Влияние телевидения и интернета на развитие ребенка
Современные дети подчас осваивают новинки техники раньше, чем их родители, и уже в очень юном возрасте проводят много времени перед экраном телевизора и компьютера. Невозможно представить жизнь современного человека без этих устройств, поэтому важно, чтобы ребенок умел находить, обрабатывать и усваивать информацию, полученную таким образом. Однако все понимают, что десятки каналов и бесконечное число сайтов содержат материалы самого разного характера, часто неподходящие для детей и подростков. Кроме того, нежелание заниматься чем-либо, кроме просмотра телепередач и интернет-страниц – к сожалению, характерная черта многих школьников, на это жалуются и учителя, и родители. Отчего так происходит? Как привить ребенку правильное отношение к телевизору и интернету? Об этом мы говорили с кандидатом психологических наук, медицинским психологом «Консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков» Верой Степановной Пробыловой.
- Прежде всего, хотелось бы разобраться с причинами. Почему детей – да и не только детей, но и взрослых людей – так тянет к компьютеру и телевизору? Часто смотрят что попало, даже не разбираясь, интересно это или нет…
- И телевизор, и компьютер действительно прочно вошли в нашу жизнь. Именно здесь человек получает некоторые возможности и эффекты, которые не может получить в реальной жизни. Яркость, частая смена кадров, насыщенность цветов – всё это даёт ощущение чего-то необыкновенного, красивого. И дети стремятся именно к этому. Даже маленькие ребятишки, совсем малыши обращают внимание на смену кадров в телевизоре, на экране компьютера, и родители бывают этому очень рады. И как только ребенок начинает садиться, родители нередко сажают его перед телевизором, чтобы заняться своими делами, и уверены в том, что их ребенок развивается. Но это достаточно опасное мнение. Никто не отрицает, что компьютер и телевизор очень важны в современной жизни. Они решают и важные образовательные задачи, и развлекательные, и развивающие, и воспитательные, но при этом надо понимать, какие передачи мы будем показывать нашим детям.
- В наши дни человека окружает огромное количество информации, причем не той информации, которая нам жизненно необходима, но и той, которая нам и не нужна. Новости со всей планеты появляются мгновенно, реклама самой разнообразной продукции окружает нас непрерывно. Как этот бесконечный поток информации влияет на психику человека и ребенка в частности?
- Без сомнения, это сказывается на здоровье ребенка. Реклама не только вредна, она опасна. Быстрая смена кадров, часто негативная информация возбуждают нервную систему ребенка. Кроме того, у ребенка может возникнуть зависимость от рекламы. Поэтому нельзя давать смотреть рекламу детям, особенно маленьким, с ещё не устоявшейся психикой. Иногда родители рады тому, что ребенок повторяет какие-то фразы из рекламы, им кажется это забавным. Может быть, на каком-то этапе повторение – это необходимый процесс, так ребенок учит слова. Но постоянный повтор одних и тех же фраз, песенок, смысла которых ребенок не понимает, мешает двигаться дальше, мешает совершенствовать и обогащать свою речь. До двух или даже до трех лет не рекомендуется давать детям смотреть телевизор и компьютер, даже передачи, которые носят развивающий характер. В это время для ребенка самым важным является взаимодействие и общение с взрослыми людьми, со значимыми, близкими – с мамой, папой, бабушками и другими родственниками. Очень важно, чтобы общение происходило лицом к лицу, чтобы ребенок видел и чувствовал взрослого человека, и окружающие его люди чувствовали и понимали его. Спектр чувств должен быть гораздо шире, чем зрение и слух. Слышать, как меняется интонация, когда мама рассказывает потешки, поёт песенки, видеть, как это проговаривается – это даёт возможность показать обратную реакцию, установить эмоциональную связь.
- Как же быть родителям малышей, им тоже отказаться от телевизора? Ведь до двух – двух с половиной лет мама почти непрерывно рядом с ребенком. Может ли мама, играя с ребенком, смотреть свои любимые передачи, или всё-таки ради здоровья ребенка лучше этого избежать?
- Конечно, полностью отказываться от просмотра телевизора маме необязательно. Но нежелательно, чтобы телевизор в доме работал постоянно. Нежелательно также, чтобы ребенок смотрел взрослые передачи, потому что они также влияют на эмоциональное состояние. Если уж вы позволяете малышу смотреть какие-то программы, то они должны соответствовать его возрасту, его уровню развития. При этом важно, чтобы рядом находился взрослый человек, который сможет подсказать, объяснить, если малыш чего-то не понял.
- Часто мы читаем и слышим, что телевизор плохо влияет на ребенка. Так к каким же последствиям может привести привычка жить с постоянно работающим телевизором?
- К сожалению, к очень печальным. Это способствует проблемам со здоровьем: лишнему весу, проблемам с осанкой, со зрением, со сном. Сцены, которые не соответствуют возрасту, понимаю ребенка, могут привести к возникновению страхов, неврозов. Если легковозбудимый, гиперактивный ребенок много смотрит телевизор, то у него не остается достаточно времени, чтобы выплеснуть свою энергию. В результате он делает это в школе во время уроков, ему трудно сосредоточиться и сидеть на протяжении всего занятия. Во время перемен такой ребенок будет бегать, может драться с одноклассниками, и нельзя сказать, что это его вина, ему необходимо как-то выплеснуть энергию, а после школы он этого не делает.
- Так какие же ограничения должны вводить родители, как организовать время перед телевизором, чтобы поток информации не травмировал нежную психику ребенка?
- Врачи-гигиенисты советую дошкольникам проводить перед экраном не более полутора часов в неделю, то есть в день – пятнадцать-двадцать минут. Младший школьный возраст – от 30 минут до часа, детям старше 14 лет рекомендуется до двух часов просмотра телевизора. Но часто всё своё свободное время школьники проводят перед телевизором, нарушая при этом и режим дня. Очень важно, чтобы родители следили за этим.
- 15-20 минут – даже некоторые мультфильмы не укладываются в это время. Как же быть? Или стоит подбирать для малыша такие мультфильмы, которые не превышают этого времени?
- Действительно, лучше выбирать непродолжительные мультфильмы. При этом ещё важнее следить за содержанием того, что смотрит ребенок. Порой родители, занимаясь своими делами, сажают ребенка перед экраном и уходят в другую комнату, не задумываясь о том, какие сцены может увидеть малыш.
- Сейчас почти в каждом доме телевизор принимает по сто каналов, но есть и специализированные детские каналы. Можно ли положиться на их качество, быть спокойными, что уж на них-то дети не увидят ничего плохого?
- Прежде всего, нужно ориентироваться на потребности и возможности ребенка. Есть много замечательных передач. Если ребенок понимает, что происходит на экране: например, делают зарядку, и он повторяет движения – замечательно! Но если он ещё не умеет этого делать – нужно ему помочь, смотреть и делать вместе с ним. Мы можем выбрать такие передачи, где дети поют, рисуют, получают какие-то важные знания. На самом деле эти передачи небольшие по продолжительности. Конечно, 15 минут – это не жестко заданные рамки. Можно и больше времени уделить действительно полезной программе, но если вы хорошо представляете, что именно смотрят ваши дети, и считаете, что это действительно полезно, а не просто отвлекает ребенка, освобождая вас от его вопросов.
- Не так давно в силу вступил закон об обязательной маркировке средств массовой информации. Кто-то воспринимает это с иронией, кто-то полностью поддерживает. Как Вы относитесь к требованию маркировать программы?
- Это очень важный шаг, и этот закон имеет большое значение. Вопрос в другом – насколько он будет исполняться, причем не со стороны средств массовой информации, а со стороны родителей. Конечно, родители сами решают, какие фильмы или передачи стоит показывать, а какие не стоит, ответственность за просмотр передач лежит на вас. Эта маркировка – подсказка для родителей. Ведь порой родители просто не знают, что за передача.
- Помимо информационных и развлекательных передач, сейчас огромный выбор развивающих и обучающих программ. Насколько они полезны ребенку?
- Очень важно выбрать ту, которая была бы ребенку удобна и полезна. Это важные передачи для маленьких детей. Иногда знаки с экрана малыш воспринимает быстрее, чем информацию со слов родителей. Есть разные категории детей. Кто-то лучше обучается со слов другого человека, не родственников. Если при этом с ребенком не занимается педагог, то есть он не ходит на развивающие занятия, то такие фильмы и мультфильмы могут оказаться для него полезными. Во-вторых, иногда родители не знают, как объяснить что-то малышу. В таком случае эти программы могут служить как бы методическим пособием для мам и пап.
- Итак, можно ли кратко обозначить основные плюсы и минусы телевидения и интернета, их роль в развитии ребенка?
- К положительным сторонам телевидения и интернета относится в первую очередь то, что у ребенка расширяется кругозор. Он получает много информации, полезной и для учебной деятельности, и для эмоционального развития. Но при этом не стоит забывать о негативных факторах для физического и психического здоровья ребенка. Родители должны обязательно дозировать время, которое ребенок проводит перед экраном. В наши дни школьники проводят за просмотром телевизора больше времени, чем на школьных занятиях. Одна из главных проблем современных детей – плохо развитая речь. Причиной этого также может быть телевизор. Казалось бы, ребенок, сидя у телевизора, постоянно слышит речь. Но давайте не будем забывать о том, что речь – это не повторение и не запоминание. Обязательным условием формирования правильной, богатой речи является общение, когда малыш не только слушает, но и активно участвует в разговоре. Перед телевизором он лишен этого. Слова, не обращенные к нему лично, не затрагивают ребенка и не побуждают к общению. Кроме того, «телевоспитанники», как иногда называют таких ребятишек, могут иметь проблемы в школе с восприятием информации на слух. Они привыкли смотреть, для них очень важна картинка. Ребенку становится неинтересно читать, ведь воспринимать информацию в готовом виде гораздо проще. И, наконец, ребенок, «зависающий» у телевизора или компьютера, не нуждается в общении со сверстниками. А общение – очень важный фактор в развитии ребенка.
Когда ребенок ещё маленький, и его ценностные, нравственные установки ещё не сформировались, он может расценить агрессивные действия главного героя как победы. Граница «хорошо-плохо» размывается. Если рядом не оказывается родителей, которые могут объяснить действия героя, помочь различить добро и зло, ребенок воспринимает насильственные формы поведения как норму, как способ добиться признания и одержать победу. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к снижению эмоциональной чувствительности. Дети не осознают реальных границ происходящего, убийство и насилие уже не вызывают у них ни чувства страха и отвращения, ни сострадания.
- Всё равно никто не застрахован от того, что ребенок увидит неподобающие сцены. В какой-то момент малыш может сам подойти и включить телевизор. Что делать родителям, если ребенка шокировала какая-то информация из интернета или телевизионной программы?
- Очень важно с ребенком поговорить. Дайте ему высказать все страхи, поймите, что именно и почему его напугало. Надо объяснить, если это возможно, что именно привело к таким последствиям: например, если малыш увидел, как человека сбила машина (такие сюжеты часто показывают в новостях), нужно ему сказать, что тётя или дядя не там переходили дорогу.… Если не удается справиться самостоятельно, не надо бояться обратиться к специалистам – к психологу, к неврологу. Особенно часто возникают проблемы со сном: малыш может просыпаться по ночам, испытывать страх, кричать во сне.
- Может быть, ещё большее влияние на детей сейчас оказывает не телевидение, а интернет. Наверное, почти у всех пятиклассников есть профиль в социальных сетях. Как родителям относится к этому? Есть ли от этого какая-то польза, какой-то существенный вред?
- Если мы будем запрещать ребенку быть в сети, он будет ощущать себя ущербным, оторванным от сверстников. Для некоторых детей, особенно малообщительных, знакомства и общение в социальных сетях даже полезно. Нереальный собеседник или друг действительно важен для ребенка, но родителям необходимо продумать, как организовать живое общение ребенка, если он плохо сходится со сверстниками. И задуматься об этом нужно ещё тогда, когда малышу два-три года. В этом возрасте малыши уже стремятся к общению. Если вы видите, что ваш ребенок избегает общества, предпочитает уединение – помогите ему научиться взаимодействовать с ровесниками.
- Очень тонкий вопрос – нужно ли родителям контролировать странички своих детей – список друзей, фото- и видеоматериалы, просматривать переписку?
- Важно поддерживать с детьми такие отношения, чтобы они вам доверяли. Доверяя вам, ребенок сам расскажет о том, где и с кем он общается. Если между вами существует недоверие, если вы знаете, что он попадает на такие страницы, которые могут быть опасны для него, то нужно это контролировать. Другой вопрос, как вы будете дальше строить разговор со своим ребенком. Это не должно выливаться в жёсткие запреты, в обвинения – такие действия лишь ещё больше подорвут ваши отношения с ребенком, особенно с подростком. Разговор следует начать с того, какие проблемы у него есть. Ведь он не случайно начинает интересоваться чем-то. Выяснив причину, вы сможете предложить замену неподходящих источников информации на те, что соответствуют его возрасту. Компьютер и телевизор для детей часто заменяет общение с родителями. Поэтому никогда не ленитесь выслушать ребенка, не стесняйтесь хвалить его за успехи, поддерживать его. Любите своих детей и найдите время и силы на полноценное живое общение с ними, и тогда большинство проблем, связанных с чрезмерным увлечением телевизором или компьютером, вашу семью не коснутся.
- Прежде всего, хотелось бы разобраться с причинами. Почему детей – да и не только детей, но и взрослых людей – так тянет к компьютеру и телевизору? Часто смотрят что попало, даже не разбираясь, интересно это или нет…
- И телевизор, и компьютер действительно прочно вошли в нашу жизнь. Именно здесь человек получает некоторые возможности и эффекты, которые не может получить в реальной жизни. Яркость, частая смена кадров, насыщенность цветов – всё это даёт ощущение чего-то необыкновенного, красивого. И дети стремятся именно к этому. Даже маленькие ребятишки, совсем малыши обращают внимание на смену кадров в телевизоре, на экране компьютера, и родители бывают этому очень рады. И как только ребенок начинает садиться, родители нередко сажают его перед телевизором, чтобы заняться своими делами, и уверены в том, что их ребенок развивается. Но это достаточно опасное мнение. Никто не отрицает, что компьютер и телевизор очень важны в современной жизни. Они решают и важные образовательные задачи, и развлекательные, и развивающие, и воспитательные, но при этом надо понимать, какие передачи мы будем показывать нашим детям.
- В наши дни человека окружает огромное количество информации, причем не той информации, которая нам жизненно необходима, но и той, которая нам и не нужна. Новости со всей планеты появляются мгновенно, реклама самой разнообразной продукции окружает нас непрерывно. Как этот бесконечный поток информации влияет на психику человека и ребенка в частности?
- Без сомнения, это сказывается на здоровье ребенка. Реклама не только вредна, она опасна. Быстрая смена кадров, часто негативная информация возбуждают нервную систему ребенка. Кроме того, у ребенка может возникнуть зависимость от рекламы. Поэтому нельзя давать смотреть рекламу детям, особенно маленьким, с ещё не устоявшейся психикой. Иногда родители рады тому, что ребенок повторяет какие-то фразы из рекламы, им кажется это забавным. Может быть, на каком-то этапе повторение – это необходимый процесс, так ребенок учит слова. Но постоянный повтор одних и тех же фраз, песенок, смысла которых ребенок не понимает, мешает двигаться дальше, мешает совершенствовать и обогащать свою речь. До двух или даже до трех лет не рекомендуется давать детям смотреть телевизор и компьютер, даже передачи, которые носят развивающий характер. В это время для ребенка самым важным является взаимодействие и общение с взрослыми людьми, со значимыми, близкими – с мамой, папой, бабушками и другими родственниками. Очень важно, чтобы общение происходило лицом к лицу, чтобы ребенок видел и чувствовал взрослого человека, и окружающие его люди чувствовали и понимали его. Спектр чувств должен быть гораздо шире, чем зрение и слух. Слышать, как меняется интонация, когда мама рассказывает потешки, поёт песенки, видеть, как это проговаривается – это даёт возможность показать обратную реакцию, установить эмоциональную связь.
- Как же быть родителям малышей, им тоже отказаться от телевизора? Ведь до двух – двух с половиной лет мама почти непрерывно рядом с ребенком. Может ли мама, играя с ребенком, смотреть свои любимые передачи, или всё-таки ради здоровья ребенка лучше этого избежать?
- Конечно, полностью отказываться от просмотра телевизора маме необязательно. Но нежелательно, чтобы телевизор в доме работал постоянно. Нежелательно также, чтобы ребенок смотрел взрослые передачи, потому что они также влияют на эмоциональное состояние. Если уж вы позволяете малышу смотреть какие-то программы, то они должны соответствовать его возрасту, его уровню развития. При этом важно, чтобы рядом находился взрослый человек, который сможет подсказать, объяснить, если малыш чего-то не понял.
- Часто мы читаем и слышим, что телевизор плохо влияет на ребенка. Так к каким же последствиям может привести привычка жить с постоянно работающим телевизором?
- К сожалению, к очень печальным. Это способствует проблемам со здоровьем: лишнему весу, проблемам с осанкой, со зрением, со сном. Сцены, которые не соответствуют возрасту, понимаю ребенка, могут привести к возникновению страхов, неврозов. Если легковозбудимый, гиперактивный ребенок много смотрит телевизор, то у него не остается достаточно времени, чтобы выплеснуть свою энергию. В результате он делает это в школе во время уроков, ему трудно сосредоточиться и сидеть на протяжении всего занятия. Во время перемен такой ребенок будет бегать, может драться с одноклассниками, и нельзя сказать, что это его вина, ему необходимо как-то выплеснуть энергию, а после школы он этого не делает.
- Так какие же ограничения должны вводить родители, как организовать время перед телевизором, чтобы поток информации не травмировал нежную психику ребенка?
- Врачи-гигиенисты советую дошкольникам проводить перед экраном не более полутора часов в неделю, то есть в день – пятнадцать-двадцать минут. Младший школьный возраст – от 30 минут до часа, детям старше 14 лет рекомендуется до двух часов просмотра телевизора. Но часто всё своё свободное время школьники проводят перед телевизором, нарушая при этом и режим дня. Очень важно, чтобы родители следили за этим.
- 15-20 минут – даже некоторые мультфильмы не укладываются в это время. Как же быть? Или стоит подбирать для малыша такие мультфильмы, которые не превышают этого времени?
- Действительно, лучше выбирать непродолжительные мультфильмы. При этом ещё важнее следить за содержанием того, что смотрит ребенок. Порой родители, занимаясь своими делами, сажают ребенка перед экраном и уходят в другую комнату, не задумываясь о том, какие сцены может увидеть малыш.
- Сейчас почти в каждом доме телевизор принимает по сто каналов, но есть и специализированные детские каналы. Можно ли положиться на их качество, быть спокойными, что уж на них-то дети не увидят ничего плохого?
- Прежде всего, нужно ориентироваться на потребности и возможности ребенка. Есть много замечательных передач. Если ребенок понимает, что происходит на экране: например, делают зарядку, и он повторяет движения – замечательно! Но если он ещё не умеет этого делать – нужно ему помочь, смотреть и делать вместе с ним. Мы можем выбрать такие передачи, где дети поют, рисуют, получают какие-то важные знания. На самом деле эти передачи небольшие по продолжительности. Конечно, 15 минут – это не жестко заданные рамки. Можно и больше времени уделить действительно полезной программе, но если вы хорошо представляете, что именно смотрят ваши дети, и считаете, что это действительно полезно, а не просто отвлекает ребенка, освобождая вас от его вопросов.
- Не так давно в силу вступил закон об обязательной маркировке средств массовой информации. Кто-то воспринимает это с иронией, кто-то полностью поддерживает. Как Вы относитесь к требованию маркировать программы?
- Это очень важный шаг, и этот закон имеет большое значение. Вопрос в другом – насколько он будет исполняться, причем не со стороны средств массовой информации, а со стороны родителей. Конечно, родители сами решают, какие фильмы или передачи стоит показывать, а какие не стоит, ответственность за просмотр передач лежит на вас. Эта маркировка – подсказка для родителей. Ведь порой родители просто не знают, что за передача.
- Помимо информационных и развлекательных передач, сейчас огромный выбор развивающих и обучающих программ. Насколько они полезны ребенку?
- Очень важно выбрать ту, которая была бы ребенку удобна и полезна. Это важные передачи для маленьких детей. Иногда знаки с экрана малыш воспринимает быстрее, чем информацию со слов родителей. Есть разные категории детей. Кто-то лучше обучается со слов другого человека, не родственников. Если при этом с ребенком не занимается педагог, то есть он не ходит на развивающие занятия, то такие фильмы и мультфильмы могут оказаться для него полезными. Во-вторых, иногда родители не знают, как объяснить что-то малышу. В таком случае эти программы могут служить как бы методическим пособием для мам и пап.
- Итак, можно ли кратко обозначить основные плюсы и минусы телевидения и интернета, их роль в развитии ребенка?
