Гиперактивный ребёнок
СДВГ. Наверное, кто-то уже по аббревиатуре понял, о чем пойдет речь, потому что в последнее время синдром дефицита внимания и гиперактивности – именно так расшифровывается СДВГ – очень популярный, если не сказать модный, диагноз. И даже не столько диагноз, сколько объяснение плохой успеваемости в школе, неусидчивости на занятиях в детском саду, несдержанности ребенка в общественных местах – любому неудобному и некорректному поведению детей и подростков.
«Ваш ребёнок гиперактивный!» - эти слова современные родители слышат довольно часто. При этом мало кто знает, что за ними кроется. Что это - болезнь или особенность характера? В чем выражается СДВГ? Действительно ли существует такой диагноз в медицине? Разбираемся в этих вопросах вместе с заведующей педиатрическим отделением детской поликлиники больницы №39, неврологом, педиатром Натальей Есиной и главным редактором сайта «Мамуськи» Ингой Мациной.
Анна: Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности с медицинской точки зрения? Существует ли такой медицинский диагноз?
Наталья: Диагноз СДВГ действительно сейчас достаточно модный, молодой для неврологии. До второй половины 80-х годов в медицинской литературе мы не находим упоминания СДВГ. В 2000-х годах это состояние распространилось довольно сильно, такой диагноз ставят не только неврологи, но и психологи, педагоги. Диагноз этот не чётко медицинский, а пограничный. Необходимо определиться с тем, что такое «гиперактивный ребёнок». Детям вообще свойственна активность, мозг развивается только в движении. Нужно обратить больше внимания, если ребёнок сам с собой тихонько играет в уголочке. Гиперактивность – состояние, которое доставляет родителям большой дискомфорт. Родители очень утомляются, устают от воспитания ребёнка. Такое поведение с медицинской точки зрения объяснимо, связано оно с центральной нервной системой, с чрезмерным выделением определенных веществ. Существуют медикаменты и ряд методик, которые позволяют снизить выброс этих веществ.
Анна: Но ведь утомление родителей – это очень субъективный показатель. Одни родители считают совершенно нормальным, когда ребёнок носится по всей квартире, и с удовольствием поддерживают такие игры, других же подобное поведение будет раздражать. К кому же обратиться за советом в первую очередь, если возникли подозрения?
Наталья: Основная масса родителей идёт к психологу. Но психолога следует выбирать очень аккуратно, это действительно должен быть профессионал своего дела. Иначе можно открыть душу ребёнку – и всё, дальше малыш остаётся со своими душевными незалеченными ранами сам по себе, и что дальше с этим делать, родители тоже не знают. С неврологической точки зрения существуют препараты, которые врач-невролог может назначить ребёнку. Начинают всегда с наиболее спокойных: седативных препаратов, ноотропных средств. Сейчас появились современные препараты, в том числе и российские разработки, которые дают очень хороший эффект. Подход должен быть комплексным: и медицинская помощь, и психологическая работа как с ребенком, так и с родителями.
Иногда родители пытаются сами бороться с этим состоянием. И тогда самая частая ошибка – ребёнка пытаются утомить. Мама считает, что если водить такого ребенка в десять секций и кружков, то станет лучше. Действительно, он устанет, он будет спать, но вслед за чрезмерным возбуждением ребёнка следует не торможение его нервной системы, а ещё большее возбуждение. В результате ребёнок будет себя вести ещё более активно.
Анна: Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности с медицинской точки зрения? Существует ли такой медицинский диагноз?
Наталья: Диагноз СДВГ действительно сейчас достаточно модный, молодой для неврологии. До второй половины 80-х годов в медицинской литературе мы не находим упоминания СДВГ. В 2000-х годах это состояние распространилось довольно сильно, такой диагноз ставят не только неврологи, но и психологи, педагоги. Диагноз этот не чётко медицинский, а пограничный. Необходимо определиться с тем, что такое «гиперактивный ребёнок». Детям вообще свойственна активность, мозг развивается только в движении. Нужно обратить больше внимания, если ребёнок сам с собой тихонько играет в уголочке. Гиперактивность – состояние, которое доставляет родителям большой дискомфорт. Родители очень утомляются, устают от воспитания ребёнка. Такое поведение с медицинской точки зрения объяснимо, связано оно с центральной нервной системой, с чрезмерным выделением определенных веществ. Существуют медикаменты и ряд методик, которые позволяют снизить выброс этих веществ.
