«Педагогическая мечта»: слишком послушный ребёнок
Таких мальчиков и девочек очень любят педагоги: внимательные и послушные, эти дети никогда не нарушают правил: они стараются не шуметь, дочиста съедают остывшую кашу, заранее готовятся к уроку, никогда не обижают своих товарищей по играм в садике, а также не бегают в школе на переменках.
Умница – разумница!
«Смотрите, какая Машенька умница! Она уже убрала за собой игрушки и пошла мыть руки!», «Берите пример с Пети – он уже подготовился к уроку и ждет за партой, а не носится по классу, как угорелый!» – слышно там, где есть такие дети. Конечно, в большинстве своем эти маши и пети – такие же, как и все остальные: они так же проказничают, стоит взрослым отвернуться, упрямятся, ленятся и норовят все сделать по–своему. Но среди них нет–нет попадаются и те, в ком воспитатели и учителя просто души не чают, считая идеальными детьми – «педагогической мечтой». Дети, которые всегда послушны. Дети, которые всегда выполняют все указания. Дети, которые никогда не шалят.
Педагогическая мечта?.. Возможно. Но что за этим кроется? И действительно ли все в порядке с теми, кто кажется ее воплощением?
Живой пластилин
Психологи в один голос утверждают, что абсолютная кротость и послушание ребенка – не повод для родительской гордости и учительских восторгов, а очень тревожный звонок, который свидетельствует о том, что необходимо предпринимать срочные меры.
Почему? Потому что причины послушания кроются не в способности ребенка осознанно контролировать себя, соблюдая правила, а исключительно в слабости – как физической, так и психической. Ведь что делает любой ребенок, только-только чему-либо научившись? Он целиком и полностью отказывается от помощи взрослых, яростно отстаивая свое право на самостоятельность. И пресловутые кризисы – «кризис трех лет», «кризис шести лет», «подростковый кризис» – все это не что иное как пики борьбы с миром (в лице родителей) за право думать своей головой, за право своим умом решать, как жить. И отсутствие периодов «бури и натиска», неумение отстаивать свое мнение – отсутствие собственного мнения как такового, равно как и собственных желаний, и попыток что–то сделать самостоятельно – все это свидетельствует не о хорошем воспитании, а об эмоциональной и духовной беспомощности ребенка. Ему гораздо проще и удобней стать безвольным пластилином в руках взрослого: «Сядь» – сел. ««Спи» – спит.
Разумеется, такие проблемы в психическом здоровье (а в особо острых случаях вопрос встает даже так) не может не отразиться на здоровье физическом. Такие дети часто ослаблены, много болеют, реагируя простудами и температурами на любой стресс.
А если ребенок не делает различий между «своими» взрослыми и чужими и подчиняется всегда и везде, это уже повод обратиться к психологу, причем как можно скорей. Рональд Лэнг – блестящий британский психиатр, основатель одного из направлений психиатрии, чьи достижения признавали даже его критики, – своими исследованиями неоднократно продемонстрировал, что такое безоговорочное подчинение в детстве, поощряемое и поддерживаемое взрослыми, часто является первым шаг к шизофрении.
Развитие = Борьба
Однако даже в том случае, когда все не заходит настолько далеко, чтобы прибегать к помощи психиатров, безоговорочное послушание и подчинение, существующее в характере ребенка, может привести к торможению и даже остановке развития маленькой личности в целом. Как уже говорилось выше, такие дети – послушный, мягкий пластилин в руках взрослых, которые лепят из них то, с чем им самим удобно (мы еще не раз повторим это слово) жить и работать. Сам же ребенок при этом никакую работу над собой не совершает – он, точно тряпичная кукла, висит в руках взрослого, покорно принимая то положение, которое ему придают. Но ведь развитие, становление характера возможно только в одном случае: когда сам человек что-то хочет, когда сам человек что-то делает, когда сам человек куда-то стремится.
Но «удобные» дети лишены собственных желаний и смысла к чему-то стремиться не видят. А зачем? Они уже и так имеют, что хотят: любовь, даже обожание взрослых. Причем, что самое парадоксальное, ничего специально делать, чтобы ее заслужить, не нужно. В самом буквальном смысле – слушай, что тебе говорят, да знай себе подчиняйся.
