"Я не буду это делать!", или Как найти общий язык с ребенком
Вот так порой отвечает чадо на просьбы и поручения родителей. Или ничего не отвечает и ... ничего не делает. Как найти общий язык с ребенком и приучить к повседневным обязанностям? О веселых напоминалках, нелепых требованиях и детском упрямстве нам рассказывает психолог из центра «Лада» - Нина Владимировна Фролова.
«Взросло-детский разговорник». Что ваш ребенок имеет в виду?
Это происходит около трех лет, когда ребенок начинает сознавать самого себя. Одновременно с инициативным и звонким «Я сам!» появляется угрюмое и злое: «Я не буду это делать!». Для нас, взрослых, вышеупомянутые фразы противоположны по смыслу. Но дети имеют в виду почти одно и то же, а именно: «Я - это я», «Я – это не мама, не папа и не бабушка». Маленькие дети, заявляя, что не будут что-то делать, могут даже не понимать, что произносят. Они просто стремятся показать свою отдельность, независимость.
Чем старше ребенок, тем осмысленнее для него становятся эти слова. Младший школьник, говоря так, отказывается от конкретного действия. И мотивы тут совершенно другие: не знает, не умеет, боится неудачи и насмешек, нуждается в помощи, но стесняется попросить. У подростков слова: «Я не буду это делать!» могут быть вполне осознанными. Но, если это реакция на любое поручение или предложение родителей, то имеет место негативизм. Тинэйджер, как и ребенок 3-х лет, стремится к обретению независимости, но уже на новом уровне.
А возможно, так проявляется застарелый конфликт, который тянется с раннего детства.
Не ошибается тот, кто ничего не делает!
Еще это может происходить из-за того, что ребенок что-то не умеет и боится потерпеть неудачу, а заодно навлечь на себя гнев взрослых. Помните крылатые слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»? У ребенка с заниженной самооценкой страх перед ошибкой так силен, что он выбирает ничего не делать. Это не банальная лень: как правило, такие дети прилежно и аккуратно выполняют привычную работу. Но каждое новое действие внушает им безотчетный страх. В моей практике был случай, когда способного, даже одаренного мальчика в спортивные секции загоняли едва ли не пинками. Когда его привели в фехтовальную секцию, он не шел заниматься со всеми, а оставался в раздевалке. Но если взрослым все-таки удалось его заставить (втолкнуть, впихнуть, уговорить и т.д.), он с удовольствием тренировался и делал успехи. Так продолжалось до тех пор, пока энергичная и предприимчивая мама не решала отправить сына в какую-то другую секцию или кружок. И тогда все повторялось снова...
«Как сглодать 100 железных хлебов?» или о нелепых требованиях.
Когда-то мы читали сказки о том, как жестокая мачеха или злая колдунья давала детям невыполнимые поручения. Как за один день перепрясть кучу льна или построить стеклянный дворец, или вычерпать озеро? Как хранить молчание целых 7 лет и сглодать 100 железных хлебов?
Удивительно то, что наши требования к детям порой тоже фантастичны. Например, сейчас стало «модно» рано и насильно обучать. И вот 4-5-летние крохи учатся грамоте, арифметике, иностранным языкам. Некоторые продвинутые родители, кроме того, ухитряются посещать вместе с детьми несколько кружков и секций! А когда такой ребенок должен идти в школу, он восстает и бросает лозунг: «Я не буду это делать!». Стоп. Он прав. Такой протест – защитная реакция организма на перегрузки.
Также нелепо требовать от двухлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно убрал детскую, да еще ровно за полчаса до телепередачи. Он еще не понимает, что такое полчаса. Он быстро устает и отвлекается. Реально он может собрать в шкаф или коробку 2-3 игрушки. Если очень постарается, то все четыре. Но привести в порядок целую комнату для него все равно, что разгрести Авгиевы конюшни...
А вот другой пример. Мама жалуется, что ребенок ее не слушается. Оказалось, он встает на холодный линолеум, а ходить обязан только по ковру. А вы сами постелите себе маленькую тряпицу и не смейте с нее не сходить! Если сошли – начальник будет кричать. Как вы себя чувствуете? Вот так же чувствует себя ваш ребенок.
Требование съедать все, что дают, также нельзя назвать разумным. Еще ни один нормальный ребенок добровольно не умер с голоду.
И особенно нелепо требовать от своего отпрыска, чтобы он надел непременно красную кофту, а не синюю; желтые носки, а не зеленые, колготки с мишками, а не с сердечками! Если же ваше чадо собирается надеть что-то действительно неподходящее для прогулки, спросите его, что еще надо надеть. Пока он увлекся второй вещью, вы замените первую. Вот и все! Надо быть немножко умнее и хитрее, чем ребенок.
Веселые напоминалки: цветы сами просят полить их!
Иногда ребенок в ответ на ваши поручения вовсе не говорит: «Я не буду это делать!». Он просто не делает, а потом говорит: «Я забыл». И действительно забывают. Постоянные раздраженные окрики – не выход.
Рутинные домашние дела можно обратить в игру. Именно так дошкольник усваивает необходимые жизненные навыки. Хотите научить его застилать кровать? Сначала уложить спать мишку. Хотите научить накрывать на стол? Пусть он покажет вам, как завтракают пришельцы из космоса, супермены или Барби со своими подружками. Переходя от игры к реальной деятельности важно подчеркнуть, что теперь ребенок умеет все это делать по-настоящему, как большой, а не «понарошку».
Напоминать детям об их обязанностях, конечно, стоит. Но все-таки постарайтесь не превращаться в строгого прапорщика: перед вами ребенок, а не солдат. А против детской забывчивости хорошо помогают веселые напоминалки.
Например, на цветочном горшке напишите: «Полей меня, пожалуйста!», а на мусорном ведре: «Ой, как сильно я воняю...». И ребенок с радостью выполнит то, о чем его просят одушевленные предметы.
Доллар за вымытую тарелку?.. А вот этого делать не следует!
Некоторые родители стремятся перевести на «рыночные рельсы» даже отношения с собственным ребенком. В ответ на детское «Не буду!» они решают платить за помощь по дому, за уроки, за чтение книг. Поощрять детей нужно, но так – ни в коем случае! Кому-то легче откупиться, чем играть с ребенком и обсуждать с ним его крошечные проблемы, страхи и промахи. Но это тупиковый путь.
Во-первых, ребенок станет требовать все больше и больше. Скоро он потребует плату за то, что принес вам стакан воды!
Во-вторых, он так и не научится любить труд, находить радость в самом процессе созидания. Его будет привлекать только награда, а не сама деятельность. Гораздо лучше похвалить ребенка, поблагодарить за помощь. Объяснить, как много для вас значит пресловутые вымытые тарелки и ровные стопки книг, когда вы едва держитесь на ногах от усталости. Тогда ребенок начинает понимать, в чем истинный смысл нехитрых домашних дел – в заботе членов семьи друг о друге.
Расспрашивайте о его делах, уроках, книжках, проявляйте интерес к ним. Тогда ему тоже будет интересно.
В-третьих, не стоит как-то особенно выделять те действия ребенка, которые просто входят в понятие нормы. Он вычистил зубы, снял пижаму, застелил кровать, оделся. А как же иначе? Разве так не должно быть? Пусть ваши дети привыкнуть смотреть на повседневные дела как что-то само собой разумеющееся.
Конечно, вы делаете ребенку подарки, одеваете, обуваете, кормите, даете деньги на карманные расходы. Иногда вам очень хочется его порадовать необычной игрушкой или щегольским нарядом. Но вы делаете все это, потому что вы – родители, а не в обмен на какие-то услуги.
Доллар за вымытую тарелку, тарифная сетка платежей за хорошие и отличные отметки... Вам не кажется, что это какая-то комедия, призванная обличить «загнивающий Запад»?
Упрямство или болезнь? Как отличить?
Все дети порой упрямятся и ленятся. Но иногда странное поведение ребенка – это не каприз, а болезнь. Или каприз, вызванный болезнью. Есть признаки, которые говорят о том, что нужна помощь врача и психолога:
• ребенок говорит «нет» на любое ваше требование или просьбу;
• отказывается совершать самые элементарные и необходимые действия (чистить зубы, умываться, снимать грязную обувь и т.д.);
• агрессивен (в ответ на поручение может нагрубить, обозвать и даже ударить);
• проявляет жестокость (избивает других детей, мучает животных).
Агрессивность и жестокость часто встречается у детей с органическим поражением мозга. В 3 года такие вспышки можно иногда наблюдать и в норме, но если они не проходят и вашему ребенку уже 5-6 лет, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у вашего ребенка минимальная мозговая дисфункция или еще какие-то нарушения. Тогда хорошо подобранное врачом лекарство, правильный режим и помощь психолога сделают ваши родительские старания намного плодотворнее.