Он взял чужое!
Для родителей это всегда шок. «Как такое могло случиться в нашей семье?!», – думаете вы. Однако воровство встречается и среди вполне благополучных детей. О том, почему дети воруют, и что с этим делать, нам рассказывают специалисты центра «Журавушка» – заведующие отделением сопровождения замещающей семьи Ольга Владимировна Балакина и Медонова Мария Анатольевна.
Что считать воровством?
Почти каждый человек в дошкольном возрасте брал что-то чужое. Это нельзя назвать воровством в полном смысле слова, потому что у маленького ребенка еще нет понятий «мое» и «чужое». Школьники, как правило, уже понимают, что делают, но иногда их физическое развитие намного опережает развитие психики.
Также сложно назвать воровством поступок, если ребенок взял какую-то вещь родителей без спроса, воспользовался ею (или похвалился в классе) и самостоятельно вернул, положил на место.
Что же делать?
У кассы в магазине стояли соблазнительные лотки с конфетами. Девочка пяти лет не устояла и положила шоколадку себе в кармашек. Мама, заметив это, стала бить ребенка по щекам и кричать: «Воровка!». Малышка испуганно смотрела по сторонам и плакала.
Что в такой ситуации нужно было сделать? Во-первых, удержаться от криков и пощечин. Во-вторых, спокойно, но твердо объяснить, что все шоколадки необходимо отдавать тете на кассе и платить за них деньги. Можно было вместе с девочкой подойти к лотку, чтобы она сама положила конфету обратно. Или – к кассе, чтобы она отдала конфету кассирше.
Воровство встречается у многих детей – и кровных, и приемных. Конечно, это серьезный проступок, но он не означает, что ваш ребенок вырастет преступником. Не следует унижать ребенка и клеймить вором – так вы можете внушить ему подобную характеристику. Постарайтесь сесть и спокойно спросить ребенка: «Почему ты взял – ваши деньги, Юлины заколки, Васины машинки?». Если ребенок совсем маленький, объясните ему, что эти вещи чужие, а чужое нельзя брать без спроса. Помогите ему встать на место потерпевшего: «Если бы Вася взял твою игрушку и не спросил, ты бы расстроился?». Такая постановка вопроса учит сочувствовать другому, а именно сочувствовать дети еще не умеют.
Детям школьного возраста нужно объяснить, что воровство имеет серьезные последствия: оно грозит позором, а после 14 лет и уголовным наказанием. Кроме этого, обязательно следует выяснить причины такого поведения и бороться с ними.
Например, ребенок давно мечтал о такой кукле или о такой машинке и не устоял перед искушением. В таком случае вы можете договориться, что он не будет брать чужое, а вы сами в зависимости от состояния семейного бюджета будете покупать ему нужные вещи.
В школьном возрасте появляются и другие причины. Ребенок может чувствовать себя неуверенно среди сверстников и стараться завоевать их расположение. Если он не ощущает себя ценным как личность, а считает ценными только вещи, которые у него есть, он может начать воровать, чтобы стать счастливым обладателем детских «сокровищ». Или украсть деньги, чтобы накупить угощения для ребят в классе и стать популярнее.
В среде подростков воровство порой становится условием принятия в уличную компанию. Тинэйджер может совершить кражу из магазина, чтобы доказать свою крутизну и стать «своим». Если ваш ребенок пошел на это, следует задуматься, почему он так подвержен чужому влиянию.
Если основная причина – в непопулярности среди сверстников, разговоров о недопустимости воровства мало. Нужны меры, чтобы помочь ребенку занять достойное место среди других ребят. Например, можно подобрать кружок или секцию, где он будет успешным и найдет друзей с такими же интересами. А если ребенок стал настоящим изгоем среди одноклассников и жертвой травли, стоит подумать и о переходе в другой класс или другую школу.
