Когда учитель и ребенок по разные стороны баррикад...

 

Сколько сложено песен, сколько написано книг о первой учительнице - самой доброй и понимающей, самой внимательной и веселой, всю себя отдающей детям; учительнице, которая не только учит буквам и цифрам, но и помогает стать настоящими людьми, людьми с большой буквы.

 

Реальность, как обычно, куда более прозаична, и далеко не каждый первоклассник уже спустя месяц-другой-третий отзывается о своей учительнице с былым восторгом. Потом появляются вялость и апатия, напрочь пропадает желание ходить в школу и делать уроки. Разумеется, похвалы за это ждать не приходится, в итоге ребенок чувствует себя никчемным и ненужным, мама-папа не знают, хвататься за голову или за ремень, учитель неустанно украшает записями дневник и беседует с родителями... Образуется замкнутый круг, по которому мечется несчастный первоклассник, и вырваться оттуда не представляется возможным.

 

Откуда же берется такая ситуация и что делать, очутившись в ней?

 

 

Стресс первого класса

 

 

Психологи сравнивают стресс при поступлении в  школу со стрессом во время отнятия от материнской груди. Мир ребенка полностью меняется - мама отдаляется, он остается один на один с угрожающей и непонятной вселенной. Если он вдобавок из тех, о ком говорят "умненький, но робкий и чувствительный", то все еще усложняется. Ведь в новом коллективе надо искать свою нишу, "заявлять притязания", как говорят психологи, защищать и отстаивать свои права - и это не считая лавины нового материала, который нужно усвоить. Неуверенному в себе, эмоционально ранимому ребенку крайне трудно брать такой "барьер", и нешуточной угрозой маячит впереди риск психологических проблем, болезней, а то и неврозов. А ведь школьная жизнь не предусматривает особых нежностей - вспомните-ка, на кого из вас не повышал голос учитель? Не подначивали одноклассники? Не вызывали к доске? С такой нагрузкой не справляются подчас и дети с сильным характером, защитной же реакцией стеснительного ребенка может стать мутизм - упорный отказ от общения, и случаи эти не так и редки.

 

 

Моя вторая мама?

 

 

Первое, что подсознательно делает ребенок, оказавшись в новом месте, - ищет защитника. Видит он его, разумеется, в первой учительнице, выбирая ее в качестве "мамы", чей авторитет взлетает на недосягаемую высоту: "А вот и нет, Людмила Сергеевна нам сказала, что на самом деле..." - она становится одним из самых главных людей в жизни ребенка. Вот только первоочередная задача-то у нее совсем другая - она должна быть не мамой, а педагогом. И времени вникать в тонкости переживаний каждого из, как минимум, двух десятков малышей у нее хватает не всегда или же не хватает вовсе. А ребенок делает вывод, что его не любят, причем не кто-то там, а "мама"! Жизнь и, разумеется, учеба, теряет всякий смысл.

 

Не думаю, что родители должны упрекать учителя в недостатке любви, более того - возможно, я выскажу сейчас крамольную и спорную мысль, но учительница и не должна никого "любить", она должна быть умным, внимательным, чутким, объективным и умеющим увлечь ребенка профессионалом, преданным своей работе. И задача родителя в данной ситуации - объяснить ребенку, что учительница - не мама, что это - чужой человек, от которого не стоит требовать  неземных чувств, всепонимания и всепрощения. И держаться с ней соответственно.

 

Но не перегибайте палку, превращая объективное отношение в цинизм, не высмеивайте и не игнорируйте переданные вам слова и рекомендации учителя, даже если вы их и не разделяете.

 

 

Что же делать, если возник конфликт?

 

 

К беседе с учителем лучше подготовиться заранее. Возможно, наученный предыдущим опытом общения с родителями, он будет нападать на вас или, наоборот, сразу начнет оправдываться.

 

Внимательно выслушайте предъявленные претензии и кратко подытожьте их: "Я так поняла, что..." - это поможет точно представить ситуацию. Если неправ ваш ребенок, придется извиниться, не нужно воспринимать это как унижение. Обязательно потом все обсудите с ребенком, выслушайте его, объясните, в чем и где он неправ.

 

Если же неправ педагог, однако же приносить извинения не хочет, едва ли стоит на этом настаивать. Скорее всего, он осознал свою ошибку и впредь изменит отношение к ребенку. Если же нет, придется искать другой выход из сложившейся ситуации, и об этом мы поговорим ниже.

 

Так или иначе, объяснять ребенку, что случилось, придется именно вам. Не нужно бояться подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что людям свойственно ошибаться, и главное - делать из этого выводы и не поступать так впредь, это избавит его от массы страхов и существенно облегчит жизнь. Но только воздержитесь от личностных оценок, не обсуждайте при ребенке недостатки учителя, иначе у него автоматически возникнет и отрицательная реакция, и негативное поведение по отношению к педагогу. Не заставляйте его относится к учителю также как вы, если вы относитесь отрицательно.