Анна: Но ведь утомление родителей – это очень субъективный показатель. Одни родители считают совершенно нормальным, когда ребёнок носится по всей квартире, и с удовольствием поддерживают такие игры, других же подобное поведение будет раздражать. К кому же обратиться за советом в первую очередь, если возникли подозрения?
Наталья: Основная масса родителей идёт к психологу. Но психолога следует выбирать очень аккуратно, это действительно должен быть профессионал своего дела. Иначе можно открыть душу ребёнку – и всё, дальше малыш остаётся со своими душевными незалеченными ранами сам по себе, и что дальше с этим делать, родители тоже не знают. С неврологической точки зрения существуют препараты, которые врач-невролог может назначить ребёнку. Начинают всегда с наиболее спокойных: седативных препаратов, ноотропных средств. Сейчас появились современные препараты, в том числе и российские разработки, которые дают очень хороший эффект. Подход должен быть комплексным: и медицинская помощь, и психологическая работа как с ребенком, так и с родителями.
Иногда родители пытаются сами бороться с этим состоянием. И тогда самая частая ошибка – ребёнка пытаются утомить. Мама считает, что если водить такого ребенка в десять секций и кружков, то станет лучше. Действительно, он устанет, он будет спать, но вслед за чрезмерным возбуждением ребёнка следует не торможение его нервной системы, а ещё большее возбуждение. В результате ребёнок будет себя вести ещё более активно.
Анна: С какого возраста следует обратить внимание на эту проблему?
Наталья: С трёх лет, не ранее. В раннем возрасте более заметны индивидуальные особенности, к тому же накладывается адаптация к детскому саду, выход мамы на работу.
Инга: Буквально с года, когда наш ребёнок начал ходить и исследовать всё вокруг, мы сталкивались со штампом «Да у вас гиперактивный ребёнок!» со стороны практически всех: медсестер в поликлинике, бабушек, случайных прохожих, педагогов в развивающем центре … В два года в развивающем центре мы столкнулись с тем, что от ребёнка требовалось в течение 15 минут сидеть неподвижно и делать какую-то поделку. Но в двухлетнем возрасте внимание ребёнок концентрирует на 2-3 минуты, не более, а ведь в центре есть сухой бассейн с шариками, яркие игрушки, другие детки и много других отвлекающих факторов. И опять: «У вас гиперактивный ребенок, несистемный…».
Анна: Опять же, два года малышу... Неврологи же говорят о том, что не раньше трёх лет можно говорить об этом. Наталья, а каковы приблизительные критерии для каждого возраста, сколько времени малыш должен удерживать внимание?
Наталья: Лепка, рисование, даже просмотр мультфильмов – всё это требует внимания. Сколько времени – зависит от многих индивидуальных особенностей. Но гиперактивные дети не могут даже любимый мультик досмотреть до конца. Не стоит забывать и о наследственном факторе: некоторые исследователи выделяют даже генетическую природу этого состояния. Поэтому при работе с ребёнком нужно обратить внимание и на то, какие у него родители, насколько они активны и усидчивы. И ещё раз повторю – если вам со своим ребёнком удобно и комфортно, не нужно акцентировать внимания на том, что говорят посторонние люди. Многие известные личности имели особенности характера и поведения.
Анна: Обычно мы слышим СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одно без другого бывает?
Наталья: Конечно. Во-первых, это не заболевание, а синдром, то есть один из компонентов какого-то состояния. И может встречаться только гиперактивность без дефицита внимания, а может быть и наоборот. Причина – это гипоксия мозга, недостаток кислорода. Экологическая ситуация сейчас ухудшается, большинство людей проживают в городах, где недостаточно кислорода. В утробе ребенок 9 месяцев проводит в состоянии гипоксии, и рождается он в эту же окружающую среду, и мозг, естественно, страдает. Гиперактивность – это страдание мозга, и мозгу нужно помогать. Нужно искать причину. А СДВГ – это всего лишь синдром, показатель какого-то патологического состояния.
Лечить нужно причину, но при этом скорректировать и особенности воспитания, и психологическое состояние ребёнка. Необходим, повторюсь, комплексный подход. И не нужно говорить о том, что это ребёнок больной. Да, он наблюдается у невролога и психолога, но это просто корректировка состояния. При СДВГ ребёнок страдает: он бы и рад посидеть спокойно, почитать книжки, что-то поделать, но не может. Поэтому ребенку нужно помогать, но помощь эта должна быть квалифицированной.
Анна: Как проявляется СДВГ, на что стоит обратить внимание?
Инга: Буквально с года, когда наш ребёнок начал ходить и исследовать всё вокруг, мы сталкивались со штампом «Да у вас гиперактивный ребёнок!» со стороны практически всех: медсестер в поликлинике, бабушек, случайных прохожих, педагогов в развивающем центре … В два года в развивающем центре мы столкнулись с тем, что от ребёнка требовалось в течение 15 минут сидеть неподвижно и делать какую-то поделку. Но в двухлетнем возрасте внимание ребёнок концентрирует на 2-3 минуты, не более, а ведь в центре есть сухой бассейн с шариками, яркие игрушки, другие детки и много других отвлекающих факторов. И опять: «У вас гиперактивный ребенок, несистемный…».
Анна: Опять же, два года малышу... Неврологи же говорят о том, что не раньше трёх лет можно говорить об этом. Наталья, а каковы приблизительные критерии для каждого возраста, сколько времени малыш должен удерживать внимание?
Наталья: Лепка, рисование, даже просмотр мультфильмов – всё это требует внимания. Сколько времени – зависит от многих индивидуальных особенностей. Но гиперактивные дети не могут даже любимый мультик досмотреть до конца. Не стоит забывать и о наследственном факторе: некоторые исследователи выделяют даже генетическую природу этого состояния. Поэтому при работе с ребёнком нужно обратить внимание и на то, какие у него родители, насколько они активны и усидчивы. И ещё раз повторю – если вам со своим ребёнком удобно и комфортно, не нужно акцентировать внимания на том, что говорят посторонние люди. Многие известные личности имели особенности характера и поведения.
Анна: Обычно мы слышим СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одно без другого бывает?
Наталья: Конечно. Во-первых, это не заболевание, а синдром, то есть один из компонентов какого-то состояния. И может встречаться только гиперактивность без дефицита внимания, а может быть и наоборот. Причина – это гипоксия мозга, недостаток кислорода. Экологическая ситуация сейчас ухудшается, большинство людей проживают в городах, где недостаточно кислорода. В утробе ребенок 9 месяцев проводит в состоянии гипоксии, и рождается он в эту же окружающую среду, и мозг, естественно, страдает. Гиперактивность – это страдание мозга, и мозгу нужно помогать. Нужно искать причину. А СДВГ – это всего лишь синдром, показатель какого-то патологического состояния.
Лечить нужно причину, но при этом скорректировать и особенности воспитания, и психологическое состояние ребёнка. Необходим, повторюсь, комплексный подход. И не нужно говорить о том, что это ребёнок больной. Да, он наблюдается у невролога и психолога, но это просто корректировка состояния. При СДВГ ребёнок страдает: он бы и рад посидеть спокойно, почитать книжки, что-то поделать, но не может. Поэтому ребенку нужно помогать, но помощь эта должна быть квалифицированной.
Анна: Как проявляется СДВГ, на что стоит обратить внимание?
Наталья: Могу проиллюстрировать словами мам таких ребятишек, все говорят примерно одинаково: «Он сидит, что-то делает, а потом вдруг как вскочит, стул поставит посреди комнаты, и начинает вокруг этого стула волчком бегать-бегать, пока не упадёт. Упал, какое-то время полежал, и потом продолжает собой заниматься». То, что я сейчас описала – это и есть чрезмерный выброс медиаторов, в это время сидеть ребёнок просто не может! Учителя жалуются, что ребёнок невнимательный, не может выполнить или не понимает задания, всё время лазит в портфель, стремится выйти… В садике малыш не знает чем заняться, не может сконцентрироваться на чем-то одном. К трем-четырем годам ребенок должен уметь удерживать своё внимание. Очень наглядный пример, когда нужно построить определённую фигуру, собрать пирамидку. Ребёнок с СДВГ соберёт два колечка, сломает, разбросает, убежит, потом снова подойдёт, опять не может довести дело до конца… Всё-таки дети любят увидеть результат своей работы.
Инга: Мне кажется, самая большая проблема, связанная с СДВГ – то, что большинство детей, которым вешают этот ярлык, таковыми не являются. Это просто активные дети. Просто обществу удобно, чтобы дети сидели в рядочек, и ими было легко управлять. Но есть такая поговорка: «Тот, кто идёт не в ногу, просто слышит другой барабан». Индивидуальность ребёнка не нужно гасить, давить, а наоборот нужно поддерживать. Искать подход к каждому ребёнку. Ещё меня очень волнует вопрос связи раннего развития и утомляемости мозга.
Анна: То есть когда ребёнок с полутора лет посещает несколько кружков и студий, с трёх лет учит четыре иностранных языка, об этом речь?
Инга: Даже раньше. Как только ребёнок рождается, на нём начинают испытывать всё сразу: методики Никитиных, Домана, Масару Ибуки, Сесиль Лупан… К трём годам, мне кажется, у ребёнка «мозг взрывается».
Анна: Кстати, на самом деле, родители могут пробовать всё сразу. Ведь каждая методика – это отдельный комплекс, а заботливые мамы и папы иногда «обрушивают» на ребёнка все.
Наталья: Это обсуждалось в последнем номере журнала «Вы и Ваш ребёнок», где мы писали о том, что родители хотят вырастить одновременно и художника, и хоккеиста, и музыканта, а ещё неплохо бы, чтобы он стал президентом… Я связываю это с тем, что раньше всего этого не было, а теперь появилось, и родители как бы навёрстывают упущенное в своём детстве. Конечно, хочется, чтобы ребёнок умел всё, и сейчас всё доступно, всё есть, но не надо доводить до фанатизма. Иногда мамы признаются, что ребёнок у них высыпается в машине по пути из кружка или секции. А ведь ребёнку необходимо «переварить» всю информацию, он всю ночь думает, анализирует, мозг у него работает. И к утру ребёнок никакой... Это впоследствии приводит к страхам, агрессивности, нервозности.
Некоторые родители испытывают стеснение, стараются не говорить об этой проблеме – причем это очень воспитанные, интеллектуально развитые семьи. Воспитатель или учитель настолько внушили им, что ребёнок у них не такой как все, что родители испытывают огромный комплекс вины, что они не так воспитали. Не сидите, не переживайте дома, не замалчивайте эту проблему!
Инга: Мне кажется, самая большая проблема, связанная с СДВГ – то, что большинство детей, которым вешают этот ярлык, таковыми не являются. Это просто активные дети. Просто обществу удобно, чтобы дети сидели в рядочек, и ими было легко управлять. Но есть такая поговорка: «Тот, кто идёт не в ногу, просто слышит другой барабан». Индивидуальность ребёнка не нужно гасить, давить, а наоборот нужно поддерживать. Искать подход к каждому ребёнку. Ещё меня очень волнует вопрос связи раннего развития и утомляемости мозга.
Анна: То есть когда ребёнок с полутора лет посещает несколько кружков и студий, с трёх лет учит четыре иностранных языка, об этом речь?
Инга: Даже раньше. Как только ребёнок рождается, на нём начинают испытывать всё сразу: методики Никитиных, Домана, Масару Ибуки, Сесиль Лупан… К трём годам, мне кажется, у ребёнка «мозг взрывается».
Анна: Кстати, на самом деле, родители могут пробовать всё сразу. Ведь каждая методика – это отдельный комплекс, а заботливые мамы и папы иногда «обрушивают» на ребёнка все.
Наталья: Это обсуждалось в последнем номере журнала «Вы и Ваш ребёнок», где мы писали о том, что родители хотят вырастить одновременно и художника, и хоккеиста, и музыканта, а ещё неплохо бы, чтобы он стал президентом… Я связываю это с тем, что раньше всего этого не было, а теперь появилось, и родители как бы навёрстывают упущенное в своём детстве. Конечно, хочется, чтобы ребёнок умел всё, и сейчас всё доступно, всё есть, но не надо доводить до фанатизма. Иногда мамы признаются, что ребёнок у них высыпается в машине по пути из кружка или секции. А ведь ребёнку необходимо «переварить» всю информацию, он всю ночь думает, анализирует, мозг у него работает. И к утру ребёнок никакой... Это впоследствии приводит к страхам, агрессивности, нервозности.
Некоторые родители испытывают стеснение, стараются не говорить об этой проблеме – причем это очень воспитанные, интеллектуально развитые семьи. Воспитатель или учитель настолько внушили им, что ребёнок у них не такой как все, что родители испытывают огромный комплекс вины, что они не так воспитали. Не сидите, не переживайте дома, не замалчивайте эту проблему!
Анна: Вот смотрите, ребёнок 8-9 часов проводит в детском саду, где должен ходить рядочком и сидеть, сложив руки на коленочках. И вечером его забирает мама, уставшая от работы, и велит: не мешай! Когда же ребёнку выбегаться, когда ему попрыгать и пошалить?
Наталья: Ребёнку необходимо «выпустить пар» и необходимо общение со сверстниками. Я прохожу мимо детских площадок, и вижу там детей двух-трёх лет. А где четырёх, пяти, шестилетние? Сидят дома и смотрят телевизор. И опять недостаток кислорода для мозга! Дайте ему выбегаться на прогулке. Сидеть перед компьютером – не лучший вариант после садика.
Инга: Я тоже думаю, что ребёнку надо дать дома даже «побегать по потолку», поиграть с ним в активные игры, тогда он довольный и счастливый ляжет спать и хорошенько выспится.
Анна: Насколько часто встречается СДВГ?
Наталья: По данным медицинской литературы, почти 30-40% детей и подростков подвержены этому синдрому. Но, дорогие мамы и папы, даже если в садике ребёнок себя плохо ведёт – посмотрите, как он ведёт себя дома. Может быть, и проблемы-то нет! Может быть, такое поведение – просто реакция на конкретную ситуацию. Нужно также разделять возраст садика и школы. Школа действительно предполагает какие-то критерии оценки, стереотипы поведения, а в садике ребёнок всё-таки ещё маленький. Вот если вы уже в школьном возрасте заметите, что ребёнку тяжело делать уроки, он не справляется, он не может высидеть занятие в классе – тогда уже не стоит сваливать всю вину на преподавателя, нужно реагировать на его замечания.
Анна: Обычно в связи с СДВГ говорят про детей, но что же потом?
Наталья: Дальше это состояние никуда не денется, оно продолжится, если им не заниматься. Подростки часто обращаются с головной болью – это может быть один из признаков. В таком случае головную боль не нужно лечить изолированно. Ещё подростки могут жаловаться на колющие боли в сердце. Всё это обосновано на биохимическом, морфологическом уровне.
Анна: Поведение же может быть унаследовано от родителей.
Инга: Я всегда говорю, что в ребёнке 50% от мамы, 50% от папы, и ничего другого там нет. Я сама человек очень активный говорю быстро, работаю много, и мой ребёнок видит, что мне это очень нравится, и просто копирует мою модель поведения.
Анна: Какие возможно варианты корректировки поведения просто активных ребятишек и детей с СДВГ?
Наталья: Родители жалуются, что в детском садике дают домашние задания. Для ребёнка садик – это работа, так он ещё и домой несёт дела. Я вообще за отмену домашних заданий, дома ребёнку надо отдохнуть, пообщаться с родителями. Должно быть телесное общение с ребёнком, совместное чтение на отвлеченные темы. Чрезмерные нагрузки в школе и тревожность приводят к страданиям мозга, и ему нужно помочь. Даже необязательно принимать медицинские препараты, достаточно просто поливитаминов. Мозгу очень нужны микроэлементы, а какие именно проконсультировать может невролог или педиатр.
Инга: В интернете я нашла 7 правил для родителей, которые нам очень помогли.
1. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Поощряйте виды деятельности, связанные с концентрацией внимания.
4. Поддерживайте чёткий распорядок дня.
5. Ограничивайте общение ребёнка, избегайте многолюдных, шумных мест.
6. Оберегайте ребёнка от переутомления.
7. Позволяйте ребёнку расходовать свою энергию. Эти незамысловатые правила действительно работают и позволяют сделать поведение ребёнка приемлемым для общества.
Наталья: Кстати, дети вообще плохо понимают частицу «не». Нужно давать конкретные указания, ставить точную задачу. Дети даже любят ограничения и рамки поведения, им так проще сориентироваться. Скажите ему чётко, что можно, а что нельзя.
Анна: Вернемся к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Возможна ли профилактика СДВГ?
Наталья: Профилактическая медицина у нас страдает. В отношении акушерства и гинекологии вообще тяжело, ведь для современных женщин в принципе забеременеть и выносить ребёнка часто становится проблемой, и о таких «мелочах» как профилактика гипоксии мозга вообще не задумываются. Гуляет мама, опять же, в городе, а о городском воздухе мы уже сказали. Конечно, лучше всего уехать за город. Это и будет основной профилактикой.
Анна: Нервозность мамы во время беременности сказывается?
Наталья: Я не вижу прямой связи именно с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у ребенка в будущем.
Анна: Какие советы можно дать родителям ребёнка с СДВГ?
Наталья: Родителям следует читать литературу, интересоваться мнением специалистов по этому поводу. Семь советов, которые прочитала Инга, это, пожалуй, основные правила. Если вы не можете справиться сами – обращайтесь к психологу, но к психологу с хорошими рекомендациями.
Инга: Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть здесь и сейчас, и любите его, особенно в тот момент, когда меньше он этого заслуживает. В этот момент ваша любовь ему необходима больше всего.
Наталья: Не замалчивайте эту проблему, если она вас беспокоит. Не стесняйтесь обращаться к психологам и неврологам, этим вы поможете и себе, и своему ребёнку.
Подготовила Анна Перевезенцева по материалам радиоклуба «Растем вместе!» Полную версию программы можно послушать по ссылке http://radioobraz.ru/archive/ethers/giperaktivnyy-rebenok/
Наталья: Ребёнку необходимо «выпустить пар» и необходимо общение со сверстниками. Я прохожу мимо детских площадок, и вижу там детей двух-трёх лет. А где четырёх, пяти, шестилетние? Сидят дома и смотрят телевизор. И опять недостаток кислорода для мозга! Дайте ему выбегаться на прогулке. Сидеть перед компьютером – не лучший вариант после садика.
Инга: Я тоже думаю, что ребёнку надо дать дома даже «побегать по потолку», поиграть с ним в активные игры, тогда он довольный и счастливый ляжет спать и хорошенько выспится.
Анна: Насколько часто встречается СДВГ?
Наталья: По данным медицинской литературы, почти 30-40% детей и подростков подвержены этому синдрому. Но, дорогие мамы и папы, даже если в садике ребёнок себя плохо ведёт – посмотрите, как он ведёт себя дома. Может быть, и проблемы-то нет! Может быть, такое поведение – просто реакция на конкретную ситуацию. Нужно также разделять возраст садика и школы. Школа действительно предполагает какие-то критерии оценки, стереотипы поведения, а в садике ребёнок всё-таки ещё маленький. Вот если вы уже в школьном возрасте заметите, что ребёнку тяжело делать уроки, он не справляется, он не может высидеть занятие в классе – тогда уже не стоит сваливать всю вину на преподавателя, нужно реагировать на его замечания.
Анна: Обычно в связи с СДВГ говорят про детей, но что же потом?
Наталья: Дальше это состояние никуда не денется, оно продолжится, если им не заниматься. Подростки часто обращаются с головной болью – это может быть один из признаков. В таком случае головную боль не нужно лечить изолированно. Ещё подростки могут жаловаться на колющие боли в сердце. Всё это обосновано на биохимическом, морфологическом уровне.
Анна: Поведение же может быть унаследовано от родителей.
Инга: Я всегда говорю, что в ребёнке 50% от мамы, 50% от папы, и ничего другого там нет. Я сама человек очень активный говорю быстро, работаю много, и мой ребёнок видит, что мне это очень нравится, и просто копирует мою модель поведения.
Анна: Какие возможно варианты корректировки поведения просто активных ребятишек и детей с СДВГ?
Наталья: Родители жалуются, что в детском садике дают домашние задания. Для ребёнка садик – это работа, так он ещё и домой несёт дела. Я вообще за отмену домашних заданий, дома ребёнку надо отдохнуть, пообщаться с родителями. Должно быть телесное общение с ребёнком, совместное чтение на отвлеченные темы. Чрезмерные нагрузки в школе и тревожность приводят к страданиям мозга, и ему нужно помочь. Даже необязательно принимать медицинские препараты, достаточно просто поливитаминов. Мозгу очень нужны микроэлементы, а какие именно проконсультировать может невролог или педиатр.
Инга: В интернете я нашла 7 правил для родителей, которые нам очень помогли.
1. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Поощряйте виды деятельности, связанные с концентрацией внимания.
4. Поддерживайте чёткий распорядок дня.
5. Ограничивайте общение ребёнка, избегайте многолюдных, шумных мест.
6. Оберегайте ребёнка от переутомления.
7. Позволяйте ребёнку расходовать свою энергию. Эти незамысловатые правила действительно работают и позволяют сделать поведение ребёнка приемлемым для общества.
Наталья: Кстати, дети вообще плохо понимают частицу «не». Нужно давать конкретные указания, ставить точную задачу. Дети даже любят ограничения и рамки поведения, им так проще сориентироваться. Скажите ему чётко, что можно, а что нельзя.
Анна: Вернемся к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Возможна ли профилактика СДВГ?
Наталья: Профилактическая медицина у нас страдает. В отношении акушерства и гинекологии вообще тяжело, ведь для современных женщин в принципе забеременеть и выносить ребёнка часто становится проблемой, и о таких «мелочах» как профилактика гипоксии мозга вообще не задумываются. Гуляет мама, опять же, в городе, а о городском воздухе мы уже сказали. Конечно, лучше всего уехать за город. Это и будет основной профилактикой.
Анна: Нервозность мамы во время беременности сказывается?
Наталья: Я не вижу прямой связи именно с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у ребенка в будущем.
Анна: Какие советы можно дать родителям ребёнка с СДВГ?
Наталья: Родителям следует читать литературу, интересоваться мнением специалистов по этому поводу. Семь советов, которые прочитала Инга, это, пожалуй, основные правила. Если вы не можете справиться сами – обращайтесь к психологу, но к психологу с хорошими рекомендациями.
Инга: Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть здесь и сейчас, и любите его, особенно в тот момент, когда меньше он этого заслуживает. В этот момент ваша любовь ему необходима больше всего.
Наталья: Не замалчивайте эту проблему, если она вас беспокоит. Не стесняйтесь обращаться к психологам и неврологам, этим вы поможете и себе, и своему ребёнку.
Подготовила Анна Перевезенцева по материалам радиоклуба «Растем вместе!» Полную версию программы можно послушать по ссылке http://radioobraz.ru/archive/ethers/giperaktivnyy-rebenok/
Задать вопрос Наталии Есиной вы можете на нашем сайте в разделе "Консультации".