Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: патронат
Патронатная форма устройства ребенка в семью пришла к нам сравнительно недавно. Многолетний опыт Европы и США показывает ее эффективность.
Патронат – это форма воспитания детей в условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Ребенок официально числится в учреждении, а вы получаете деньги на его содержание и заработную плату. Если ребенок заболеет, обследовать и лечить его будет ""казенный дом. Ответственность за ребенка разделена между принимающей стороной и учреждением.
Патронатную семью можно рассматривать как два варианта, – рассказывает заместитель директора ГУ ОЦСПСД центра «Журавушка» Светлана Николаевна Гринберг.
Во–первых, – это плавный переход к тому, чтобы принять ребенка в семью на постоянное время. Важно, что мы стараемся напрасно не обнадеживать ни родителей, ни детей – не говорим заранее, что воспитанник останется в семье навсегда. Ведь взрослые и малыши могут не понравиться друг другу. Лучше с самого начала честно признать, что они пробуют жить вместе. Таким образом, патронат дает страховку от разочарований, или, говоря более официальным языком, профилактику отказов.
Путевка в семью
Во–вторых, патронат – это как социальный поступок взрослого, который хочет помочь маленькому человечку, показать ему огромный мир за пределами детского дома. Так часто поступают сами воспитатели. Например, ребенок может провести с семьей новогодние или летние каникулы. В отличие от других форм устройства, патронат можно оформить даже на пару недель! Потом воспитанник снова придет в учреждение. Но не обманутым и брошенным, а вернувшимся из «путешествия в семью».
Сказка о найденном ребенке
Еще одна важная особенность патроната в том, что вы не даете ребенку свою фамилию и не убеждаете его в том, что вы – «настоящие» мама и папа. Как правило, малыш знает историю своего происхождения от воспитателей. Они деликатно, но правдиво рассказывают ему о кровной семье и причинах его нахождения в детском доме.
Во Франции «психотерапевтические сессии» проводят даже с грудными детьми. Крохотному человечку можно сказать: «Я понимаю, почему ты отказываешься кушать. Тебя оставили папа и мама, поэтому ты не хочешь жить. Но вокруг тебя есть люди, которые этого очень хотят». Малыш бессознательно воспринимает речь. И его состояние действительно меняется: он начинает есть, прибавляет в весе и не отстает в развитии.
Что касается детей постарше, то лучше всего проводить такую работу с ребенком от 4 до 6 лет. Это более или менее спокойный период в его развитии, и его психика способна принять такую информацию.
Здесь очень помогает сказкотерапия: в детской литературе есть немало красивых и добрых историй о том, как ребенок попадал в семью не путем рождения, а каким–то другим образом. Например, Снегурочка, Буратино, Мальчик–с–пальчик, Крошечка–Хаврошечка и другие. Их появления в семье с нетерпением ждали и души в них не чаяли. Другой интересный пример – «Теремок». Зверюшки со всего леса приходили в этот дом и жили очень весело и дружно. Ребенок может и сам сочинить такую сказку – путем метафор ему легче рассказывать о самом себе. Вместе с ним вы придумаете счастливое завершение истории.
В 7–8 лет примирить ребенка с правдой труднее, так как идет сложный этап адаптации к школе. А в переходном возрасте делать такие открытия опасно. Потрясенный подросток может даже покончить с собой.
Патронат отличает изначальное отсутствие тайн, которые обычно мучают приемных родителей. Если вы это выбрали, то можете вздохнуть с облегчением. Не нужно сочинять какие–то истории появления ребенка в семье. Не нужно пытаться скрыть удивление и неловкость, когда знакомые видят в нем ваши «наследственные» черты. И, главное, не нужно жить в постоянном страхе, тайна раскроется.
«На большой земле»
В условиях патроната переход воспитанника к жизни в семье проходит плавно, постепенно, и он не чувствует себя растением, вырванным из почвы с корнем. Перемена образа жизни, разрыв связи со всем, что его окружало, может стать для малыша серьезным стрессом. Детские дома – это обычно замкнутые учреждении, и его юные жители очень смутно представляют себе, как живется там, «на большой земле».
Одна девочка, оказавшись в патронатной семье, с большим интересом чистила картошку – раньше она видела картофелины только в тарелке, уже порезанными и не знала, что они бывают в кожуре!
Другая девочка с гордостью рассказала о том, что в семье она научилась ходить в магазин и знает теперь цены на продукты.
Некоторые дети ждут, что придет уборщица, и удивляются тому, что в обыкновенной квартире люди сами моют пол, стирают пыль, ухаживают за комнатными цветами.
Конечно, это не всегда так. Обычно воспитанников кое-чему обучают, а в «продвинутых» детских домах даже есть кабинеты домоводства. И все-таки эпизодическое обучение скорее напоминает игру и не приводит к формированию полезных навыков. Ведь попробовать подмести пол и заварить чай – это одно. А прибирать и готовить каждый день – совсем другое. Поэтому для успешной социальной адаптации незаменим даже кратковременный опыт пребывания ребенка в семье.
Привычный мир
Патронат не разлучает ребенка с его товарищами. Он может приходить к ним в гости, участвовать в праздниках и различных мероприятиях, ходить с ними на экскурсии. Это большой плюс. Поверьте, дети могут скучать по детскому дому, друзьям и педагогам. Для них в четырех стенах заключался весь мир, и лучше резко не разрывать живые связи.
Дети–кочевники
Бывает так, что ребенок кочует из дома в дом. Он не может проникнуться чувством привязанности к взрослым, или они сами приводят его обратно, не справляясь с воспитанием. Такие дети проводят зимние каникулы с одними людьми, а летние – уже с другими. Особенно часто истории «маленьких кочевников» встречаются на Западе. Конечно, стремительная смена места жительства – стресс. Но даже такой (немного странный для нашего менталитета) вариант лучше, чем постоянное, безвылазное пребывание в детском доме.
Вы не останетесь одни!
Психологи считают, что прежде чем взять ребенка, необходимо пройти специальную подготовку. Но, к сожалению, законом она предусмотрена только в одном случае – при патронатном воспитании. Во-первых, вы пройдете специальные курсы, чтобы повысить свою «квалификацию» как родителя. Во-вторых, для вас всегда открыты двери казенного дома, куда вы однажды пришли. Это значит, что Вы не останетесь наедине с множеством проблем. Педагоги и психологи будут сопровождать вас на пути воспитания. Вы имеете право попросить их об индивидуальной консультации. Они посоветуют вам, как лучше поступить, а главное – передадут свой опыт общения с выбранным чадом, потому что знают его «как облупленного».
Кроме того, учреждение берет на себя обязанности защиты юридических прав несовершеннолетнего (имеется в виду оформление всевозможных документов на получение льгот, пенсии по потере кормильца и т.д.). Вам не нужно бегать по кабинетам, высиживать длинные очереди и собирать бесконечные бумаги. Вместо этого, вы сможете пойти с ребенком в цирк, зоопарк, в кино, в театр или просто накупить ему игрушек и сладостей.
С другой стороны, патронатная форма устройства имеет и свои издержки. Поскольку семья заключает договор не только с государственными органами, но и с учреждением, обе инстанции контролируют процесс воспитания. К вам могут прийти домой, чтобы убедиться в том, что чадо находится в хороших условиях (есть игровая комната или уголок для занятий, необходимые вещи и т.д.). Могут спросить соседей, осмотреть ребенка, чтобы исключить признаки насилия. Однако это не должно вас отпугнуть. Сотрудники детского дома стараются проводить проверки корректно и деликатно, чтобы не оскорбить чувства тех, кто бескорыстно хочет помочь детям.