Жестокие игры приемных детей

 

Симпатичная девочка с большими выразительными глазами. Не злая. Берет куклу за волосы и изо всей силы бьет о стены… «Убью! Ненавижу!!», – кричит она. «Тебе не жалко?», – спрашивают ее. «Нет, не жалко, – говорит девочка, сжимая губы. - Нечего жалеть этих младенцев». Когда она сама была грудничком, то отец пытался ее убить.  К счастью, не удалось. Теперь жестокие игры пугают ее приемных родителей. 

 

 

Для детей дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, с помощью которой они осваивают мир, –рассказывает психолог–сказкотерапевт ГУ ОЦСПСД «Журавушка»  Лобанова Марина Юрьевна. Ребенок обычно играет в то, что он пережил. Например, ребята не играют «в больницу» или «в почту», если им не приходилось там бывать. Но ребенок часто воспроизводит ситуации, которые принесли душевную травму. Если его били, оскорбляли – он обижает  куклу…

 

Нельзя запрещать такие игры, осуждать и наказывать за них. Для излечения психологической травмы необходимо, чтобы  ребенок выразил свои чувства, в  том числе и агрессивные. Игра – безопасный способ их выражения. И пусть она длится столько, сколько нужно. Конечно, взрослым порой больно это видеть. Но к ней следует относиться как к повышенной температуре, которая помогает бороться с инфекцией.

 

 

Снять заклятье…

 

 

Иногда взрослым кажется, что их сын или дочь вырастет и перейдет от игры к реальным преступлениям. Но это иллюзия. В таких случаях важно, чтобы ребенок до конца «отыграл» то, что с ним произошло, выпустил боль наружу. А потом можно естественным образом включиться в игру, на ходу сочиняя сказочную историю: «А на самом деле девочка была заколдована. И однажды она отправились на поиски доброго волшебника, который мог снять с нее заклятье….». Пусть и не сразу, но ребенок будет расколдован, и вы вместе пожалеете бедную куклу.

 

Мы уже не раз говорили о том, что приемных детей отличает некая «замороженность» чувств. Преодолеть это помогают разные игры на восстановление телесного контакта: можно водить хоровод, играть в пятнашки, бодаться, перетягивать канат… (Однако, если девочка была жертвой сексуального насилия, такие игры с папой могут быть восприняты ею как приглашение к интимным отношениям – это следует учитывать).

 

Прекрасной метафорой постепенного преображения будет игра по сюжетам волшебных сказок – про мертвую царевну, про робота, который мечтал о человеческом сердце.

 

 

 

Непослушный мишка

 

 

Через игру и сказку можно влиять на детское поведение. Ребенок должен четко знать правила, а усвоить их помогут любимые игрушки.  Посмотри: мишка плохо моет руки, а мы его научим. Барби не умеет аккуратно прибираться в комнате – покажи ей, как надо. В такой игре правила усваиваются легко и с удовольствием, потому что критика неверного поведения не задевает личность ребенка. А когда малыш делает успехи, пусть он услышит от вас слова похвалы и благодарности.

 

Управлять своим гневом научит красивая игра «Вулкан». Ребенок садиться на стульчик, остальные стоят вокруг него. Постепенно он начинает «разогреваться» и наконец,  встает, раскидывая руки, изображая извержение вулкана. В это время все прячутся по углам. Потом он утихает, и остальные осторожно подходят к нему, трогают лоб, чтобы понять: остыл вулкан или нет. Если он говорит, что остыл, можно продолжать взаимодействие. Постепенно в процессе игры ребенок учится предупреждать других о своем эмоциональном «взрыве», а потом и предотвращать его.

 

 

Крошечка-Хаврошечка

 

 

Часто бывает так, что ребенок постоянно возвращается к какой-то игре, пытаясь символически завершить или переписать какую-то страницу своей жизни. Исправить понарошку то, что нельзя исправить по-настоящему. Это естественное стремление. И взрослые могут помочь малышу в исцелении душевных ран. Прежде всего, нужно выделить главные черты игрового сюжета. К чему ребенок постоянно возвращается? Какая ситуация притягивает его внимание: уход из дома, отвержение близкими, жестокость, драка, унижение, предательство, отречение, смерть, бессилие помочь другому? Наверняка найдется сказка или легенда, в которой произошла похожая история. Только там все закончилось хорошо. Прочитайте сказку вместе, придумайте игру по ее мотивам. Вполне возможно, теперь она станет любимой игрой.

 

Пример из практики

 

 

К нам привели девочку, которая не могла смириться с гибелью домашнего питомца. В ее кровной семье была собачка. Дети часто играли с ней. Но однажды взрослые убили ее и сварили из нее суп. Больше в доме есть было нечего… Девочка чувствовала себя виноватой и тяжело переживала потерю любимого существа. Ей очень помогла сказка «Крошечка-Хаврошечка», и игра, в которой  собачка символически вернулась к ней.

 

А вот и сама сказка. Ее спокойная народная мудрость помогает пережить утраты.

 

                                                     

Крошечка-Хаврошечка

 

Есть на свете люди, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди и работаю каждый день заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.

А были у хозяйки три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка; но они только и знали, что  у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого! Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить:

– Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить.

А коровушка ей в ответ:

– Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка – все готово: и наткано, и побелено.

Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.

Дивится старуха, зовет Одноглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Узнай, кто сироте помогает! Только смотри, не засни!

 Пошла с сиротой Одноглазка в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:

– Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки закрыла; а Хаврошечка баюкает:

– Спи, глазок, спи, другой!

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала–попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:

– Спи, глазок, спи, другой! – а об третьем забыла.

Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, все – как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

– Режь рябую корову! Старик так, сяк:

– Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

– Режь, да и только!

Наточил ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

– Коровушка–матушка! Тебя хотят резать.

– А ты, красная девица, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.

Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: косточки собрала, каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая – боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.

Случилось раз – девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки и говорит:

– Девицы–красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко–высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались – ручки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.

 

 

Подготовила Злата Балика

13.09.2011 в 03:54 (2068) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


Смотрите в июле видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации, детской или взрослой поликлинике, и вы узнаете... - Почему диетологи ценят свойства р...
В Нижегородской области открылись и работают для вас новые Центры Раздач Совместных покупок на nn.ru. Теперь получать заказы рядом с домом могут жители Богородска, Бора, Балахны и Г...
В преддверии 11-го Дня рождения «Лимпопо» в зоопарке пройдут выборы питомца, который станет символом следующего года. Победитель будет объявлен на празднике 27 июля. ...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика