Детская Мягкая Школа: на одной волне с ребёнком
Многие из нас живут в «обездвиженной системе координат»: сидячая работа в офисе, мучительное стояние в пробках, вечерний отдых на диване перед телевизором. И от своего ребёнка мы тоже нередко требуем, чтобы он сидел смирно и слушался, то есть волей или неволей поощряем в нем обездвиженное познание и спокойное поведение. Узнаете себя?.. Но ведь движение заложено в человеке самой Природой, и более шестисот мышц человеческого тела должны двигаться, чтобы мозг полноценно работал, а мы могли жить полной жизнью.
Движение - жизнь
Движение – это самое естественное состояние для ребёнка. Любой здоровый малыш активен, любознателен и постоянно использует любую возможность подвигаться. Более того, учёными (среди которых Л.С. Выготский, М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука и многие другие) доказано, что у детей эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие напрямую зависит от уровня развития двигательного. В наше время многие родители охвачены идеей раннего интеллектуального развития: малышей буквально с пеленок загружают чтением, математикой и языками, забывая о том, что малышу иногда нужно просто побегать и попрыгать вволю. Таким образом перегружается левое полушарие мозга, и к подростковому периоду мы получаем детей с незрелой эмоционально-волевой сферой, которым сидение за книгами или монитором компьютера полностью заменяет общение с живыми людьми.
- Ребёнок в детстве должен отыграть своё, - говорит наша собеседница, инструктор Детской Мягкой Школы в Нижнем Новгороде Лада Кочеткова. – Иначе он начинает играть лет в 40, уходит в компьютерные игрушки, виртуальный мир... Только отыгравший своё человек становится зрелым, но сейчас таких людей очень мало.
Чтобы нам, взрослым, вспомнить, как же на самом деле весело играть, совсем не обязательно уходить в какое-то виртуальное пространство. Уже почти 20 лет существует уникальная авторская методика Эллы Глушковой, которая называется Детская Мягкая Школа. Это безопасные и очень веселые упражнения, заниматься которыми могут детки с 6 месяцев и, конечно же, их родители. «Выросла» Детская Мягкая Школа из Мягкой Школы для взрослых, а та в свою очередь была разработана на основе мягких стилей воинских искусств. Занятия по этой системе помогают раскрыть в человеке врожденные способности быть мягким и гибким, смелым и свободным, чутким к себе и другим, умеющим «обтекать» острые углы. В Мягкой Школе человека (и взрослого, и ребеночка) погружают в сложную на физическом уровне, но реальную для его возможностей ситуацию. Преодолевая ее, проживая Свершение, человек чувствует, что его возможности гораздо больше, чем он представляет себе. И этот телесный успех закрепляется на уровне подсознания. А это всё значит, что ребенок в жизни не испугается трудностей и будет знать, что он способен на многое.
Звучит слишком серьёзно? Это только в теории! На занятиях же скучные взрослые превращаются в КАРкодилов или в тюленей, которые катают на хвосте своих детенышей, в будки, которые ловят сбежавших от них щеночков, в паровозы, самолёты и даже в «фаршированные колбаски». А детки просто верещат от восторга, ведь каждому ребенку очень важно побыть с мамой и папой на одной волне и понять, что он не одинок в своих радостях…
Мальчишкам и девчонкам...
Как вы уже, наверное, поняли, Детская Мягкая Школа – это не просто физкультура и не просто методика физического развития. Подходит она абсолютно всем. Обычные здоровые детки становятся более доброжелательными и способными адаптироваться в любой ситуации. Уже после нескольких занятий дети становятся более спокойными, у них растет самооценка и чуткость в отношении к себе и окружающим, снижается уровень агрессии. Уходит излишняя застенчивость и потребность самоутверждаться за счет других. Происходит сильный скачок в развитии координации, силы, ловкости и выносливости ребенка. Детки, занимающиеся в Мягкой Школе, радостные и солнечные, они постоянно улыбаются и не боятся взрослых. Даже годовалые малыши взаимодействуют между собой (кормят друг друга, меняются игрушками), несмотря на то, что считается, что до 3 лет дети не нуждаются в общении друг с другом.