- К положительным сторонам телевидения и интернета относится в первую очередь то, что у ребенка расширяется кругозор. Он получает много информации, полезной и для учебной деятельности, и для эмоционального развития. Но при этом не стоит забывать о негативных факторах для физического и психического здоровья ребенка. Родители должны обязательно дозировать время, которое ребенок проводит перед экраном. В наши дни школьники проводят за просмотром телевизора больше времени, чем на школьных занятиях. Одна из главных проблем современных детей – плохо развитая речь. Причиной этого также может быть телевизор. Казалось бы, ребенок, сидя у телевизора, постоянно слышит речь. Но давайте не будем забывать о том, что речь – это не повторение и не запоминание. Обязательным условием формирования правильной, богатой речи является общение, когда малыш не только слушает, но и активно участвует в разговоре. Перед телевизором он лишен этого. Слова, не обращенные к нему лично, не затрагивают ребенка и не побуждают к общению. Кроме того, «телевоспитанники», как иногда называют таких ребятишек, могут иметь проблемы в школе с восприятием информации на слух. Они привыкли смотреть, для них очень важна картинка. Ребенку становится неинтересно читать, ведь воспринимать информацию в готовом виде гораздо проще. И, наконец, ребенок, «зависающий» у телевизора или компьютера, не нуждается в общении со сверстниками. А общение – очень важный фактор в развитии ребенка.
Когда ребенок ещё маленький, и его ценностные, нравственные установки ещё не сформировались, он может расценить агрессивные действия главного героя как победы. Граница «хорошо-плохо» размывается. Если рядом не оказывается родителей, которые могут объяснить действия героя, помочь различить добро и зло, ребенок воспринимает насильственные формы поведения как норму, как способ добиться признания и одержать победу. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к снижению эмоциональной чувствительности. Дети не осознают реальных границ происходящего, убийство и насилие уже не вызывают у них ни чувства страха и отвращения, ни сострадания.
- Всё равно никто не застрахован от того, что ребенок увидит неподобающие сцены. В какой-то момент малыш может сам подойти и включить телевизор. Что делать родителям, если ребенка шокировала какая-то информация из интернета или телевизионной программы?
- Очень важно с ребенком поговорить. Дайте ему высказать все страхи, поймите, что именно и почему его напугало. Надо объяснить, если это возможно, что именно привело к таким последствиям: например, если малыш увидел, как человека сбила машина (такие сюжеты часто показывают в новостях), нужно ему сказать, что тётя или дядя не там переходили дорогу.… Если не удается справиться самостоятельно, не надо бояться обратиться к специалистам – к психологу, к неврологу. Особенно часто возникают проблемы со сном: малыш может просыпаться по ночам, испытывать страх, кричать во сне.
- Может быть, ещё большее влияние на детей сейчас оказывает не телевидение, а интернет. Наверное, почти у всех пятиклассников есть профиль в социальных сетях. Как родителям относится к этому? Есть ли от этого какая-то польза, какой-то существенный вред?
- Если мы будем запрещать ребенку быть в сети, он будет ощущать себя ущербным, оторванным от сверстников. Для некоторых детей, особенно малообщительных, знакомства и общение в социальных сетях даже полезно. Нереальный собеседник или друг действительно важен для ребенка, но родителям необходимо продумать, как организовать живое общение ребенка, если он плохо сходится со сверстниками. И задуматься об этом нужно ещё тогда, когда малышу два-три года. В этом возрасте малыши уже стремятся к общению. Если вы видите, что ваш ребенок избегает общества, предпочитает уединение – помогите ему научиться взаимодействовать с ровесниками.
- Очень тонкий вопрос – нужно ли родителям контролировать странички своих детей – список друзей, фото- и видеоматериалы, просматривать переписку?
- Важно поддерживать с детьми такие отношения, чтобы они вам доверяли. Доверяя вам, ребенок сам расскажет о том, где и с кем он общается. Если между вами существует недоверие, если вы знаете, что он попадает на такие страницы, которые могут быть опасны для него, то нужно это контролировать. Другой вопрос, как вы будете дальше строить разговор со своим ребенком. Это не должно выливаться в жёсткие запреты, в обвинения – такие действия лишь ещё больше подорвут ваши отношения с ребенком, особенно с подростком. Разговор следует начать с того, какие проблемы у него есть. Ведь он не случайно начинает интересоваться чем-то. Выяснив причину, вы сможете предложить замену неподходящих источников информации на те, что соответствуют его возрасту. Компьютер и телевизор для детей часто заменяет общение с родителями. Поэтому никогда не ленитесь выслушать ребенка, не стесняйтесь хвалить его за успехи, поддерживать его. Любите своих детей и найдите время и силы на полноценное живое общение с ними, и тогда большинство проблем, связанных с чрезмерным увлечением телевизором или компьютером, вашу семью не коснутся.
Статья предоставлена Анной Перевезенцевой, ведущей радиоклуба «Растём вместе» на радио «Образ»
Эфир можно послушать по ссылке http://obraz.nne.ru/podcast.php?id=421