Палата «Мать и дитя»: первые дни счастья
О преимуществах совместного пребывания матери и ребенка в послеродовом периоде написано много и разного – и восторженные отзывы «участников», и недоверчивые комментарии сомневающихся, и сухие факты ученых, и размышления специалистов. Давайте же попробуем свести все воедино – надеемся, кому–то это поможет узнать что–то новое, а кому–то – принять правильное решение.
Это было недавно, это было давно
Еще лет десять назад правила родильных домов относительно ведения послеродового периода были непреложны: раздельное нахождение и кормление по часам. Туго спеленутые сонные кулечки приносили мамам на строго ограниченное время, а уж спит этот кулечек или не спит, ест или не ест – неважно. Обычно именно спали и не ели, потому что между кормлениями малышей докармливали молочной смесью или донорским молоком и поили водичкой с глюкозой.
Времена и взгляды изменились: сейчас педиатры и психологи сходятся во мнении, что совместное пребывание матери и малыша в первые часы и дни жизни крайне важно. Сразу оговоримся – разумеется, только тогда, когда состояние обеих сторон это позволяет.
«Мать и дитя» – матери и ребенку
Молодой маме совместное пребывание дает не только психологическую уверенность и спокойствие – малыш рядом, и она каждую минуту знает, что с ним и как он себя чувствует, но и многое другое. В первую очередь, благодаря тому, что ребенок получает грудь по первому требованию, подобный подход способствует становлению лактации уже к второму–третьему дню после родов и успешному ее продолжению.
Грудное вскармливание, в свою очередь, стимулирует выработку гормона окситоцина, который отвечает за сокращения матки. Проведенные исследования доказали, что при совместном пребывании матери и ребенка необходимость дополнительных гинекологических манипуляций снижается почти втрое.
Кроме того, первые шаги в хлопотной науке ухода за младенцем молодая мама может сделать под присмотром опытного персонала. Детская сестра обучит всем необходимым навыкам, а если что-то не получается или вызывает вопросы, всегда можно обратиться к дежурной сестре и сразу получить ответы – роскошь, которой Вы будете лишены дома.
Убыль массы тела, которая происходит у новорожденных в первые дни жизни, у тех, кто находился в палате вместе с мамой, тоже меньше выражена, и дети раньше возвращаются к первоначальному весу.
Ограничение контактов с персоналом создает благоприятные условия для малыша. Он появляется на свет стерильным, и его организм должен заселяться не больничной, а материнской микрофлорой. В собственной микрофлоре у него имеются антитела, которые малыш получает с молоком матери, чужая же микрофлора, даже непатогенная, для ребенка, особенно ослабленного, может оказаться чрезмерной нагрузкой.
Факты свидетельствуют, что именно в первые часы и дни новорожденному крайне необходимо получать тактильные, зрительные и слуховые стимулы от мамы – его должны кормить грудью, прикладывать кожа к коже матери, гладить, ласкать, утешать... Роды – процесс трудный, забирающий массу сил не только у матери, но и у ребенка, для которого они становятся сильнейшим стрессом. Он попадает в среду, где все иначе: яркий свет, громкие звуки, другая температура. Его лишили питания, поступавшего до сей поры через пуповину, ему нужно самостоятельно дышать... Начинается длинный и сложный процесс адаптации, «роддомовскую» часть которой малыш проводит, по большей части, в переполненной палате для новорожденных. Приводит ли это к каким–либо долгоиграющим последствиям? В это можно не верить, но психологи, занимающиеся проблемой эмоционального отчуждения, в один голос утверждают, что причина равнодушия детей к своим родителям, вероятней всего, кроется в том, что первые дни дети проводят в одиночестве, видя перед собой только пластмассовый бортик больничной колыбели.
«Больница доброжелательного отношения к ребенку»
К счастью, все больше и больше роддомов – в том числе, и в нашем городе – носят это придуманное ЮНИСЕФ трогательное наименование. И совместное пребывание матери и ребенка, как сказал наш собеседник, главный врач роддома №6 Владимир Алексеевич Горбачев, в идеале должно быть не исключением, а общим правилом.
«В последнее время эта услуга пользуется очень большим спросом, и палаты повышенной комфортности, которых у нас две – трехместная и четырехместная, представляющая собой две секции на два человека каждая, – почти всегда полные. В них созданы условия для совместного пребывания с малышом, плюс имеются дополнительные удобства в виде душа, туалета, раковин, холодильника. По поводу посещений родственниками заранее говорить сложно, это зависит от эпидемиологической ситуации. Мама может находиться вместе с ребенком постоянно или время от времени, по желанию. Справедливости ради, нужно отметить, что не каждая женщина морально, да и физически тоже готова взять к себе ребенка непосредственно в первые часы после родов. И, тем не менее, очень многие стремятся с первых дней создать для малыша как можно более комфортные условия, и это, я считаю, крайне верно».
Что ж, Вы познакомились с научно–исследовательскими фактами и мнением специалистов. Что же касается впечатлений очевидцев, то с обеими своими дочерьми я находилась в палате совместного пребывания «Мать и дитя». И от нашего общения у меня остались самые положительные впечатления и воспоминания. Ведь разве есть что–то важнее для матери, чем знать, что твой ребенок сыт, спокоен и доволен жизнью; что ты в любой миг можешь взять его на руки и покормить по первому писку?