Эффективно работает Детская Мягкая Школа с детками с незначительной неврологией (например, пострадавшими от гипоксии во время беременности или родов). Также методика предназначена для малышей со страхами и повышенной тревожностью, для детей с психологическими проблемами (нарушения отношений в паре «родитель-ребенок», «воспитатель-ребенок» и т.д.).
Помогает Мягкая Школа и деткам с особым развитием (например, людям с ДЦП, заиканием и другими проблемами). Слепого ребенка можно обучить уворачиваться от ножа, а мальчишки с ДЦП начинают шустро двигаться, увертываясь от палки. В своих книгах Элла Глушкова рассказывает о том, что незрячий взрослый приблизительно через 4 месяца занятий стал чувствовать на расстоянии 3-4 шагов большие объекты типа остановки, машины или здания даже на ходу.
- Дети с особыми потребностями и их мамы не хотят жалости и какого-то иного отношения к себе, - рассказывает Лада - Им нужно, чтобы мы к ним относились как к равным, чтобы мы с ними просто пообщались. К сожалению, у нас в обществе «иной» человек обычно «отодвинут», и мы его как будто не видим. Нет даже элементарных условий, чтобы человек на инвалидной коляске мог передвигаться по городу…
Среди моих знакомых «мягкошкольников» - Лена, у ее пятилетней дочки Сашеньки – синдром Ретта (редкое заболевание, в результате которого у ребенка после 1,5 лет развитие останавливается и регрессирует) и Наташа (у ее дочки Таси ДЦП). Для таких деток используются адаптированные упражнения, но суть остается прежней – ребенку создается некомфортная ситуация, с которой он может справиться сам. На таких детях видно, что Мягкая Школа оказывает огромное влияние на их развитие. Например, Тася, которая в начале занятий просто лежала, вытянутая в струнку, со временем научилась хватать ложку со стола и ползать. И для нее это – настоящее Свершение.
Заниматься в Детской Мягкой Школе можно с 6 месяцев. Практически все упражнения природны и естественны, поэтому малыши выполняют их самым лучшим образом, как будто умеют делать изначально. Малышу очень важно самому понять, на что способны его ручки и ножки, научиться прыгать, перелезать через препятствия, безопасно падать… Верхнего возрастного предела для занятий нет. Бывают и разновозрастные группы, в которых взрослые учатся общаться с маленькими, а малыши быстрее перенимают различные навыки. В Детской Мягкой Школе существуют и подростковые группы. Цель их – восстановить утраченный тактильный контакт между родителями и ребенком. До 5 лет мы обычно тискаем и трогаем своего ребенка, но потом он подрастает, и мы его трогать перестаем. Но даже взрослому просто необходимо минимум 5-7 объятий в день! И поэтому наш «взрослый» ребенок себя чувствует очень одиноко. А если в семье есть еще и младший ребенок, то дефицит тепла у подростка достигает просто катастрофических масштабов… Вдобавок к этому большинство учителей в школе с подростками общаются свысока, пытаются их прессовать, а дети, естественно, пытаются выскользнуть из-под этого «пресса».
Благодаря Мягкой Школе подросток восполняет дефицит общения с взрослым, ощущает себя сонастроенным с родителями, и поэтому у «мягкошкольников» переходный возраст проходит обычно без особых эксцессов. «Взрослому» ребенку не приходится ничего доказывать своим родителям – ведь он и так уже был с ними на равных, его и так понимают и принимают таким, какой он есть!
... А также их родителям
В Мягкой Школе дети, сколько бы им ни было – 2 года или 15 лет, занимаются с родителями (или одним из них). Если на занятия приходит целая семья, то в ней постепенно отношения в ней становятся более гармоничными, и это прекрасно сказывается на ребенке. Ребенок сумеет реализовать все свои способности, только если взрослые регулярно наполняют его сердце уверенностью и любовью.
Каждое стрессовое состояние записывается в подсознании и в теле. Все страхи взрослых, их «зажимы», нелюбовь и отрицание дети получают в двойном-тройном размере, именно поэтому маме или папе очень важно начать прежде всего с себя. С возрастом зажимы и блоки накапливаются, и образуется так называемый «мышечный панцирь». Работая с мышечными зажимами, Мягкая Школа ненавязчиво снимает страхи и психологические комплексы. Чем раньше начать заниматься – тем тоньше и мягче этот «панцирь» и больше возможностей для освобождения. А когда у родителей снимаются собственные зажимы и комплексы, тогда снижается тревожность и гиперопека, растет взаимопонимание с ребенком.
- Мне повезло: ко мне приходят именно семьи, - рассказывает Лада. - Это очень большой опыт, ведь заниматься надо не только с ребенком, но прежде всего гармонизацией семейной пары. Тогда у ребенка будет прекрасное гармоничное пространство для развития. Иногда я рекомендую мамам на первых порах отправлять ребенка на занятия только с папой, чтобы папа проникся, отвык от постоянных маминых указаний. Мягкая Школа начинается именно с этого: мы не сравниваем, всегда поддерживаем даже, если что-то вышло неудачно, даем человеку сделать Свершение. К малышу мы практически всегда относимся именно так, а вот человека, который рядом, продолжаем «застраивать», требовать что-то, давить на него… И у человека никакого свершения не происходит абсолютно. На самом деле невозможно выделить один элемент из своей жизни и сделать его идеальным, поэтому такое отношение должно быть не только к ребенку, но и к супругу, и к самой жизни в целом.
Рассказывать о Мягкой Школе на самом деле очень трудно: ее нужно почувствовать на себе. Вспомнить, как это весело – просто играть, забывая обо всём. Увидеть, как зажигаются веселые огоньки в глазах твоего ребёнка: «Ну наконец-то мама и папа меня понимают!». Открыть в себе способности, о которых ты даже и не знал…
- Здорово, когда люди тебя чувствуют, когда ты понимаешь, что мир вокруг тебя мягкий. И не надо пытаться отгородиться от него! Тогда непременно откликнутся и самые близкие, и даже случайные люди, - говорит Лада. – Приведу пример: стоим на остановке с дочкой Лизой (ей 1,5 годика), рядом стоит женщина лет 50. По ней видно, что женщина жёсткая – короткая стрижка, волевая осанка, видно, что у нее дети, муж, работа… И Лиза начинает ей улыбаться. А человек чувствует эту волну! И тут же мне предлагают помощь, а я не отказываюсь. Идти за силой – это значит позволить людям вокруг тебя заботиться о тебе. Благодаря Мягкой Школе мы становимся более чувствительными к миру, учимся быть сонастроенными, учимся взаимодействовать. Ты учишься мягко вытекать из неугодных тебе обстоятельств и даже в них не попадать. Ты правильно расставляешь приоритеты и начинаешь понимать, что же важно на самом деле… И всё становится очень просто и логично. К тебе придут нужные книги и нужные люди, потому что ты к этому готов...
Элла Глушкова, автор методики, говорит, что «упражнения Детской Мягкой Школы – это инструмент. Как карандаш. Вы учитесь им пользоваться, и только от вас зависит, что будет написано – три буквы на заборе или великие произведения, которые потрясут мир…». Выбор за вами, друзья…
Подготовила Инга Мацина
P.S. На нашем сайте есть пошаговые инструкции по выполнению некоторых упражнений Детской Мягкой Школы.
Почитать о Мягкой Школе подробнее можно на сайте Эллы Глушковой.