Насилию – нет!
В последнее время много говорят о жестокости родителей – как кровных, так и приемных. И мы не устаем возмущаться, когда смотрим репортажи или читаем статьи про нелюдей, замучивших своих детей. Но насилие – это не только такие вопиющие случаи. Это и физические наказания, которые, к сожалению, приняты во многих наших семьях, – считает заместитель директора ГУ ОЦСПСД центра «Журавушка» Светлана Николаевна Гринберг. В начальной школе больше половины ребят – те, которым «попадает» за плохие оценки.
В русской культуре вообще сильны традиции телесных наказаний. Они передаются из поколения в поколение, и таким образом создается порочный круг. Но пока мы не откажемся от насилия, мы не можем говорить о воспитании свободной, современной, творческой личности.
Печальное эхо
Мама и папа для ребенка – большие и сильные. Они кажутся ему почти всемогущими. Это самые близкие люди, которые могут его защитить. Поэтому, когда они сами бьют и унижают своего ребенка, они ведут себя как предатели.
Но, к сожалению, многие родители воспринимают шлепки, ремень и словесное унижение как норму. Часто, наказывая ребенка, они говорят ему: «Не плачь, ты сам меня довел» или «Не плачь, я это делаю для твоего же блага». По сути, они запрещают ему испытывать и выражать свои чувства. А маленький человек имеет на это право. С другой стороны, так родители оправдывают свое недостойное поведение.
В результате ребенок принимает мысль о том, что бить и оскорблять – можно. С большой вероятностью он будет также поступать с тем, кто младше и слабее, чем он сам. С другой стороны, такое отношение к себе он тоже принимает как должное. Мальчик-подросток будет психологически готов к тому, что его изобьют сверстники. А девочка может впоследствии терпеть грубое обращение со стороны молодого человека или мужа.
Многие родители, применив физические наказания, потом испытывают чувство вины. А это приводит к непоследовательности в воспитании. Например, мама отлупила ребенка, а потом, переживая свой некрасивый поступок, в тот же день идет и покупает ему игрушку. Так она дает положительное подкрепление нежелательному поведению. В конце концов, ребенок может усвоить: стоит немного потерпеть, зато потом будут какие–то бонусы и привилегии. И будет поступать по-старому.
В великом гневе и смятении…
Обычная история. Шалости, капризы и выкрутасы буквально довели вас «до белого каления». Ваши чувства понятны. Вы имеете право их испытывать и говорить о них. Но не оскорбляйте ребенка, а просто скажите ему, что вы сейчас переживаете: «Я злюсь… Я возмущена… Мне не нравится…»
Никогда не занимайтесь воспитанием, если вы в «великом гневе и смятении». Не назначайте наказаний, не принимайте важных решений, не давайте обещаний, которых вы все равно не сможете исполнить. Если мама говорит: «Теперь месяц к телевизору не подойдешь!» или «Целую неделю на улицу не пущу!», а ребенок в тот же день идет гулять или смотрит «Спокойной ночи, малыши!», то он привыкает не принимать всерьез слова родителей.
Прежде всего, постарайтесь вернуться в нормальное состояние. Кому-то для этого нужно принять душ, кому-то – выпить чаю, помыть посуду, попереключать каналы… И только потом, придя в себя, обсудите с ребенком то, что вас так разозлило.
Конечно, «не выйти из себя» в общении с детьми порой бывает очень трудно. И если родители понимают, что они не справляются с собой, им нужно серьезно задуматься над ситуацией и, возможно, обратиться за помощью к специалистам.
Поощрение и наказание
Правильное воспитание на 70% состоит из поощрений и только на 30% – из наказаний. Поощрение намного эффективнее, чем наказание. Любое желаемое поведение должно встречать положительное подкрепление. Когда вы говорите: «я горжусь тобой», «как здорово, что ты у меня есть», «я так рад, что это случилось»– такие слова очень ценны для ребенка. И он будет стараться подтвердить их своим поведением, а у вас появится повод говорить их все чаще. Если же принимать хорошее как должное и обращать внимание лишь на недочеты и проступки, то дети будут соответствовать вашим негативным ожиданиям.
Конечно, есть ситуации, когда без наказания не обойтись. Например, ребенок нарушил правила, о которых он давно знает или не выполнил то, о чем вы договорились. А возможно, он совершил действительно некрасивый поступок, который нельзя оставить без последствий. Тогда наказанием может быть лишение каких-то привилегий, временное «поражение в правах». (Но для того, чтобы применять этот метод, нужно, чтобы эти самые привилегии и права у ребенка были). Можно не разрешить смотреть телевизор или играть на компьютере, отменить поход к друзьям или в гости, лишить сладкого или какой–то игрушки. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста будет наказанием, если их пораньше уложат спать.
Игнорирование (когда вы не разговариваете с ребенком или очень холодны с ним) – это жестокое наказание, которое должно применяться в исключительных случаях. Если применять его часто, можно разрушить любовь и привязанность. Тогда в подростковом возрасте дети будут игнорировать уже вас…
Очень важно соблюдать правило: наказание должно быть своевременным (следовать сразу за проступком) и быть соизмеримо с ним. Если ребенок проштрафился в понедельник и не пойдет в кино в субботу, то зачем вести себя хорошо всю неделю?
Как он мог?
Если ребенок совершил действительно возмутительный поступок, сначала нужно поговорить и выяснить причины. Возможно, он полностью не осознает, что сделал. Объясните ребенку, как это называется – жестокость, подлость, воровство, предательство и т.д. Попросите его поставить себя на место другого, чтобы он понял свою неправоту не только головой, но и сердцем. Помогите ему исправиться. Можно вместе пойти к тому, кого он обидел, попросить прощения, возместить ущерб и предложить свою помощь. Или позвонить по телефону с извинениями. Признание своей вины – это мужественный поступок.
Обязательно поговорите о том, как надо было себя повести в такой ситуации. Часто ошибка родителей состоит в том, что они говорят, как нельзя поступать, но не говорят, что нужно сделать вместо этого. Пострайтесь доводить логическую цепочку до конца. Например: надо было не уступать ребятам, а сказать «нет», не травить более слабого и младшего, а заступиться за него…
Родные и приемные
Правила поощрений и наказаний по большому счету одинаковы – и для кровных, и для приемных детей. Только на первом этапе адаптации ребенка в семье постарайтесь обойтись без наказаний. Помните, что многих вещей он просто еще не знает и не умеет.
Не пытайтесь добиться от него всего и сразу: чтобы он убирал за собой вещи, мыл посуду, самостоятельно делал уроки и складывал портфель с вечера. Выберите две наиболее важные цели, а остальное потом приложится. Если вы уже наказали ребенка за какой-то проступок, мелкие недочеты можно и не заметить.
Если вы не сдержались…
Если вы не сдержались и теперь чувствуете себя виноватыми, поговорите с ребенком честно и откровенно. Признайте свои ошибки, попросите прощения. Обещайте, что этого больше не повторится. Таким образом, вы покажете ребенку пример, как нужно вести себя, если ты неправ. Мы ведь хотим, чтобы наши дети умели извиняться, признавать и искупать свою вину?
В русской культуре вообще сильны традиции телесных наказаний. Они передаются из поколения в поколение, и таким образом создается порочный круг. Но пока мы не откажемся от насилия, мы не можем говорить о воспитании свободной, современной, творческой личности.
Печальное эхо
Мама и папа для ребенка – большие и сильные. Они кажутся ему почти всемогущими. Это самые близкие люди, которые могут его защитить. Поэтому, когда они сами бьют и унижают своего ребенка, они ведут себя как предатели.
Но, к сожалению, многие родители воспринимают шлепки, ремень и словесное унижение как норму. Часто, наказывая ребенка, они говорят ему: «Не плачь, ты сам меня довел» или «Не плачь, я это делаю для твоего же блага». По сути, они запрещают ему испытывать и выражать свои чувства. А маленький человек имеет на это право. С другой стороны, так родители оправдывают свое недостойное поведение.
В результате ребенок принимает мысль о том, что бить и оскорблять – можно. С большой вероятностью он будет также поступать с тем, кто младше и слабее, чем он сам. С другой стороны, такое отношение к себе он тоже принимает как должное. Мальчик-подросток будет психологически готов к тому, что его изобьют сверстники. А девочка может впоследствии терпеть грубое обращение со стороны молодого человека или мужа.
Многие родители, применив физические наказания, потом испытывают чувство вины. А это приводит к непоследовательности в воспитании. Например, мама отлупила ребенка, а потом, переживая свой некрасивый поступок, в тот же день идет и покупает ему игрушку. Так она дает положительное подкрепление нежелательному поведению. В конце концов, ребенок может усвоить: стоит немного потерпеть, зато потом будут какие–то бонусы и привилегии. И будет поступать по-старому.
В великом гневе и смятении…
Обычная история. Шалости, капризы и выкрутасы буквально довели вас «до белого каления». Ваши чувства понятны. Вы имеете право их испытывать и говорить о них. Но не оскорбляйте ребенка, а просто скажите ему, что вы сейчас переживаете: «Я злюсь… Я возмущена… Мне не нравится…»
Никогда не занимайтесь воспитанием, если вы в «великом гневе и смятении». Не назначайте наказаний, не принимайте важных решений, не давайте обещаний, которых вы все равно не сможете исполнить. Если мама говорит: «Теперь месяц к телевизору не подойдешь!» или «Целую неделю на улицу не пущу!», а ребенок в тот же день идет гулять или смотрит «Спокойной ночи, малыши!», то он привыкает не принимать всерьез слова родителей.
