Мы такие разные... или Как воспитывают детей в разных странах мира
Мамы на всей планете хотят для своих детей одного и того же - здоровья, счастья (и хорошего поведения). Правда, в зависимости от эпохи и государства, каждая подразумевает под этим что-то свое. И основную роль в этом играют традиции страны, в которой живет семья.
Япония
Япония
Еще на заре перестройки советское (тогда еще) родительское сообщество потрясла книга Масару Ибуки (между прочим, создателя концерта "Sony") "После трех уже поздно": оказалось, принятые у нас правила воспитания детей отнюдь не единственно правильные...
Восток и Запад по-разному определяют положение личности в обществе. Если для нас во главе угла стоит развитие личности, то в Стране Восходящего Солнца главное - коллектив, выделяться из которого не принято. "Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях". Правила игры дети усваивают с самого раннего детства, уже в детском саду попадая в жесткую систему ограничений, где интересы группы ставятся выше индивидуальных.
В японской системе координат, где ни о каком равноправии полов и речи нет, главным смыслом существования женщины является семья, и даже японские поп-звезды, выходя замуж, торжественно прощаются со своими поклонниками, уходя в отставку - нередко на самом пике карьеры и красоты.
Японское детство делится на три периода. Возраст до пяти лет - период вседозволенности. Малышу позволено все, любые шалости и промахи, причем их будут не терпеть, сцепив зубы, а радостно, с улыбкой, прощать. Мать тоже не станет одергивать ребенка, требовать от него "вести себя прилично" в кафе, на улице или в гостях, не говоря уже о наказаниях. Дети тут тоже почти не плачут: у них просто нет для этого повода, ведь мама всегда рядом - кормит по требованию, подходит по первому писку, ничего не запрещает, только предостерегает, давая понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение.
Воспитание по половому признаку начинается практически с пеленок, и в японской семье практически невозможно увидеть мужчину помогающим по дому: мальчиков этому не учат, кухня для них - территория женщины, мужчине там не место.
Ясли в Японии есть, но воспитание малыша в яслях не приветствуется, а поведение матери, "сдавшей" туда ребенка, осуждается как эгоистическое. Садики бывают частные и государственные. Среди частных детских садов есть элитные, которые находятся под эгидой престижных университетов. Попасть в такой детский сад непросто, но потом за будущее можно не волноваться: после него ребенок поступает в университетскую школу, а из нее без экзаменов в университет, диплом которого является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы.
Группы в японских детских садах маленькие - меньше 10 человек. Они регулярно переформировываются, чтобы дать ребенку как можно больший простор для социализации и научить его находить компромиссы с как можно большим количеством людей. Большой акцент ставится на групповой деятельности - хоровом пении, оркестрах, спортивных играх, в которых наравне с детьми принимают участие и воспитатели.
В садике дети разбиты по возрастам, у каждого возраста своя форма, у каждой группы внутри одного возраста - свой знак отличия (например, разного цвета кепочки). Вся одежда ребенка (и если мы говорим "вся" - это значит вся, том числе, майка, носки и трусики) промаркирована - имя ребенка, имена и контакты родителей. Эта же информация находится на всех вещах ребенка, вплоть до карандашей (подписан каждый). Весь детский сад и всю школу ребенок проводит в форме.
Китай
Основа китайского общества - уважение к мужчине, отцу семьи, женщина же должна быть покорна, скромна и домовита. Рождение мальчика и рождение девочки в Китае - это две очень большие разницы. Мальчикам радуются, наряжают в красные одежды, с гордостью показывают друзьям и знакомым. Девочкам... Да что говорить, если в селах до сих пор нередки имена, которые переводятся как, например, "Большая Ошибка".
Воспитание детей в Китае относится к делам государственной важности, поэтому совершенно нормальна ситуация, когда трехмесячного ребенка определяют в ясли. Детей держат в строгости, растя по старинке. Конечно, ни о какой капризности в такой ситуации и говорить нечего - маленькие китайцы беспрекословно повинуются словам старших, они спокойны и терпеливы. И невероятно трудолюбивы. Уже в полтора года начинается первое обучение - пение, счет, письмо, рисование, игры, готовящие к дальнейшей трудовой деятельности. Вообще, цель воспитания в Китае - подготовка тружеников, готовых к многочасовой неустанной работе, на которой и выросло китайское экономическое чудо.
Детские дошкольные учреждения существуют в разных формах, но, понимая важность человеческого фактора (и учитывая плотность населения страны), все во главу угла ставят всестороннее развитие ребенка - физическое, интеллектуальное, эстетическое.
Германия
Если в семье появился новый человек, он с первых дней включается в жизнь, а поскольку на помощь бабушек и нянь в Германии рассчитывать не принято, мама с совсем маленьким карапузом в "кенгуру" - довольно частое зрелище. Она занимается своими делами, а ребенок безмятежно спит, получая свой первый урок: мир принадлежит всем в равной степени, и у взрослых есть свои дела, с которыми нужно считаться.
Это касается и дома, где территория поделена на детскую часть, где ребенку позволено абсолютно все, и взрослую, где нельзя кричать и трогать чужие вещи. При том отношении к дисциплине и порядку, которое существует в Германии, дети очень быстро заучивают правила.
