ММД: школа от вас не убежит, а вот здоровье – может!
«У меня гиперактивный ребёнок!», «А мой засыпает на ходу, в школу идти не хочет…» - нередкие высказывания современных родителей о 7 – 9 летних сыновьях или дочерях. Не правда ли, странно, что маленький ребенок не хочет идти в школу, где и общение, и обучение, и развлечения, которых не было еще недавно, в детском саду?
Увы, не странно.
То, что чрезмерные родительские амбиции губят в детях не только личные устремления, желание учиться, но и даже здоровье – не твердил только ленивый психолог. Я не буду сейчас касаться широкого спектра проблем, вызванных родительской неграмотностью, затрону лишь узкую часть, к сожалению, весьма распространенную в настоящее время. Как детский медицинский психолог сталкиваюсь с этим почти ежедневно…
Суть в следующем: амбициозные родители стремятся отдать малыша в школу пораньше - с 6 лет. А еще до школы и начиная с первого класса стараются нагрузить его как можно большим количеством разнообразной информации, от которой у малыша голова идет кругом. Молодой неокрепший мозг не справляется с обработкой всей этой информационной махины и начинать давать сбои: перестает запоминать, не хочет анализировать, не удерживает внимание и так далее. В конечном итоге – отказ от учебы, двойки, хулиганство… И вот вам к 10 – 13 годам готов юный неврастеник с кучей навешанных на него ярлыков - от «тихого двоечника» до «отъявленного школьного хулигана». А ведь в детском саду был такой талантливый ребенок! Да и дома вроде бы у него все получалось…. Поначалу.
Так что же случилось?
Речь идет о весьма распространённом среди детей явлении, о котором сегодня говорят и неврологи и педиатры – это минимальная мозговая дисфункция (ММД). Вот что сообщают нам специалисты: минимальные мозговые дисфункции - это наиболее легкие формы церебральной патологии, которые имеют стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, вполне обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, чтобы можно было начать лечение - в этом состоит медицинский аспект проблемы.
Для психолога же неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но суть его необходимо понять, чтобы проследить его ближайшие отрицательные влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом - для их предупреждения и минимизации.
Важно знать: ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования.
Но это возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него занятий, приводящих к хроническому переутомлению. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется.
ММД – вещь коварная. В детском садике вы его и не заметите, потому что ребенок с полноценным интеллектом, но не совсем еще сформировавшимся мозгом, никаких признаков заболевания не обнаружит. И только усиленные школьные, игровые и интеллектуальные нагрузки заставят малыша чрезмерно утомляться и нервничать, и в конце концов он будет стараться избежать всего того, что доставляет только неприятные эмоции от постоянных школьных неудач и придирок взрослых.
Педагоги и родители практически не осведомлены об ММД, хотя имеют дело с печальными последствиями этой напасти, а вот школьные психологи в курсе, и именно они чаще всего посылают на обследование младших школьников – проверить на наличие ММД у невролога или медицинского психолога.
Что же с этим делать, как обеспечить тот самый пресловутый «здоровый образ жизни», да еще и умудриться не упустить из виду развитие ребенка, если ему «ничего нельзя»?
Вот несколько правил, которым я бы рекомендовала следовать родителям 6-8 летних ребят.
1. Еще до поступления в школу в 6-летнем возрасте пройти обследование у невролога и у медицинского психолога, которые с двух разных сторон обнаружат либо не обнаружат нарушения в работе мозга. У психологов для этого существуют специальные методики и тесты, с помощью которых можно не только обнаружить нарушения, но и определить тип и индивидуальные особенности нарушений. То есть именно то, от чего и зависит, будет ли он слишком медленным, или наоборот, гиперактивным, или просто слабым, астеничным.
2. В случае подозрения на ММД, лучше с поступлением в школу повременить на год или два – до 8 лет включительно! За это время в щадящем режиме, то есть, ориентированном на ритмы работы именно его мозга, подготовить ребенка к школе, чтобы на первых порах учебы он не попал в отстающие.
3. Не пренебрегайте советами педагогов о переходе на индивидуальный режим обучения. Он может оказаться спасительным для вашего ребенка до того момента, как его мозг сформируется окончательно. Особенно это важно для тех детей, кто уже пошел в школу, а родители спохватились на третьем или четвертом году обучения.
4. А вот к советам перевести ребенка в коррекционную школу отнеситесь очень критично! Обучение в коррекционной школе может поставить крест на дальнейшем развитии ребенка (при условии, что у него сохранен интеллект). Учеба в коррекционной школе в отличие от индивидуального обучения в обычной средней заведомо гарантирует торможение в развитии. Здесь нужна очень серьезная диагностика с привлечением независимых и опытных экспертов-психологов. Защищайте права своих детей!
Конечно, по каждому виду ММД (всего их пять) существуют подробные рекомендации по обучению и взаимодействию с таким ребенком, и каждый родитель вполне способен их понять и применять. Нужно только проконсультироваться с грамотным психологом.
Марина Метнёва, медицинский психолог ГБУЗ НО НОНД
Запись на консультацию +7-920-040-1994