Прежде всего, постарайтесь вернуться в нормальное состояние. Кому-то для этого нужно принять душ, кому-то – выпить чаю, помыть посуду, попереключать каналы… И только потом, придя в себя, обсудите с ребенком то, что вас так разозлило.
Конечно, «не выйти из себя» в общении с детьми порой бывает очень трудно. И если родители понимают, что они не справляются с собой, им нужно серьезно задуматься над ситуацией и, возможно, обратиться за помощью к специалистам.
Поощрение и наказание
Правильное воспитание на 70% состоит из поощрений и только на 30% – из наказаний. Поощрение намного эффективнее, чем наказание. Любое желаемое поведение должно встречать положительное подкрепление. Когда вы говорите: «я горжусь тобой», «как здорово, что ты у меня есть», «я так рад, что это случилось»– такие слова очень ценны для ребенка. И он будет стараться подтвердить их своим поведением, а у вас появится повод говорить их все чаще. Если же принимать хорошее как должное и обращать внимание лишь на недочеты и проступки, то дети будут соответствовать вашим негативным ожиданиям.
Конечно, есть ситуации, когда без наказания не обойтись. Например, ребенок нарушил правила, о которых он давно знает или не выполнил то, о чем вы договорились. А возможно, он совершил действительно некрасивый поступок, который нельзя оставить без последствий. Тогда наказанием может быть лишение каких-то привилегий, временное «поражение в правах». (Но для того, чтобы применять этот метод, нужно, чтобы эти самые привилегии и права у ребенка были). Можно не разрешить смотреть телевизор или играть на компьютере, отменить поход к друзьям или в гости, лишить сладкого или какой–то игрушки. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста будет наказанием, если их пораньше уложат спать.
Игнорирование (когда вы не разговариваете с ребенком или очень холодны с ним) – это жестокое наказание, которое должно применяться в исключительных случаях. Если применять его часто, можно разрушить любовь и привязанность. Тогда в подростковом возрасте дети будут игнорировать уже вас…
Очень важно соблюдать правило: наказание должно быть своевременным (следовать сразу за проступком) и быть соизмеримо с ним. Если ребенок проштрафился в понедельник и не пойдет в кино в субботу, то зачем вести себя хорошо всю неделю?
Как он мог?
Если ребенок совершил действительно возмутительный поступок, сначала нужно поговорить и выяснить причины. Возможно, он полностью не осознает, что сделал. Объясните ребенку, как это называется – жестокость, подлость, воровство, предательство и т.д. Попросите его поставить себя на место другого, чтобы он понял свою неправоту не только головой, но и сердцем. Помогите ему исправиться. Можно вместе пойти к тому, кого он обидел, попросить прощения, возместить ущерб и предложить свою помощь. Или позвонить по телефону с извинениями. Признание своей вины – это мужественный поступок.
Обязательно поговорите о том, как надо было себя повести в такой ситуации. Часто ошибка родителей состоит в том, что они говорят, как нельзя поступать, но не говорят, что нужно сделать вместо этого. Пострайтесь доводить логическую цепочку до конца. Например: надо было не уступать ребятам, а сказать «нет», не травить более слабого и младшего, а заступиться за него…
Родные и приемные
Правила поощрений и наказаний по большому счету одинаковы – и для кровных, и для приемных детей. Только на первом этапе адаптации ребенка в семье постарайтесь обойтись без наказаний. Помните, что многих вещей он просто еще не знает и не умеет.
Не пытайтесь добиться от него всего и сразу: чтобы он убирал за собой вещи, мыл посуду, самостоятельно делал уроки и складывал портфель с вечера. Выберите две наиболее важные цели, а остальное потом приложится. Если вы уже наказали ребенка за какой-то проступок, мелкие недочеты можно и не заметить.
Если вы не сдержались…
Если вы не сдержались и теперь чувствуете себя виноватыми, поговорите с ребенком честно и откровенно. Признайте свои ошибки, попросите прощения. Обещайте, что этого больше не повторится. Таким образом, вы покажете ребенку пример, как нужно вести себя, если ты неправ. Мы ведь хотим, чтобы наши дети умели извиняться, признавать и искупать свою вину?
Помните, что менять свои привычки бывает трудно, а от ошибок никто не застрахован. Если вы раньше применяли физические наказания, кричали на ребенка – вы не сможете измениться, только прочитав эту статью. Вам предстоит серьезная внутренняя работа. Но она стоит того! Ваш сын или дочь станут свободнее, успешнее и просто счастливее.
Злата Балика