Развитие речи: от нуля до пяти

развитие речи, дети, ребенок, звук, слова, ребенок говоритФормирование речи у малыша происходит постепенно. Новорожденный малыш может издавать набор звуков, которые сигнализируют окружающим о его нуждах. Речь формируется у малыша по мере его роста и развития. В 3 – 8 месяцев кроха уже способен запомнить события, которые повторяются ежедневно, к 8 месяцам уже добавляются и обозначения в виде слов и жестов. К 2 годам пассивный словарь малыша состоит из нескольких сотен слов. Очень важным моментом в процессе формирования речи является наличие хорошего слуха: именно благодаря ему кроха улавливает и запоминает слова. Со стороны родителей важно четко и правильно произносить слова, и если малыш коверкает слова, «съедает» буквы, необходимо сразу предпринимать меры предосторожности. 

С рождения и до года

С самого рождения и приблизительно до месяца единственным средством общения для малыша является крик и рефлекторные звуки, которые вызывает голод и любой дискомфорт. В криках преобладают гласные звуки с носовым оттенком. К 1,5 – 2 месяцам в речи крохи появляются гортанное произношение звуков, гуление. С 2-5 месяцев происходит качественное изменение крика, появляется смех.

С 4 месяцев малыш может произносить некоторые звуки, они растяжные – «а», «ы», «у». После звуки могут сочетаться с некоторыми согласными. К концу пятого месяца появляется лепет, кроме того ребенок проявляет интерес к человеку и собственному отражению в зеркале. На протяжении всего этого времени (2 – 7 мес.) малыш учиться управлять интонацией.

С 7 месяцев кроха может произносить некоторые слоги, а с 8 месяцев карапуз может произносить серию одинаковых слогов, которые выстраиваются в слова – «дядя», «баба», «мама». Произносятся эти слова нараспев, растянуто.

С 9 месяцев малыш начинает общаться жестами и подражать звуками речи взрослых. С 10 месяцев он уже может выражать свое настроение при помощи интонации и может копировать мимику взрослых.  С 11 – 12 месяцев кроха может использовать уже несколько слов с соотнесением, понимает простые инструкции, которые дополняет жестами для лучшего понимания.

С года до двух лет

В этом возрасте пассивный словарь ребенка насчитывает примерно 200 – 300 слов. По процентному составу большую часть составляют существительные, меньший процент отводиться на местоимения и прочие части речи. Годовалому малышу очень нравиться, когда его хвалят. К 1,2 карапуз способен повторять слоги за взрослыми, и произносить односложные слова. К 1,3 карапузы могут составлять коротенькие предложения, из слов или корней, способны звать родных и близких для оказания помощи.

К 1,4 годам малыши могут использовать жесты и звуки, чтобы показать, чего они хотят. Кроме того, малыши могут здороваться со знакомыми людьми посредством жестов или кивком головы. К 1,5 годам активный словарь крохи составляет около 7 – 20 слов, но при этом карапуз произносит слоги, собирая их в слова иногда в интересном сочетании, родители обычно говорят – «лопочет что-то на своем тарабарском».

В 1,8 малыш уже понимает разницу между единственным и множественным числом, и у слов меняются окончания в зависимости от числа. Кроха может повторять за родителями двусложные, но короткие слова. К 1 году и 10 месяцам в речи ребенка уже можно услышать предложения, состоящие из 2-3 слов. При произношении трёхсложных слов, чаще всего опускается первый звук в слове или последний согласный. К 2 годам обычно у ребенка уже 200 – 400 слов в активном словаре.

С двух до трех лет

Окружающий мир становится все более интересным и доступным для крохи, его внутренний мир расширяется. Ребенок уже обсуждает с родителями то, что было, что будет, рассказывает о прочитанной сказке, о просмотренном мультике и т.д. Этим как раз ознаменовано начало формирования фразовой речи. Количество слов в предложении быстро увеличивается, да и грамотность построения предложения не отстает. 

В 2 года активный словарь у карапуза состоит из 50 – 60 слов, малыш произносит уже правильно и чисто простые слова (например, не «дя», а «да»). В 2,1 года в речи малыша появляться различные окончания, кроха начинает выстраивать предложно-падежные конструкции, появляться вопросительные слова.

В 2 года и 3 месяца  в речи малыша активно появляется местоимение «Я», кроме того малыши уже понимают и пространственные обозначения – «далеко», «близко», «здесь». К 2,5 годам малыши уже различают цвета и пытаются их называть. К 2,8 годам дети уже чисто произносят звуки «С», «З», «Ц». 

В три года кроха уже может согласовать существительные женского и мужского рода, нередко добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы к словам, понимает и активно использует в речи обобщающие слова.

Словарь трехлетнего ребенок обычно составляет около 1 – 1,5 тысяч слов. Все слова можно условно классифицировать на бытовые, которые занимают большую часть, объекты природы, средства и способы передвижения. В этом возрасте отмечается эффект растяжения речи, то есть одно и тоже слово может означать несколько предметов.

С трех до четырех

В активном и пассивном словаре ребенка около 1900 слов, в речи ребенка активно появляются синонимы, кроха может рассказать о частях определенной вещи.

В три года ребенок активно начинает использовать слова обобщения и замечает неправильное произношение слов и звуков у других малышей. Кроме того, кроха может заметить неправильное произношение слов и звуков в собственной речи. Трехлетки уже активно используют личные местоимения. В 3,1 крохи активно используют приставочные глаголы. К 4 годам детки правильно произносят звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

С четырех до пяти

В этом возрасте формируется фонетическое восприятие, малыши могут уверенно определить, какое место занимает тот или иной звук. Малышам очень нравиться составлять небольшие рассказы по предложенным картинкам, на этой же самой картинке кроха может заметить нелепицы. К 4,5 годам дети хорошо разбираются в профессиях (учитель, врач и т.д.). В 5 лет у ребенка полностью нормализуется звукопроизношение, и ребенок свободно может подбирать слова-антонимы. В речи ребенка преобладают слова «я», «хочу», «буду/не буду».

Когда у ребенка будет чистая речь?


Конечно, как только малыши начинают говорить, и речи быть не может о чистом произношении. Объяснить это можно несовершенством артикуляционного аппарата. Добавляется и еще одно обстоятельство - малыши хорошо слышат звуки, но не способны их еще идентифицировать.  

Основные проблемы у малышей связаны с шипящими звуками. Звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся нечетко или заменяются на свистящие «З», «С». Некоторые звуки малыши могут и вовсе пропускать.

Не менее проблемными являются звуки «Р», «Л». Часто детки пытаются заменить труднопроизносимый звук на звуки «В», «Й», либо просто опускают первый звук. Похожая картина складывается и при произношении звуков «С», «З», «Ц».

Малыши трех лет говорят короткими фразами, которые состоят из нескольких слов. Постепенно речь усложняется, но это не говорит о том, что она становится правильной. Какое-то время при разговоре малыш не может сопоставлять падежи. Кроме того, нередко, малыши сокращают и коверкают слова, (например, швабра – «шрабра» и т.д.).

Постепенно все недочеты исчезают, и к четырем (максимум к пяти) годам ребенок уже овладевает правильным произношением звуков. В том случае, если речь малыш к этому возрасту имеет какие-либо отклонения, родителям стоит проконсультироваться у логопеда.


Юлия Лапушкина, детский врач
11.09.2012 в 05:24 (1096) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  
Рубин
СкороМама
Календарь прививок
Афиша мероприятий

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

милый след
Семья - это счастье!
Newform
Дорогие мамуськи! Смотрите в ноябре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Рецепт диети...
Подписка
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика