать по Зайцеву в центре «Диво», центре «Росток» и даже в некоторых муниципальных детских садах, на «Фабрике будущих отличников» ждут «зайчат» начиная с трёх лет, а в центре «Вера» – с двух). Чтению по методике Монтессори можно поучиться в «Беби-центре», но в целом нижегородцам, желающим учить детей чтению по Монтессори, Чаплыгину или Доману, придётся рассчитывать на собственные силы.
Прекрасно стимулирует мозг ребёнка раннее изучение иностранных языков. Дошкольники обучаются языкам намного легче взрослых, недаром Корней Чуковский называл маленьких детей «гениальными лингвистами». Трёхъязычный центр P'titCREF предлагает занятия английским и французским языками малышам начиная с года. До трёх лет крохи учатся вместе с мамами, нянями, бабушками или папами, а с трёх лет и до школы дети занимаются в группах с опытными преподавателями-носителями языка. Особенность центра в том, что в одной группе объединяются дети, говорящие на разных языках. Они развиваются в естественной многоязычной среде, быстро и легко впитывают знания. Английским языком дети могут позаниматься и в других развивающих центрах Нижнего Новгорода: центре «ДолореС», «Детской Академии» (с трёх лет), детском клубе «Радуга» (с 3,5 лет), Центре развития языковых способностей (с четырёх лет), студии «УникУм» (с пяти лет), центре «English Plus» (с шести лет) и многих других.
ХОД КОНЁМ
Прекрасно стимулирует мозг ребёнка раннее изучение иностранных языков. Дошкольники обучаются языкам намного легче взрослых, недаром Корней Чуковский называл маленьких детей «гениальными лингвистами». Трёхъязычный центр P'titCREF предлагает занятия английским и французским языками малышам начиная с года. До трёх лет крохи учатся вместе с мамами, нянями, бабушками или папами, а с трёх лет и до школы дети занимаются в группах с опытными преподавателями-носителями языка. Особенность центра в том, что в одной группе объединяются дети, говорящие на разных языках. Они развиваются в естественной многоязычной среде, быстро и легко впитывают знания. Английским языком дети могут позаниматься и в других развивающих центрах Нижнего Новгорода: центре «ДолореС», «Детской Академии» (с трёх лет), детском клубе «Радуга» (с 3,5 лет), Центре развития языковых способностей (с четырёх лет), студии «УникУм» (с пяти лет), центре «English Plus» (с шести лет) и многих других.
ХОД КОНЁМ
Очень мощным инструментом гармоничного развития интеллекта ребёнка является игра в шахматы. Ранний шахматный старт оправдан не только в том случае, если вы хотите вырастить чемпиона мира. Обучение детей шахматам помогает развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию внимательности, усидчивости, собранности и самостоятельности. Напомним, что охотно проводили свой досуг за шахматной доской такие классики русской литературы, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой… В Нижнем Новгороде юных шахматистов ждут, например, в центре «Вера», в «Беби-центре» (с трёх лет), детском клубе «Киндервиль» (с четырёх лет), на «Фабрике будущих отличников» (с пяти лет) и других.
Если вы готовы потратить на обучение ребёнка шахматам свои собственные время и силы, то обратите внимание на методику Леонида Береславского, по которой можно самостоятельно заниматься с ребёнком, начиная с 3,5 лет. В Нижнем Новгороде центров, работающих по методике Береславского, нет, но заочное обучение по этой системе доступно в любой точке земного шара. Достаточно зайти на сайт http://bereslavsky.ru и приобрести электронное пособие по обучению ребёнка основам шахматной грамоты. Плюс такого обучения в том, что вы занимаетесь тогда, когда удобно вам и ребёнку, а опытный педагог всегда находится с вами на связи по электронной почте, уточняя и дополняя задания, а также комментируя результаты вашей работы.
МИР ВОКРУГ
Рассказывая о методиках развития дошколят в нашем городе, нельзя обойти стороной программу «FasTracKids», которую использует в своей работе «Детская Академия». Структура этой программы состоит из 96 тем, которые позволяют ребёнку разобраться, как устроен окружающий мир в целом и как наилучшим образом с ним взаимодействовать. Длится такой курс на протяжении двух календарных лет и включает в себя 12 предметов (биология, астрономия, математика, науки о земле, литература, естественные науки и др.). На занятиях используются интерактивная доска и жидкокристаллический проектор – это та же самая интерактивная технология контакта с экраном, которая используется в настоящее время в Оксфордском и Гарвардском университетах. Такая методика позволяет не только расширить кругозор ребёнка, но и развить в нем навыки речи и общения, а также личностные и лидерские качества.
Интересную программу «Галилео» для детей с четырёх лет предлагает центр «Диво». Под руководством педагогов ребята ставят опыты и эксперименты, которые позволяют им самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. В опытно-экспериментальной деятельности создаются условия, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребёнка.
Закончим наш обзор мы цитатой из брошюры «После трёх уже поздно»: «Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития – дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым». Удачи вам на этом пути!
Если вы готовы потратить на обучение ребёнка шахматам свои собственные время и силы, то обратите внимание на методику Леонида Береславского, по которой можно самостоятельно заниматься с ребёнком, начиная с 3,5 лет. В Нижнем Новгороде центров, работающих по методике Береславского, нет, но заочное обучение по этой системе доступно в любой точке земного шара. Достаточно зайти на сайт http://bereslavsky.ru и приобрести электронное пособие по обучению ребёнка основам шахматной грамоты. Плюс такого обучения в том, что вы занимаетесь тогда, когда удобно вам и ребёнку, а опытный педагог всегда находится с вами на связи по электронной почте, уточняя и дополняя задания, а также комментируя результаты вашей работы.
МИР ВОКРУГ
Рассказывая о методиках развития дошколят в нашем городе, нельзя обойти стороной программу «FasTracKids», которую использует в своей работе «Детская Академия». Структура этой программы состоит из 96 тем, которые позволяют ребёнку разобраться, как устроен окружающий мир в целом и как наилучшим образом с ним взаимодействовать. Длится такой курс на протяжении двух календарных лет и включает в себя 12 предметов (биология, астрономия, математика, науки о земле, литература, естественные науки и др.). На занятиях используются интерактивная доска и жидкокристаллический проектор – это та же самая интерактивная технология контакта с экраном, которая используется в настоящее время в Оксфордском и Гарвардском университетах. Такая методика позволяет не только расширить кругозор ребёнка, но и развить в нем навыки речи и общения, а также личностные и лидерские качества.
Интересную программу «Галилео» для детей с четырёх лет предлагает центр «Диво». Под руководством педагогов ребята ставят опыты и эксперименты, которые позволяют им самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. В опытно-экспериментальной деятельности создаются условия, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребёнка.
Закончим наш обзор мы цитатой из брошюры «После трёх уже поздно»: «Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития – дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым». Удачи вам на этом пути!
IQ повышала Инга Мацина
Фото Юлии Грековой и Влада Баринова