Развитие речи ребенка
Всех родителей волнует развитие речи ребенка. Молодые мамы и папы с нетерпением ждут, когда любимый малыш скажет первое слово, когда выучит первое стихотворение, когда начнет рассказывать о том, что с ним происходит... Один из самых любимых и интересных периодов во взрослении ребенка, по признанию многих родителей – это период активного развития речи. Чего только не наслушаешься от карапузов! Всем заботливым мамам и папам хочется, чтобы их ребенок говорил правильно, чисто и грамотно. И это не просто прихоть – в более зрелом возрасте владение языком станет без преувеличения одним из необходимых условий успеха в жизни. Заботу о развитии речи малыша следует начинать с самого нежного возраста. О том, как можно помочь маленькому болтушке, как правильно общаться с малышами и ребятами постарше рассказывают логопед-психолог Мария Рыбакова и учитель-логопед Юлия Неверова.
- Вот долгожданный сын или дочка появились на свет… Малыш кажется совсем несмышленым. Когда родителям стоит задуматься о развитии речи ребенка, начать заниматься с ним?
Мария: К сожалению, нередко родители задумываются о речи ребенка только тогда, когда появляются явные проблемы: проблемы на письме, в звукопроизношении. На самом деле, задуматься стоит с самого зачатия ребенка. Речь - это высшая психическая функция, как память, мышление, внимание. Как нам известно, развитие ребенка начинается еще во внутриутробном состоянии. Здоровье родителей играет не последнюю роль. Во время беременности есть периоды, когда закладывается и развивается отдел головного мозга, отвечающий за речь, за восприятие и воспроизведение речи. И если в эти периоды мама была в хорошем настроении, в благоприятных условиях - больше шансов, что речь будет развиваться хорошо. Как любой психический процесс – внимание, мышление, память – речь развивается на всех этапах развития ребенка. Это и внутриутробный период, и момент рождения, и период новорожденности. Мы должны постоянно разговаривать с малышом, стимулировать развитие речи. Когда ребенок находится ещё у мамы в животике, мы можем петь ему колыбельные, читать стихи, рассказывать сказки. Так же и когда ребенок рождается.
- Как же общаться с малышом, который сам не то что не говорит, но и не понимает никаких слов?
Мария: Есть понятия – импрессивная речь и экспрессивная речь. Импрессивная – это то, как мы понимаем. Экспрессивная – то, как выражаем свои мысли. Когда ребеночек ещё не говорит, происходит активное развитие импрессивной речи, понимания. Он накапливает словарный запас, усваивает грамматический строй речи, происходит развитие фонематического слуха. Даже когда ребенок не говорит, родители должны следить за своей собственной речью, поскольку речь малыша развивается по подобию: как мы говорим, так и будет говорить наш ребенок.
Юлия: Специалисты считают, что накопление словарного запаса и развитие необходимых навыков начинается почти с самого зачатия. Ребеночек в утробе слушает маму, он потом узнает её голос, мелодику, интонации, понимает её настроение. Важно, чтобы и папа присоединялся, разговаривал с малышом, реагировал на какие-то его сигналы: толчки, шевеления. После рождения малыш будет успокаиваться, слыша родной и знакомый голос.
Мария: Чуть позже, вскоре после рождения, родители должны обратить внимание не только на развитие слуха, но и на мелкую моторику малыша. Обязательно нужны игры с ребенком, потешки, массаж пальчиков. Развивая одно, мы оказываем влияние на другое, потому что отделы головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и за речь, находятся в тесной связи.
Юлия: С самого рождения малыша мама может массировать ему ладошку и именно большой пальчик. Там находятся точки, которые отвечают за развитие речевых центров. То есть, все игры типа «сорока-белобока» не случайны. Постукивание, легкое покалывание, отгибание большого пальчика на правой и на левой руке стимулируют развитие речевых зон.
- Какие этапы проходит ребенок в период своего речевого развития?
Юлия: Если кратко, то после рождения ребенка до трех месяцев формируется лепет. Родители должны повторять первые «агу» и «гули-гули» своего ребенка – это будет стимулировать его к общению. Потом у ребенка появляется лепет: он связывает звуки в первые слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». К году у многих детей формируются первые слова. Это даже могут быть слова-заменители. Не обязательно, что он полностью скажет «машина»: кто-то говорит «ма», кто-то - «ка» (от слова «машинка»), но на определенные предметы или действия он называет вполне определенные сочетания звуков. С года до двух формируются первые слова у ребенка. Нужно постоянно поддерживать интерес ребенка к речи, не говорить за него. Если он что-то попросил, нужно сделать небольшую паузу, спросить, чего он хочет, уточнить – чтобы он сам захотел вам ответить, а не ждал, пока вы за него скажете. Иногда детки «ленятся» сами начать говорить, и у родителей не хватает терпения подождать, пока ребенок скажет, и таким родителям я даже советую всё-таки дождаться, изобразить непонимание. Можно даже специально предлагать ребенку другие ответы, которые не подходят, чтобы ребенок учился выбирать, рассуждать. В норме к двум годам формируется фразовая речь. То есть ребенок уже соединяет два-три слова: «Мама, дай суп», «Мама, пошли гулять». Но даже фраза может состоять из слов-заменителей, например «Мама, ди гу!» (идём гулять). Но это уже предложение, это уже достижение вашего малыша. После двух лет идет активное формирование фразовой речи: она обогащается наречиями, прилагательными. Мы постоянно должны спрашивать, уточнять, побуждать ребенка описывать то, что он видит. Задача родителей – называть как можно больше признаков. Вот пошли гулять: как мы идем, быстро или медленно? Машина едет – она быстрее нас или медленнее? К 4,5-5 годам формируется фонематический слух ребенка. Это речевой слух, когда ребенок умеет отличать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие. У многих детей, родители замечают, возникает проблема с различением твердого и мягкого звука. Например, вместо «кот» малыш может говорить «кёт». Или не различает звуки по звонкости-глухости: вместо «дуб» говорит «туп». В этот период обязательно нужно обратиться к логопеду, чтобы вовремя заметить такие нарушения и предотвратить проблемы в письменной речи, когда ребенок уже пойдет в школу.
- К какому возрасту речь человека считается сформированной? Или это процесс всей жизни?
Мария: Безусловно, это процесс всей жизни, мы постоянно развиваемся, совершенствуемся, получаем новые знания, улучшаем свою речь, но в целом речь ребенка должна быть сформирована к пяти-шести годам.
Юлия: Если вас ничто не настораживает, если к пяти годам ребенок всё говорит, у него есть интерес говорить, читать книги, рассказывать, он понимает обращенную речь – стоит обратиться к логопеду, чтобы просто проконтролировать, что всё в порядке. Почему не раньше пяти лет? Дело в том, что примерно к пяти годам физиологически развивается речевой аппарат. Растет уздечка под языком, сам язычок, мышцы, участвующие в процессе речи. Если всё в норме, то ребенок к пяти-шести годам сам начинает правильно произносить звуки. Но если вы чувствуете, что у ребенка нет интереса говорить, он говорит односложно, если он не строит предложения, то стоит обратиться к логопеду пораньше.
- Насколько важно обратиться к специалисту именно в этом возрасте, или же можно заняться этим перед школой?
Мария: Есть определенные периоды, в которые он готов воспринимать определенную информацию. И если пропустить этот период, то процесс исправления проблем станет более длительным и трудным.
Юлия: Могут появиться и психологические последствия: агрессивность, замкнутость. В старшей дошкольной группе и в школе это может перейти ещё и в проблемы при письме и чтении, то есть всё лучше делать вовремя.
- Почти все понимают, что с ребенком, даже с самым маленьким, нужно много разговаривать. Но вот как это делать? Нужно ли приспосабливаться к речи малыша, упрощать слова и предложения?
Мария: Как мы уже говорили, ребенок воспроизводит то, что слышит. И если взрослый, облегчая жизнь ребенку, подстраивается под его речь, он делает это ему не во благо. Ребенок эти слова запоминает, и потом очень сложно от них отойти. То есть заменить «бибика» на «машина» - это процесс, сравнимый с изучением иностранного языка. Коверканье слов приводит ещё и к тому, что ребенку потом трудно воспроизводить сложные слоговые структуры.
Юлия: Но всё-таки стоит иметь в виду, что с ребенком, которому год-два, не стоит говорить сложноподчиненными предложениями с несколькими оборотами. Надо говорить просто, предложениями из трех-четырех-пяти слов, но не искажая структуру и не коверкая сами слова. Усложнение речи должно происходить постепенно, когда ребенок уже понимает, что вы ему хотите сказать.
Мария: Есть детки, которые еще не говорят и в четыре года. Но, несмотря на это все равно идет активный процесс формирования словарного запаса, грамматического строя речи и фонематического восприятия. Чем взрослее ребенок, тем общение с ним должно становиться более сложным и разнообразным. Другими словами, развивая речь (даже внутреннюю) мы развиваем его мышление (мыслительную деятельность). После двух-трех лет надо говорить уже и сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями, чтобы малыш учился воспроизводить и строить такие же речевые конструкции самостоятельно.
- Некоторые детки чуть ли не с первого слова говорят чисто, понятно, правильно, произносят все звуки, а другие долго не могут научиться правильно выговаривать слова. Что способствует хорошему произношению и какие факторы могут повредить этому?
Мария: Правильно произношение зависит от многих факторов. Это и состояние речевого аппарата: подрос ли язычок, уздечка, каков тонус мышц, нет ли проблем с фонематическим слухом. Один из главных факторов – это речь взрослых. Но всё индивидуально, кто-то начинает говорить в год, кто-то в три. Практика показывает – девочки действительно начинают говорить раньше, чище. Из детей, родители которых обращаются к логопедам, примерно 80% мальчики и 20% девочки.
- С развитием технологий всё большее распространение получают говорящие книжки, игрушки, и при этом специалисты не устают обращать внимание родителей на то, что все эти приспособления не заменяют живого общения, живую речь. Так стоит ли вообще их покупать, какова сфера их применения и, что немаловажно, как правильно с ними играть?
Мария: Конечно, живую речь не заменит ничто: никакие книжки, никакие игрушки. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что родители покупают какое-то пособие, дают его ребенку, и на этом миссия их заканчивается: учись сам. Нет и ещё раз нет! Но при этом совсем игнорировать развивающие пособия не нужно. С их помощью мы также можем развивать словарный запас, грамматический строй речи, хорошим подспорьем они могут служить для развития фонематического слуха.
Юлия: Хотела добавить, что очень благотворное влияние на развитие слуха и речи малыша имеют колыбельные, потешки, сказки – то, как они рассказывались раньше, сто-двести лет назад, нараспев, плавно. Много книг написано на эту тему. Все слова в колыбельных очень просты, произносятся медленно, нараспев, четко. Музыка повторяется, она понятна ребенку. Сейчас очень модное направление – логоритмика. Потешки, можно сказать, были зачатками логоритмики. И, конечно, очень важно настроение, с которым поются колыбельные. Мамы, бабушки, няньки баюкают малыша с любовью, и даже ваше собственное настроение меняется, когда вы начинаете петь колыбельную своему малышу. Таким образом устанавливается ещё и эмоциональная связь с ребенком.
- Музыка тоже оказывает влияние на развитие речи. Помимо колыбельных, потешек, народных песенок – какая музыка предпочтительнее для малыша? Как составить список прослушивания?
Юлия: В первую очередь, конечно, классическая музыка. Начиная с внутриутробного периода, мы слушаем классическую музыку. Чаще других рекомендуют Моцарта, Вивальди. Их произведения гармоничны, они благоприятно влияют на развитие всех психических процессов, в том числе и речи ребенка. Детские песенки из советских мультфильмов также очень хороши. Мелодия там проста, в отличие от современной музыки, где много синкоп, нет определенного ритма. Конечно, в старшем возрасте нужно знакомить ребенка и с более сложными произведениями, смотреть, что ему самому уже нравится, а что нет, как формируются его музыкальные предпочтения. Так же, как мы постепенно усложняем речь, мы усложняем и музыкальное восприятие малыша. Для развития фонематического слуха важно давать слушать разные музыкальные инструменты: дуделки, бубны, трещотки, ложки. Первое знакомство малыша со звуками можно начинать с кухонной утвари. Пусть он погремит кастрюлями, крышками, ложками. Это способствует и развитию мелкой моторики, ведь всё это сделано из разного материала, имеет разную поверхность, и малыш тактильно ощущает эту разницу, и формированию слуха. Если же переходить к вопросу об игрушках, то первая игрушка, развивающая слух – это погремушка. Надо правильно выбирать погремушки. Они должны быть основных цветов и с не очень резким звуком. Некоторые погремушки пугают малышей.
Мария: На сегодняшний день существует огромный выбор разнообразных и интересных игр на развитие слуха.
Юлия: Можно доставать из мешочка разные материалы, так, чтобы малыш не видел. Например, достать бумажку и пошуршать – ребенок должен догадаться, что это бумага шуршит. Или постучать о металлическую крышечку, либо похлопать в ладоши, постучать по столу. Показать ему низкие и высокие звуки – для этого хорошо подходят металлофоны. Можно так ставить сказку «Теремок». Здорово ещё подкреплять всё это движениями. Кинестетические ощущения тоже играют огромную роль. Всё, что связано с творчеством ребенка – рисование, лепка, конструирование – можно и нужно использовать. Всё, что связано с координацией рук – выкладывание из крупы, палочек, пуговиц – всё это занимает малыша и развивает мелкую моторику, которая, как уже говорили, неразрывно связана с формированием речи. Настаивать ни на чём не стоит, посмотрите, что нравится малышу.
- Важный этап в развитии речи малыша – переход от вопросов-ответов к связному рассказу. Как научить ребенка рассказывать о себе, о своем дне, переживаниях?
Юлия: Когда мы начинаем читать ребенку первые стихи, рассказы – буквально с шести-восьми месяцев, - останавливаться перед последним словом. После ребенок в знакомых стихах будет вам договаривать слово, предложение, четверостишие. То же самое со сказками. Мама может говорить за автора: «Прибежала мышка и сказала…», - ребенок говорит за мышку. И так далее. То есть переход к связной речи идет через такие подсказки.
Мария: Ещё очень хорошо использовать кукольный театр. Детям, как правило, это очень нравится, и это становится таким стимулом говорить самому. Сейчас самые разные виды кукольных театров есть – и перчаточные, и пальчиковые…
Юлия: Можно и самим изготавливать куклы, даже самые элементарные. Даже просто на пальчике можно нарисовать глазки, ротик, изобразить разные эмоции и по ходу придумать сказку. Вот пришел пальчик, у него был грустный день, посмотри, какой он печальный…
Мария: Ещё детям очень нравится, когда родители с ними играют: ползают, прыгают, как лягушки, бегают, как мышки… Это и психологически сближает ребенка со взрослым, и это огромный стимул к активной речи. Рисование с комментированием помогает решить некоторые психологические проблемы. По чужой картинке ребенку может быть сложно составить рассказ, а здесь – он знает, что он нарисовал, это его творчество, ему уже комфортно.
Юлия: Постепенно переходим к картинкам. В три-четыре года с помощью родителей ребеночек может выстроить последовательность картинок, что за чем должно идти. При возможности, можно переносить это и на личный опыт ребёнка.
- Речь детей связана не только с умением говорить, но и с умением слушать. Как научить ребенка слушать и слышать того, кто к нему обращается?
Мария: Вопрос очень глобальный. У современных детей часто возникает эта проблема, и это неудивительно. Родители загружены, компьютер всегда под рукой, вот мама с папой сажают своё чадо перед монитором и удаляются. Сами родители ребенка не слушают. Мы своим примером должны показывать детям, как себя вести. Вот приходит ваш малыш из садика. Часто бывает так: «Машенька, что было в садике?» - Машенька начинает рассказывать, мама отворачивается и моет посуду. То есть, мама сама показывает ребенку неправильный способ общения. Нужно обязательно ребенка дослушать, задать вопросы, показать свою эмоциональную реакцию на рассказ ребенка.
Юлия: И очень часто родители используют ответ «не знаю». Так делать нельзя. Мы всегда можем найти ответ. Можно сказать: «А давай мы вместе поищем ответ», - и посмотреть в интернете, в книжке. Или спросить у папы, у бабушки или дедушки. Но когда ребенку постоянно отвечают «не знаю», у него пропадает желание спрашивать и слушать. Кроме того, так подавляется интерес ребенка к знаниям: ну, если мама с папой не знают, то, наверное, и мне необязательно знать.
Мария: Умение слышать связано также с вниманием ребенка, нужно много работать над этим. Читаете знакомую сказку – сделайте специально маленькую ошибочку. Малыш должен учиться внимательно слушать вас, слушать, что вы говорите, замечать, если что-то не так.
Юлия: Есть ещё слуховое внимание. Слушать, как птички на улице поют, как ветер гудит, вода шумит…
- Есть ещё такая разновидность речи как письменная речь. В чем её особенность?
Юлия: Сейчас такая проблема у детей, с каждым годом всё больше ребятишек к концу первого класса отправляется на уроки к логопеду. Профилактикой письменных ошибок нужно заниматься лет с пяти. Логопед проверяет фонематический слух, звуко-буквенный анализ, и это – профилактика ошибок, пропусков букв на письме. Родители часто думают, что ребенок невнимателен, но очень много ошибок возникает не от этого. Много ошибок оптических – ребенок пишет букву зеркально, не в ту сторону, или путает похожие буквы. Невнимание к развитию устной речи ребенка приводит к проблемам в речи письменной.
Статья предоставлена Анной Перевезенцевой, ведущей радиоклуба «Растём вместе» на радио «Образ»