Опасные симптомы
Что же советуют психологи и педагоги? Что делать родителям, заметившим в собственном ребенке тенденцию к такому внутреннему слабоволию? И как ее заметить пораньше, чтобы не позволить проблеме зайти настолько глубоко?
Начнем с последнего вопроса. Замечено, что отличительным признаком таких детей является тяга к порядку. Они могут подолгу убираться на кукольной полке, рассаживая кукол и симметрично расставляя мебель, раскладывать карандаши, расставлять на полке книги. Обратите внимание – такие дети не терпят асимметрии, которая сама по себе вызов: они даже карандаши затачивают так, чтобы те были одной длины, они готовы расставлять в коридоре обувь всех членов семьи – чтобы все было ровно и красиво, по линеечке... В общем, думаем, картина Вам ясна.
«Педагогическая мечта» никогда ни от чего не отказывается – будь то нелюбимая еда или же какое-либо задание, от исполнения которого улизнули все остальные. Такие дети не умеют говорить «нет», ведь сопротивление всегда требует усилий, внутренней готовности пойти на конфронтацию.
А еще они всегда тихи и немного печальны. Словно у них не хватает сил даже на то, чтобы порадоваться жизни.
Как вернуть ребенку собственную волю?
Чтобы избавить своего ребенка от синдрома вечного послушания, нужно ему помочь – помочь стать непослушным, озорным и ершистым, какими бывают самые обычные дети, с которыми родители не знают сладу. Нужно подарить ребенку свободу воли, и первый шаг, который должны сделать родители на этом пути, – перестать принимать все решения за него. Какие колготки или кофту надеть, что делать, если испачкал ладошку, чем конкретно заняться в ближайшие пятнадцать минут – все эти маленькие проблемы ребенок должен научиться решать самостоятельно.
Конечно, нельзя сразу «перекрывать» весь кислород и заставлять ребенка, который еще вчера целиком и полностью жил по чужой указке, сегодня также целиком и полностью отвечать за себя самостоятельно. У таких детей велик страх ошибки (но только не в том случае, когда они совершили ее по указанию других: ведь, давая команду что-либо сделать, взрослый берет на себя и всю ответственность за результат. А сам исполнитель вроде бы и не при чем), поэтому они всеми силами будут сопротивляться, снова и снова пытаясь переложить ответственность на Вас.
Как вариант, можно искусственно создавать в жизни ребенка такие ситуации, когда ему нужно будет самостоятельно что-то решать. Разумеется, чтобы дело не закончилось слезами (а то и неврозом), предпочтительней, чтобы вышеописанные меры вводились постепенно и мягко. Что касается задач, которые Вы «подкидываете» ребенку, разумеется, они должны быть ему по силам и не должны представлять угрозы для его физического и психического здоровья.
Параллельно внушайте малышу, что в ошибках и неудачах нет ничего страшного, и ошибки – это гораздо лучше, чем отсутствие каких-либо попыток чего-либо достичь. Тогда ребенок постепенно перестанет бояться проявлять инициативу, начнет пробовать себя, поверит в свои силы.
Как можно больше обсуждайте с ним житейские ситуации, причем вопросы выбора, принятия решений – особенно. Поощряйте его желание высказывать собственное мнение, строить домыслы, делать выводы. Все это – огромный шаг на пути укрепления веры в себя и становления личности.
И, в добавление к предыдущему пункту: категорически запретите себе поощрять готовность ребенка подчиняться, не хвалите его за безвольное послушание.
Укрепление психики невозможно без укрепления здоровья ребенка вообще. Зима предоставляет для этого безграничные возможности: закаливание, длительные прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, лыжи, коньки, снежки – словом, все то, что и заставит ребенка двигаться и подарит массу положительных эмоций.
А чтобы малыш чувствовал себя не ведомым, а равным, встаньте на лыжи и коньки сами.
Особенно – если Вы никогда на них не стояли.
Учитесь вместе – что может быть лучше?
Анастасия Старынина