 

Но не секрет, многие педагоги предвзяты и сами провоцируют ребенка на конфликтные ситуации, и тогда в один прекрасный день вы слышите с утра слезы и отчаянное "Не пойду в школу! Я ее ненавижу! И учительницу тоже!". Если это не каприз, то оставьте ребенка дома и выясните корни проблемы, после чего обратитесь в школу и обсудите ее с учителем.

 

Возможно, ситуация покажется вам безвыходной: вас, например, категорически не устраивает педагогический стиль учителя, а может, наоборот - учитель считает, что ребенок ребенок по тем или иным причинам не справляется с программой. Вариантов может быть много. В таком случае, вам придется выбирать, что делать дальше:

 

1. Перевести ребенка в другой класс или школу. Простое на первый взгляд, это решение может не дать желаемого облегчения. Рассудите сами - впереди у сегодняшнего первоклашки целая жизнь, в которой не все и не всегда будут оценивать его так, как хотелось бы ему или вам. Может, наоборот - полезней приобрести опыт общения с разными взрослыми? Разумеется, тут все упирается в количество нервных клеток, которое придется заплатить за "учебу" вам и вашему ребенку. Если оно того не стоит и психическое напряжение ему не по силам - даже не думайте, переводите в другую школу.

 

2. Вас устраивает все: школа, программа, класс, не устраивает лишь учитель. Если у вас достаточно упорства и вы уверены в своей правите, попробуйте переговорить с учителем и настоять на том, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Выход, прямо скажем, довольно непростой и рискованный: всегда существует шанс, что педагог не просто не выполнит ваших просьб/требований, но и решит помериться с вами силами. Разумеется, "ареной" для этого окажется ребенок. Будьте готовы к последствиям и хорошо продумайте свои шаги в случае развития ситуации в ту или иную сторону.

 

3. Если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней. Самое главное для нас - самооценка ребенка, а значит, помогаем ему ее сохранить, объяснив, что отношение, увы, не всегда определяется достоинствами и недостатками. В этом случае стоит поговорить с учителем, дав ему понять, что вы понимаете, но не разделяете его точку зрения, и попросив учесть и ваши пожелания. В такой ситуации ребенок должен постоянно чувствовать вашу поддержку - и эмоциональную, и практическую - помогайте ему при затруднениях с учебой, хвалите, помогайте поверить в себя.

 

 

Вышестоящие инстанции

 

 

...и обращение в них - дело вашего темперамента и количества энергии, а также желания идти на открытый конфликт. Что ж, если не удалось разрешить сложившуюся ситуацию в стенах школы (что было бы желательно для обеих сторон), попробуйте обратиться в районный комитет образования, где в последнее время основной упор делаетсяименно на интересы ребенка.

 

Мы искренне надеемся, что все эти советы вам не понадобятся, и ни вам, ни вашему ребенку не суждено вспоминать первые школьные годы с содроганием.

30.06.2011 в 05:44 (770) (2)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Vary 24.07.2011 в 00:39 написал(а):
Дочка в последнюю неделю стала замкнутой и раздрожительной. Пыталась разговорить её,узнать,что случилось. Безрезультатно. Стала пристально наблюдать. Выяснилось,что на "школьгой площадке",она каждый год ходит туда,по болезни заменили воспитателя. Была милая студентка педагоьгического университета,которую дети боготворили. А теперь роль воспитателя выполняет классный руководитель дочери. Ещё с учебного года не сложились у них отношения. В классе большая часть ребят,дети "крутых" родителей. Потаму все "шишки" сыпятся на головы детей,чьи родители работают строителями,водителями и т.д. А тут ещё на её любимой "школьной площадке" тоже самое началось. Детей крутых родителей там нету. Они всё чаще на морях да по пансионатам,а отношение к дочери со стороны учителя осталось прежним. Вот и думаю,что лучше будет. Чтобы ребёнок был дома,без присмотра,но весёлый и бодрый. Или под присмотром,но угнетённый. Всё же решила не пускать её больше на эту самую площадку. Другого выбора нету.
yuliaptichka 08.07.2011 в 22:48 написал(а):
Мне пришлось переводить дочку из первого класса в другой первый класс в середине третьей четверти. Потому что за пять месяцев обучения дочери в этой классе не было выставлено не одного положительного замечания, потому, что ребенок сидел возле мусорной корзины; на все разговоры учительница отвечала -я здесь хозяйка. Начались беспричинные капризы, апатия, равнодушие к учебе. После перевода в другой класс постепенно все изменилось. Дочка входит в пятерку лучших учеников класса,на всеукраинской олимпиаде "колосок" заняла второе место среди сверстников в школе.Мы гордимся ее успехами. Мой вам совет -верьте своему ребенку. Его вы знаете уже 7 лет, у учительницу -пару месяцев. Подключайте администрацию школы, переводите ребенка к другой учительнице. Не калечьте психику малыша, пойдите навстречу своему ребенку.

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Дорогие мамуськи! Смотрите в ноябре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Рецепт диети...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика