Невыдуманные истории про Веру: с года до двух
Мы продолжаем публиковать "Мамины дневники" Юлии Парамоновой, мамы двух дочек - Веры и Насти. Начало - здесь.
"… Просыпаясь или перед тем как лечь в кроватку, Вера показывает мне на потолок и что-то говорит на своем языке, что-то важное для нее. Может, рассказывает, где бывает во сне?
… Уже сейчас, в год и три месяца, я вижу, что у ребенка сильна тяга к знаниям. Очень любит разглядывать картинки в книгах, особенно, если они новые. Вчера я сильно хотела спать, было уже поздно, а Вера требовала подавать ей всё новые и новые книжки с полки. Тогда я выключила свет и велела дочке спать, обещав почитать завтра. Во сне у нее было обиженное выражение лица. А сегодня она проснулась ни свет, ни заря – в 6.30 - и первое, что сделала, дождавшись, когда я встану, стала требовать книг!
… Сейчас Вера начала хорошо ходить сама. Это дает ей больше возможностей для самостоятельности. Мне нравится, что на улице я могу отпустить ее, чтобы она шла, туда, куда хочет. Как правило, делая самостоятельный выбор, куда идти, она выбирает какие-то новые оригинальные маршруты для прогулки – находит новые качели, горки, песочницы, места, где ей интересно. Можно сказать, проявляет нестандартный подход к выбору места для гуляния. Не то, что, мы, взрослые, – водим в давно известные городки по одним и тем же дорогам!
… Уже сейчас, в год и три месяца, я вижу, что у ребенка сильна тяга к знаниям. Очень любит разглядывать картинки в книгах, особенно, если они новые. Вчера я сильно хотела спать, было уже поздно, а Вера требовала подавать ей всё новые и новые книжки с полки. Тогда я выключила свет и велела дочке спать, обещав почитать завтра. Во сне у нее было обиженное выражение лица. А сегодня она проснулась ни свет, ни заря – в 6.30 - и первое, что сделала, дождавшись, когда я встану, стала требовать книг!
… Сейчас Вера начала хорошо ходить сама. Это дает ей больше возможностей для самостоятельности. Мне нравится, что на улице я могу отпустить ее, чтобы она шла, туда, куда хочет. Как правило, делая самостоятельный выбор, куда идти, она выбирает какие-то новые оригинальные маршруты для прогулки – находит новые качели, горки, песочницы, места, где ей интересно. Можно сказать, проявляет нестандартный подход к выбору места для гуляния. Не то, что, мы, взрослые, – водим в давно известные городки по одним и тем же дорогам!
… В год и пять месяцев мы начали ходить на специальные занятия для малышей – по системе Монтессори. На первом занятии Вера поразила меня своей выдержкой и самообладанием. Она не капризничала, не плакала, не кричала, как некоторые другие малыши. У нее было такое лицо при выполнении разных заданий, как будто она говорит: «Надо, значит, надо». Я и не знала, что у меня такой дисциплинированный ребенок! По-моему, я перевозбудилась на этом занятии, больше, чем дочка. Сделала вывод: в новых условиях можно узнать о собственном ребенке, о его качествах, гораздо больше, чем в ежедневной домашней рутине.
… Недавно я стала свидетельницей забавного проявления осознанности у Веры. Наша дочка очень неравнодушна к грибам – любит их собирать в лесу, играть с ними… Однажды муж засунул ножку сыроежки в мышиную нору, чтобы Вера «сорвала» грибок сама. На следующей лесной прогулке Вера повторила этот «трюк». А гриб ее взял да и провалился под землю – и достать обратно было уже никак нельзя. Чтобы дочка не плакала, я сказала: «Мышка твой грибок съест и спасибо тебе скажет». Сказала и забыла. Через несколько дней на занятиях Вера схватила игрушечную мышь и кинулась с ней в другой конец зала. Я за ней: «Ты куда?» Оказалось, что Вера увидела там деревянный грибок и, когда я подошла, тыкала мышь в него, приговаривая: «Ня-ня». Я поразилась ее памяти и тому, что она смогла осознать и воспроизвести сложные отношения между грибом и мышью, о которых ей было сказано лишь на словах, ведь девочка не видела в реальности ни мышь, ни того, как она «ест» гриб.