Гуляют тут с детьми в любую погоду - это второй урок, урок обязательности и пунктуальности, который получает ребенок в самом раннем возрасте. Детская площадка для нашего российского взгляда выглядит достаточно странно: никто не кричит, не ссорится из-за игрушек; мамы не хватаются за голову при виде собственного или чужого чада, разлегшегося в луже: замерзнет - встанет. Здесь никогда не командуют "не ешь песок", а спокойно объясняют, что в грязном песке могут находиться микробы и испражнения животных.
Государство обеспечивает семье материальную помощь, позволяющую маме не выходить на работу до исполнения ребенку года (или трех), но многие стремятся вернуться на рабочее место. Бабушек и дедушек тут обременять не принято, поскольку считается, что проблемы семьи не должны ложиться тяжелым грузом на плечи престарелых родителей, поэтому выходом становится няня или детское учреждение - государственное или частное. Есть садики, созданные по инициативе родительских общественных организаций, религиозных общин, работают лесные детские сады для детей со слабым здоровьем.
Дошкольная подготовка в Германии включает в себя развитие речи, логического мышления, общую физическую подготовку и начальное музыкальное образование. А вот чтению и письму в садиках не учат - это прерогатива школы.
Обращает на себя внимание отношение к детям-инвалидам. Даже если они ходят в специализированные детские сады, раз в неделю они играют и со своими здоровыми сверстниками. Кстати, инклюзия принята и в Японии, где абсолютно все включены в общественную жизнь, и дети, имеющие какие-либо проблемы со здоровьем, учатся в самых обычных школах.
Израиль
Еврейская мама - понятие нарицательное. Здесь просто-таки культ детей, причем всех: еврейских, арабских, русских, украинских. Любых. Подросток, воркующий на улице с младенцем - картина, которая повергает в шок только иностранцев, для израильтян - это совершенно нормальная ситуация.
С самого детства ребенку втолковывается, что он самый умный, самый красивый, самый послушный, самый хороший. Что характерно, делают это не только родители, но и воспитатели детских садов, школьные учителя. Самое серьезное наказание - быть отправленным на стул в углу игровой комнаты и выслушать лекцию воспитательницы о том, за что тебя наказали, после чего ребенок возвращается в общую игру. Если вспыхнул конфликт, взрослые сразу вмешиваются, пресекая агрессию на корню. Никакого "дай сдачи" не предусмотрено.
Учиться никто не заставляет, считая, что это личное дело каждого, однако система единой выпускной аттестации такова, что запросто можно выйти из школы без документа об образовании (со всеми вытекающими последствиями), поэтому даже самый завзятый митрофанушка в старшей школе берется за ум.
Around the world
Если после всего прочитанного Вы считаете русских детей шумными и непослушными, давайте отправимся в Италию. В этой стране детей боготворят, балуют, потакают всем их прихотям и разрешают абсолютно все, в том числе, и по отношению к посторонним.
На Кипре процветает культ семьи, что, правда не мешает маме меньше чем через полгода после появления малыша на свет возвращаться на работу. Ребенок отправляется в ясли (под опеку няни или бабушки). За малышами они следят в оба глаза - никто не удивляется четырехлетке, которому взрослый помогает взобраться на горку. Отцы проводят с детьми очень много времени, давая маме спокойно заниматься хозяйством: по выходным в парках и на детских площадках очень много именно пап. Страна религиозна, и с самого раннего детства в ребенке закладываются моральные устои, уважение к традициям. А вот к раннему развитию здесь относятся совершенно спокойно: никаких "развивалок" и в помине нет.
В Голландии главным считается отдых и соблюдение режима, а американцы отталкиваются от желаний ребенка. Именно поэтому, согласно статистике, американские дети ложатся спать в среднем на два часа позже своих европейских сверстников. В США родители считают своей обязанностью вникать в дела отпрысков - как учебные, так и личные. Семейные выезды на природу, экскурсии, ужины - неотъемлемая часть американского образа жизни. В Сингапуре бросается в глаза одержимость ранним развитием. Уже начиная с полутора лет, ребенка начинают водить по развивающим и спортивным кружкам, а каникулы у школьников полностью заняты дополнительными занятиями. В Англии редко увидишь молодую маму - здесь предпочитают рожать детей, решив карьерные и финансовые проблемы. Женщина в возрасте под сорок с коляской - норма жизни. В большинстве случаев именно мама занимается ребенком, что не мешает, согласно английской традиции, иметь в доме гувернера или няню. В Турции отношение к детям очень нежное и трепетное. Расчувствовавшийся прохожий может прямо на улице подойти и приласкать понравившегося малыша. Интересно, что тут пугают детей не традиционным "бабаем", а собаками; в ресторане, скорее всего, не придется платить за разбитую ребенком посуду, а в случае необходимости официант с удовольствием присмотрит за малышом. В Бразилии существует очень четкое разделение детей по полу и сословиям. До пяти лет все играют вместе, после пяти мальчики начинают воспитываться отдельно. Девочек ждет домашняя работа: таким образом они готовятся к раннему (в районе 15 лет) замужеству. В Конго не принято ворковать с новорожденным: его дело - спать, в Тайване родители крайне озабочены тем, в какие сроки их дети преодолеют очередной барьер и очень ревниво следят за развитием как своих, так и соседских чад.
В мире 255 стран (по другим данным - 195), практически все - многонациональные, и у каждого народа свои традиции воспитания детей. Какой лучше - трудно судить. Мы удивляемся чужим обычаям, другие с недоумением смотрят на нас... Но в одном все родители едины: все мы мечтаем о счастье и здоровье наших детей.
И тогда мы счастливы и сами.