Если это болезнь…
Бывает и так. Ребенок берет чужую вещь в безумном порыве, не понимая, зачем и тем более не задумываясь о последствиях. Потом он не может вспомнить, где, у кого, что и зачем он взял. Часто это совершенно ненужные ему вещи, которые он отдает другим людям или даже выбрасывает. Его привлекает процесс ради процесса. Но сдержаться в очередной раз он не состоянии. Это уже не воровство в полном смысле слова, а болезнь – клептомания. Встречается она очень редко, но все же встречается, причем именно у детей. В таком случае ребенку может помочь психиатр или психотерапевт.
Первая копилка
Что считать воровством?
Почти каждый человек в дошкольном возрасте брал что-то чужое. Это нельзя назвать воровством в полном смысле слова, потому что у маленького ребенка еще нет понятий «мое» и «чужое». Школьники, как правило, уже понимают, что делают, но иногда их физическое развитие намного опережает развитие психики.
Также сложно назвать воровством поступок, если ребенок взял какую-то вещь родителей без спроса, воспользовался ею (или похвалился в классе) и самостоятельно вернул, положил на место.
Что же делать?
У кассы в магазине стояли соблазнительные лотки с конфетами. Девочка пяти лет не устояла и положила шоколадку себе в кармашек. Мама, заметив это, стала бить ребенка по щекам и кричать: «Воровка!». Малышка испуганно смотрела по сторонам и плакала.
Что в такой ситуации нужно было сделать? Во-первых, удержаться от криков и пощечин. Во-вторых, спокойно, но твердо объяснить, что все шоколадки необходимо отдавать тете на кассе и платить за них деньги. Можно было вместе с девочкой подойти к лотку, чтобы она сама положила конфету обратно. Или – к кассе, чтобы она отдала конфету кассирше.
Воровство встречается у многих детей – и кровных, и приемных. Конечно, это серьезный проступок, но он не означает, что ваш ребенок вырастет преступником. Не следует унижать ребенка и клеймить вором – так вы можете внушить ему подобную характеристику. Постарайтесь сесть и спокойно спросить ребенка: «Почему ты взял – ваши деньги, Юлины заколки, Васины машинки?». Если ребенок совсем маленький, объясните ему, что эти вещи чужие, а чужое нельзя брать без спроса. Помогите ему встать на место потерпевшего: «Если бы Вася взял твою игрушку и не спросил, ты бы расстроился?». Такая постановка вопроса учит сочувствовать другому, а именно сочувствовать дети еще не умеют.
Детям школьного возраста нужно объяснить, что воровство имеет серьезные последствия: оно грозит позором, а после 14 лет и уголовным наказанием. Кроме этого, обязательно следует выяснить причины такого поведения и бороться с ними.
Например, ребенок давно мечтал о такой кукле или о такой машинке и не устоял перед искушением. В таком случае вы можете договориться, что он не будет брать чужое, а вы сами в зависимости от состояния семейного бюджета будете покупать ему нужные вещи.
В школьном возрасте появляются и другие причины. Ребенок может чувствовать себя неуверенно среди сверстников и стараться завоевать их расположение. Если он не ощущает себя ценным как личность, а считает ценными только вещи, которые у него есть, он может начать воровать, чтобы стать счастливым обладателем детских «сокровищ». Или украсть деньги, чтобы накупить угощения для ребят в классе и стать популярнее.
В среде подростков воровство порой становится условием принятия в уличную компанию. Тинэйджер может совершить кражу из магазина, чтобы доказать свою крутизну и стать «своим». Если ваш ребенок пошел на это, следует задуматься, почему он так подвержен чужому влиянию.
Если основная причина – в непопулярности среди сверстников, разговоров о недопустимости воровства мало. Нужны меры, чтобы помочь ребенку занять достойное место среди других ребят. Например, можно подобрать кружок или секцию, где он будет успешным и найдет друзей с такими же интересами. А если ребенок стал настоящим изгоем среди одноклассников и жертвой травли, стоит подумать и о переходе в другой класс или другую школу.
Если это болезнь…
Бывает и так. Ребенок берет чужую вещь в безумном порыве, не понимая, зачем и тем более не задумываясь о последствиях. Потом он не может вспомнить, где, у кого, что и зачем он взял. Часто это совершенно ненужные ему вещи, которые он отдает другим людям или даже выбрасывает. Его привлекает процесс ради процесса. Но сдержаться в очередной раз он не состоянии. Это уже не воровство в полном смысле слова, а болезнь – клептомания. Встречается она очень редко, но все же встречается, причем именно у детей. В таком случае ребенку может помочь психиатр или психотерапевт.
Первая копилка
Порой дети воруют, потому что они не могут себе что-то купить. Кроме того, у них неразвито представление о собственности. Очень хорошо, если к 5–7 годам у ребенка появится его первая копилка. Договоритесь с ним: «Каждую неделю я буду класть тебе туда монетку, и ты сможешь себе что-то купить». Можно вместе пойти в магазин за покупками: у вас будет свой кошелек, у ребенка – свой. Это приучит вашего сына или дочку к тому, что вещи нужно именно покупать, а не брать без спроса. Возможно, если бы у девочки из нашего примера были карманные деньги, она бы не стала воровать конфету у кассы. Конечно, свои первые монетки ребенок потратит на ерунду, на которую вам денег жалко: на жвачки, пестрые журналы и т.д. Но на следующем этапе он будет складывать деньги, чтобы купить то, о чем он давно мечтал: красивую куклу или диск с мультиками. Постепенно он научится распоряжаться деньгами и знать им цену. И, что очень важно, будет понимать, как это горько и обидно, если деньги пропадают из–за кражи.
Если ребенок – приемный
Как мы уже говорили, воровство встречается и среди кровных детей, и среди приемных, и независимо от материального благополучия семьи. Если ваш приемный ребенок совершил такой поступок, не стоит впадать в отчаяние и ставить крест на его судьбе. Все можно исправить. Отличие приемных от кровных детей состоит лишь в том, что у бывших воспитанников учреждения есть дополнительные мотивы таких действий. И, прежде всего, это чувство ненасыщаемого голода – скорее эмоционального, чем физического. Присваивая чужие вещи, они пытаются восполнить дефицит, в котором постоянно жили раньше – недостаток вещей и недостаток любви. Возможно и парадоксальное поведение, когда ребенок берет вещи человека, который ему нравится, чтобы через предметы стать к нему ближе или чтобы привлечь к себе его внимание. Например, он может взять что-то у любимой учительницы. А если уже сформировалась сильная привязанность к приемным родителям – то у мамы или папы.
Точки кипения
В жизни приемной семьи существуют так называемые «точки кипения» – кризисные периоды: (1 год совместного проживания, 2 года и 3,5 года), когда ребенок бессознательно провоцирует близких на то, чтобы они его отвергли. Это проявляется в разных формах. Некоторые дети начинают воровать, другие – грубить и хулиганить, у десятилетнего мальчика может появиться энурез. Ребенок как будто проверяет на прочность чувства родителей и их решимость сделать его членом своей семьи. Он как бы спрашивает: «А вы меня по-настоящему взяли?», «А вы от меня не откажетесь?». Он еще не верит, что его взяли навсегда. К сожалению, бывает и так, что проблемного ребенка действительно возвращают обратно в учреждение. Но если родители находят в себе силы вместе с сыном или дочерью пережить трудный период, за ним неизбежно наступает «светлая полоса» – так называемые точки примирении или наиболее гармоничных взаимоотношений. Обычно это 6 месяцев 1,5 года и 5 лет. С каждым пройденным кризисом ребенок все больше интегрируется в семью и становится по-настоящему своим.
Если ваша семья сейчас проходит через «точку кипения», не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Именно в такое время особенно актуальна потребность в службе сопровождения. Конечно, для того, чтобы пойти к психологу, нужна определенная смелость. Но важно понимать, что обращение за помощью – это не признак слабости или родительской несостоятельности, а мудрое и своевременное решение.
Злата Балика