… Вере сейчас кажется, что куклы, нарисованные изображения – такие же живые, как и она сама. Дочка часто обращается к ним с вопросом или с предложением, пытается что-то дать, а когда кукла «не берет» предлагаемое, очень удивляется. Еще она боится изображения хищников и вообще всех непонятных существ, которые смотрят на нее своими нарисованными глазами. Поэтому-то в древности все игрушки были безглазые!
… Недавно я стала свидетельницей забавного проявления осознанности у Веры. Наша дочка очень неравнодушна к грибам – любит их собирать в лесу, играть с ними… Однажды муж засунул ножку сыроежки в мышиную нору, чтобы Вера «сорвала» грибок сама. На следующей лесной прогулке Вера повторила этот «трюк». А гриб ее взял да и провалился под землю – и достать обратно было уже никак нельзя. Чтобы дочка не плакала, я сказала: «Мышка твой грибок съест и спасибо тебе скажет». Сказала и забыла. Через несколько дней на занятиях Вера схватила игрушечную мышь и кинулась с ней в другой конец зала. Я за ней: «Ты куда?» Оказалось, что Вера увидела там деревянный грибок и, когда я подошла, тыкала мышь в него, приговаривая: «Ня-ня». Я поразилась ее памяти и тому, что она смогла осознать и воспроизвести сложные отношения между грибом и мышью, о которых ей было сказано лишь на словах, ведь девочка не видела в реальности ни мышь, ни того, как она «ест» гриб.
… Вере сейчас кажется, что куклы, нарисованные изображения – такие же живые, как и она сама. Дочка часто обращается к ним с вопросом или с предложением, пытается что-то дать, а когда кукла «не берет» предлагаемое, очень удивляется. Еще она боится изображения хищников и вообще всех непонятных существ, которые смотрят на нее своими нарисованными глазами. Поэтому-то в древности все игрушки были безглазые!
… Сегодня на прогулке Вера два раза порывалась уйти от меня «в садик» (на самом деле у нас даже путевки еще нет). Вера знает, что дети в садике - одни без родителей. Поэтому она махала мне рукой, говорила: «До свиданья, мама», или «Пока» и шла, не оглядываясь, в сторону детского сада. Уходит от меня далеко, а когда я пытаюсь догнать, возмущается: «Нет, я одна пойду, а ты здесь оставайся!»
… К двум годам с Верой стало очень интересно общаться. Она учится строить предложения. Иногда у нее очень забавно выходит. Наблюдая за ее словотворчеством, я пришла к важному выводу. Вера сейчас не только учится говорить по-русски. Вместе с речью у нее формируется и мышление: некие шаблоны, стереотипы, которыми она будет оперировать в будущем. Поэтому роль родителей в формировании мышления нового человека очень велика. Ведь когда мы учим ребенка говорить, мы называем что-то, так как сами понимаем суть того или иного явления. Например, ребенок вслед за взрослым начинает считать, что собака лает не на кошку или другую собаку, а на него, маленького, потому что он плохо себя ведет. Ведь существует множество вариантов объяснения одной и той же ситуации. Как взрослый объяснит ребенку, так он и будет думать в будущем. Мы формируем шаблоны мышления! Я даже удивилась такой ответственности и огорчилась, что взрослые не всегда следят за своей речью. Как часто мы хотим лишь послушания и уважения, не заботясь о том, чтобы ребенок вырос внутренне здоровым, свободным человеком, а не неврастеником, который всего боится.
Я убедилась на практике, что ум ребенка – это чистый лист. Что родители напишут, такой человек и вырастет. Как же важно родителям работать со своими собственными стереотипами, чтобы ум ребенка был более совершенным, чем их собственный!".
Я убедилась на практике, что ум ребенка – это чистый лист. Что родители напишут, такой человек и вырастет. Как же важно родителям работать со своими собственными стереотипами, чтобы ум ребенка был более совершенным, чем их собственный!".