Репетиторы: «Готовь сани летом!»
Понятие «репетитор» прочно вошло в нашу жизнь, и приглашение специалиста для индивидуальных занятий с ребенком по тем или иным предметам стало практически нормой. Если каких-то 10-15 лет назад к репетиторам обращались в основном при подготовке к поступлению в ВУЗ, то сейчас не редкость ситуация, когда ученики среднего звена, а то и начальной школы занимаются с приглашенными учителями после уроков.
Падение уровня общеобразовательных школ в России не обсуждает только ленивый. Кто-то не соглашается с этим, но большинство бьёт тревогу. Обеспокоенные уровнем знаний своих детей, родители обращаются за помощью к репетиторам. Нужно ли это? Чем может помочь приглашенный педагог? Всегда ли обращение к помощи репетитора обусловлено недовольством школьным образованием? Эти и другие вопросы мы будем обсуждать с Ириной Сергеевной Юхновой, заместителем декана филологического факультета ННГУ, доктором филологических наук и Натальей Черноусовой, педагогом научно-образовательного центра «Отличник».
Анна: Известному советскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежат такие слова: «Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени». В советское время такая точка зрения практически не оспаривалась. Как обстоят дела сейчас, можно ли эти слова применить к современной жизни?
Ирина Сергеевна: Нет, я думаю, что не только безделье на уроках приводит к необходимости нанять репетитора, хотя и это очень важный фактор. Важно то, как организован учебный процесс - как на занятиях, так и дома. Учитель сталкивается с тем, что ученики в классе разные: кто-то схватывает на лету, кому-то надо подумать, поэтому всегда будет тот, кто торопится, и тот, кто не догоняет. Эти дети и будут выбиваться из общего ритма, и переходить в режим «бездельников», потому что когда они выходят из общего процесса обсуждения, то происходит это «выключение» и бездельничанье. Но я бы ещё сказала и о другом. Структура образования в наше время такова, что живя в очень насыщенном информационном пространстве, ребёнок очень часто не знает, где взять необходимую информацию. Этот информационный поток дезориентирует школьников. В школьных учебниках сейчас даётся минимум информации и очень много разных заданий. Учебник же должен быть таким, чтобы ребёнок мог найти в нём ту сумму знаний, которую он должен получить, а затем суметь применить. У меня ребёнок сейчас учится в школе, и я смотрю учебники. Так составлены учебники по биологии, физике, окружающему миру. Ребёнок сталкивается с тем, что у него есть поисковая задача, а на основе чего её решать – неизвестно. Поэтому я думаю, что кроме безделья, родители и дети сталкиваются и с этой проблемой. Родители дальше лезут в Интернет, в энциклопедии, причём современные энциклопедии таковы, что там также ничего не по сути найдёшь, и, как ни странно, лучшими оказываются издания, по которым ещё мы учились.
Наталья: Полностью согласна с мнением Ирины Сергеевны по поводу учебников естественно-научного цикла. Учебники не дают полной информации о том, что откуда берётся. Ребёнку многое дают как факт, без объяснения. Не понимая причинно-следственных связей, ребёнок может ответить лишь то, что он вызубрил. Даже занимаясь с маленькими детьми, мы, родители, вынуждены просто заставлять зубрить. Во многих школах пропали опыты по физике и химии. Есть центры дополнительного образования, где буквально на пальцах объясняют те или иные процессы окружающего мира. В старшем школьном возрасте ребёнок вынужден обращаться к репетиторам за тем, чтобы составить полное представление, систематизировать и упорядочить знания, определить логические связи между фактами.
Анна: Нельзя ли эту функцию переложить на плечи родителей? Всё-таки родители умеют работать с информацией, или просто не всегда хватает времени?
Наталья: В Интернете сейчас очень много информации, но когда ты не можешь её отфильтровать и понять, ты не сможешь объяснить её и ребёнку.
Ирина Сергеевна: Я в принципе не согласна с тем, что родители должны заменять школу. У нас на этом начальное образование построено. В начальной школе дети сейчас учатся очень хорошо, и заметно лучше у тех учителей, которые умеют организовать родителей. В начальной школе учиться очень трудно и детям, и родителям, потому что они бесконечно учат уроки, при том, что сейчас декларируют отказ от домашних заданий. Вообще, идеальный урок – это когда ребенок всё понял, всё осознал на уроке, а дома лишь закрепил навык. Я помню ещё своё детство, образование тогда так и строилось. Сейчас система в целом строится так, что ребёнок после школы с родителями очень много занимается.
Анна: То есть не повторяет, а учит?
Ирина Сергеевна: Да, именно так. Я понимаю, почему в начальной школе родители сейчас берут репетиторов. Репетитор и выполняет эту функцию – научить.
Анна: Или репетитор, или отпуск, да?
Ирина Сергеевна: Да, часто выбор именно такой. Действительно некоторые родители очень много работают, огромное количество времени проводят в пробках, хотя не должно так быть, чтобы родители учили – учили, а не повторяли! – вместе с ребенком. А у нас уже в начальную школу пришли рефераты, сочинения, когда никто ещё не объяснил детям, как это делается. Школа не должна только контролировать, что знает ребёнок, она эти знания должна давать.
Анна: Ирина Сергеевна, после окончания университета Вы работали в общеобразовательной школе, сейчас преподаёте литературу в старших классах 40 лицея. Почему так поменялась система образования?
Ирина Сергеевна: Считается, что наше образование подстраивают под требования времени, и началось с того, что появились авторские программы, авторские подходы, когда стали говорить, что плохи программы, а не методы их изучения. Потом сказался промежуток времени, когда многие хорошие учителя по разным причинам ушли из школы. Сейчас такая тенденция, что детям прямо говорят: учитель всё знать не может. Раньше мы приходили в школу, и учитель был авторитетом. Ребёнок сейчас может найти много такого, чего учитель не знает, а педагог должен лишь ему помочь всё это оформить, изначальный посыл такой. Но ведь знания – это не суммарный объём информации, знания – это структура, понимание основ. Попытки внедрения абсолютно новых предметов, которые не делают образование глубже, это дробление, на мой взгляд, не есть хорошо. У нас сейчас происходит перестановка акцентов. У нас всегда образование было фундаментальным, а сейчас его пытаются сделать прикладным. Что-то сейчас оценивается по рефератам, некоторые предметы только по рефератам. Что такое реферат? Компиляция нескольких источников. Почему мы сейчас активно боремся с плагиатом? Сохраняется привычка со школы: соединил три статьи, подчас бездумно, – получил оценку. При этом ребёнок не умеет выделять главное, формулировать мысль, составлять план, и полученные знания обобщать. Хороший учебник и хорошее образование этому учили.
Анна: Действительно, сейчас во многом теряется ценность образования самого по себе. Априори считается, что всё знать невозможно и не нужно, хотя ещё поколение наших родителей не считало глупостью стремление узнать всё. И многие студенты ВУЗов ценят получение высшего образования лишь в связи с будущей работой.
Ирина Сергеевна: Такие люди могут очень хорошо ориентироваться в своей специальности, но дай им другую задачу – они её не решат.
Наталья: Надо ещё сказать, что начинается это с самого детства. Сейчас даже подготовительные курсы для поступающих в первый класс иногда узко специализированы по направлениям: математика, гуманитарные дисциплины, творчество… Дальше ребёнок учится в классе с творческим направлением, и он готовится в своей узкой специальности, другие предметы не кажутся ему важными. Моё мнение, что сейчас необходимы репетиторы в силу различных обстоятельств. Ребёнок часто остаётся один на один с учебником, не понимая, что в нём написано. Нужен человек, который поможет ему разобраться. К сожалению, информация в учебнике – уже сказали об этом – подаётся в недоступной ребёнку форме, и не воспринимается. А дальше всё, как снежны ком – если не понял одного, не поймёшь и не запомнишь другого. Этот замкнутый круг надо разорвать.
Ирина Сергеевна: Мне совсем не близка точка зрения, что репетитор нужен бездельникам. Бездельникам не нужен никто и ничто – ни репетитор, не учитель, ни само образование. Он и с репетитором будет бездельничать. Кстати, все берут репетиторов для разных целей. Кому-то нужно нагнать программу – например, ребёнок много болел и пропустил. Для кого-то репетитор – возможность поднять знания на другой уровень. Ребёнок может хорошо учиться в школе, но нужно выстроить знания в единую картину, упорядочить. Главный плюс репетитора – это то, что его занятия индивидуальны. И подход к ученику индивидуальный, и сам ребёнок уже не спрячется за одноклассников, он вынужден отвечать то, что он выучил, и совершенно очевидным становится, что же он не выучил или не понял. Он постоянно работает эти полтора часа с репетитором. Но я категорически против того, чтобы репетиторство заменяло основное школьное образование. Мы в последнее время сталкиваемся с тем, что при школе образуются какие-то центры дополнительного образования, и учитель настойчиво рекомендует посещать платные факультативы, напрямую связывая это с оценкой на уроках и с уровнем знаний. Честно говоря, у меня всегда глубокие сомнения в том, что если человек не научил на уроке, то он научит на факультативе. Поэтому для меня принципиально, что в школе один учитель, а для дополнительных занятий – другой. Даже не потому, что школьный учитель плох, а потому что это в любом случае будет другой подход, другая система. Но я против того, чтобы занятия с репетитором заменяли школьные. Многие родители берут репетитора, чтобы делать домашние задания, или – ещё хуже – чтобы учить программу впрок, чтобы на урок ребёнок пришёл, уже зная материал.
Анна: Очень часто случается так, что любовь или нелюбовь к предмету напрямую связана с отношениями с учителем. Сложились отношения – ребёнок любит и учит, когда учитель и ребенок по разные стороны баррикад – терпеть не может и не хочет заниматься. Можно ли изменить ситуацию при помощи репетитора?
Ирина Сергеевна: Конечно, можно. Особенно, если у ребёнка есть задатки к предмету. Когда у него начнёт получаться, он заинтересуется и захочет учиться. В своем предмете – литературе – я это наблюдаю постоянно. Для понимания литературы очень нужен собеседник. Когда ребенок читает книжки, ему очень хочется обсудить то, о чём он прочитал. Сталкивалась я и с такой ситуацией: дети прекрасно знали, что такое сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, с ходу отвечали, но запятую правильно поставить не могли. Теория не превратилась в практический навык.
Анна: И вы, и наши слушатели, дозвонившиеся к нам в эфир, полагаете, что к репетиторам обращаться надо. Как же быть с усталостью школьников? С одной стороны, бьют тревогу, что дети перегружены, что в школе непомерные объёмы заданий, с другой – они продолжают заниматься дома, иногда до позднего вечера и не по одному предмету…
Наталья: Это во многом вопрос того, как информация подаётся ребёнку. Если мы действительно будем загружать ребёнка наукообразными текстами, ему не будет ни интересно, ни полезно. Если мы сможем где-то показать экспериментально, где-то объяснить, как знания применяются в жизни – ему будет и интереснее, и проще! Нужно показывать ученикам, зачем они учат ту или иную дисциплину. Иногда всё так перемешано, что ребёнок вообще уже плохо понимает, какой же урок он учит.
Анна: Стремление к междисциплинарному подходу, которое сейчас развивается в системе школьного образования, казалось бы, благая цель. Показать связи между предметами – интересно и важно.
Ирина Сергеевна: Идея хорошая, но пока не удаётся. В реальности оказывается, что программа по предметам составлена так, что хронологически не совпадают разделы по истории и литературе, физике, математике и химии. Мы с этим же сталкивались в высшем образовании, когда зарубежный романтизм изучался после русского, потом мы это скорректировали. В условиях высшего образования это сделать проще. Учителя вынуждены самостоятельно менять последовательность изучения разделов по математике, чтобы скоординировать их с физикой. Это очень хороший подход, но система пока что не устоялась.
Анна: Учитывать ли желание ребёнка заниматься?
Наталья: По моему опыту, нет нелюбимых предметов. Есть то, что ребёнку не удаётся, отчего возникает негатив. Если увлечь его предметом, он сам захочет заниматься.
Ирина Сергеевна: Есть и такие школы, где основное образование ребёнок получает на занятиях с репетитором. И в школу он идёт не знания получить, а пообщаться с друзьями.
Наталья: В настоящее школа берёт на себя всё больше воспитательных функций, и всё меньше образовательных. По-моему, всё-таки воспитывать должны в первую очередь в семье, а учить в школе, а не наоборот.
Ирина Сергеевна: Помочь ребёнку справиться с нагрузкой может распорядок дня, который учитывает разные типы занятий. И спорт, и прогулки, и общение с родителями – не только одна учёба за другой (школа, репетитор, музыкальная школа…) – должны составлять день ребёнка. Желательно, чтобы процесс обучения быть насыщенным, творческим. Если родители будут обсуждать с ребёнком то, что им интересно, спрашивать о том, что интересно ему, привьют ему любовь к учёбе и самостоятельному труду – может быть, даже не будет острой необходимости искать помощи на стороне.
Подготовила Анна Перевезенцева по материалам радиоклуба «Растем вместе!». Полную версию программы можно послушать по ссылке http://radioobraz.ru/archive/ethers/gotov-sani-letom/