Социальная готовность к школе

Умение общаться с ровесниками и учителем важно в такой же мере, что и интеллект, и успехи в обучении напрямую зависят от самого будущего школяра. Какие навыки должны быть у дошкольника, чтобы школьное будущее было облегчено, и чем могут помочь в этом родители?

Основное, что должен уметь ребенок – это опыт общения с детьми и взрослыми, даже с теми, которых не знает близко. Опираясь на это, бытует мнение, что ребята, которые ходили в детский сад, быстрее приспосабливаются к школьным правилам и адаптируются в коллективе, чем те, которые находились дома.

Но с этим можно и поспорить! С одной стороны, «детсадовские» дети уже освоились в коллективе своих ровесников и воспитателя (своего рода взрослого наставника), а с другой – дети «домашние» более внимательные, аккуратные и ответственные. Может быть, они не такие боевые и напористые, и не всегда берут инициативу в свои руки, но, с другой точки зрения, излишняя предприимчивость и умение постоять за себя не часто находит отклик у преподавателей и у родителей.

Вырабатывание условностей и клише поведения в группе у «домашних» деток, пошедших в первый класс, идет в возрасте старше, чем у детей, которые пошли в садик в 3-5 лет, и поэтому носит направленный и более «взрослый» характер.

Но если по каким-либо основаниям ваш ребенок не посещал детский сад, то для упрощения ему адаптации к школьному периоду поспособствуют занятия в развивающих центрах, подготовительных группах, кружках. В этих местах занятия проходят в кругу ровесников. Там ребенок постепенно начнет привыкать к новой для себя роли – роли ученика, научиться слушать и делать то, что у него просят, постарается освоить различные методы общения, которые ему будут необходимы в скором времени – с преподавателем, учениками. Посещение таких занятий способствует развитию самостоятельности и независимости, так как на них родителей рядом не будет.

Ответив на нижеприведенные вопросы, можно попробовать оценить социально-эмоциональную готовность своего ребенка к школе:

1. Легко ли ваш ребенок находит общий язык с незнакомыми детьми?

2. Как относится к самому себе? Нравится ли он себе?

3. Обидчив ли ваш ребенок? Часто ли плачет?

4. Участвует ли в коллективных играх (соревнованиях)?

5. Нравится ли ему играть с ровесниками?

6. Часто ли дерется?

7. Конфликтен ли он? Как выходит из конфликтных ситуаций?

8. В каком настроении он пребывает чаще всего? Изменчиво ли оно?

9. Ваш ребенок разговорчив или молчалив?

10. Спокойно ли он спит?

11. Есть ли у него друзья?

12. Знакомые дети включают его в свои игры?

13. Умеет ли он быть затейником (придумать игру, распределить роли и тому подобные действия)?

14. Умеет ли отстаивать свою точку зрения?

15. Не испытывает ли он проблем с речью? 

Очень важно, чтобы ребенок не терялся и не замыкался, слыша критику в свой адрес, ведь не все окружающие доброжелательны. К шести-семилетнему возрасту он должен разделять понятие похвалы от понятия порицания, конкуренции и сравнения его с другими и уметь правильно реагировать на это – не обижаться, если критикуют, а пытаться сделать выводы и что-то изменить. У реакций на похвалу и критику тонкая грань, и далеко не каждый взрослый способен выслушивать порицания в свой адрес. Это сильно бьет по самолюбию. Но именно баланс между «лаской и таской» способствует реальной оценке своих действий, в результате чего у человека формируется адекватная самооценка. Обязательно нужно хвалить, но только за что-то конкретное, делая это от всей души и использовать для этого не только слова, но и жесты, и прикосновения. Критиковать же нужно, не используя сравнений с кем-то или чем-то. Только конструктивная оценка (без затрагивания личных качеств) способствует совершенствованию.

Правильное соотношение похвала : критика выражается 4:1 , то есть на одно замечание должны приходиться четыре одобрения. Критика и эмоции несовместимы. Не проявляйте недовольства, критикуя. Если вы в плохом расположении духа, то повремените с критикой, сделайте это потом, когда будете доброжелательны, добры и уважительны. Непременно называйте пути исправления недочетов, указывая на них. Покажите, что ваша точка зрения предпочтительнее, дав совет, а не в приказном и поучительном тоне. 

Наталия Абалмасова

04.08.2011 в 05:47 (642) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Дорогие мамуськи! Смотрите в ноябре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Рецепт диети...
В зоопарке «Лимпопо» в День сотрудника МВД пройдет традиционная акция, в рамках которой стражи правопорядка смогут посетить страну птиц и зверей бесплатно. Мероприятие провод...
9 ноября в 16.00 галерея "Вещь в Себе" приглашает мальчишек и девчонок, а также их родителей на мастер-класс! До Нового Года осталось не так много времени, поэтому п...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика