Социальная готовность к школе
Умение общаться с ровесниками и учителем важно в такой же мере, что и интеллект, и успехи в обучении напрямую зависят от самого будущего школяра. Какие навыки должны быть у дошкольника, чтобы школьное будущее было облегчено, и чем могут помочь в этом родители?
Основное, что должен уметь ребенок – это опыт общения с детьми и взрослыми, даже с теми, которых не знает близко. Опираясь на это, бытует мнение, что ребята, которые ходили в детский сад, быстрее приспосабливаются к школьным правилам и адаптируются в коллективе, чем те, которые находились дома.
Но с этим можно и поспорить! С одной стороны, «детсадовские» дети уже освоились в коллективе своих ровесников и воспитателя (своего рода взрослого наставника), а с другой – дети «домашние» более внимательные, аккуратные и ответственные. Может быть, они не такие боевые и напористые, и не всегда берут инициативу в свои руки, но, с другой точки зрения, излишняя предприимчивость и умение постоять за себя не часто находит отклик у преподавателей и у родителей.
Вырабатывание условностей и клише поведения в группе у «домашних» деток, пошедших в первый класс, идет в возрасте старше, чем у детей, которые пошли в садик в 3-5 лет, и поэтому носит направленный и более «взрослый» характер.
Но если по каким-либо основаниям ваш ребенок не посещал детский сад, то для упрощения ему адаптации к школьному периоду поспособствуют занятия в развивающих центрах, подготовительных группах, кружках. В этих местах занятия проходят в кругу ровесников. Там ребенок постепенно начнет привыкать к новой для себя роли – роли ученика, научиться слушать и делать то, что у него просят, постарается освоить различные методы общения, которые ему будут необходимы в скором времени – с преподавателем, учениками. Посещение таких занятий способствует развитию самостоятельности и независимости, так как на них родителей рядом не будет.
Ответив на нижеприведенные вопросы, можно попробовать оценить социально-эмоциональную готовность своего ребенка к школе:
1. Легко ли ваш ребенок находит общий язык с незнакомыми детьми?
2. Как относится к самому себе? Нравится ли он себе?
3. Обидчив ли ваш ребенок? Часто ли плачет?
4. Участвует ли в коллективных играх (соревнованиях)?
5. Нравится ли ему играть с ровесниками?
6. Часто ли дерется?
7. Конфликтен ли он? Как выходит из конфликтных ситуаций?
8. В каком настроении он пребывает чаще всего? Изменчиво ли оно?
9. Ваш ребенок разговорчив или молчалив?
10. Спокойно ли он спит?
11. Есть ли у него друзья?
12. Знакомые дети включают его в свои игры?
13. Умеет ли он быть затейником (придумать игру, распределить роли и тому подобные действия)?
14. Умеет ли отстаивать свою точку зрения?
15. Не испытывает ли он проблем с речью?
Очень важно, чтобы ребенок не терялся и не замыкался, слыша критику в свой адрес, ведь не все окружающие доброжелательны. К шести-семилетнему возрасту он должен разделять понятие похвалы от понятия порицания, конкуренции и сравнения его с другими и уметь правильно реагировать на это – не обижаться, если критикуют, а пытаться сделать выводы и что-то изменить. У реакций на похвалу и критику тонкая грань, и далеко не каждый взрослый способен выслушивать порицания в свой адрес. Это сильно бьет по самолюбию. Но именно баланс между «лаской и таской» способствует реальной оценке своих действий, в результате чего у человека формируется адекватная самооценка. Обязательно нужно хвалить, но только за что-то конкретное, делая это от всей души и использовать для этого не только слова, но и жесты, и прикосновения. Критиковать же нужно, не используя сравнений с кем-то или чем-то. Только конструктивная оценка (без затрагивания личных качеств) способствует совершенствованию.
Правильное соотношение похвала : критика выражается 4:1 , то есть на одно замечание должны приходиться четыре одобрения. Критика и эмоции несовместимы. Не проявляйте недовольства, критикуя. Если вы в плохом расположении духа, то повремените с критикой, сделайте это потом, когда будете доброжелательны, добры и уважительны. Непременно называйте пути исправления недочетов, указывая на них. Покажите, что ваша точка зрения предпочтительнее, дав совет, а не в приказном и поучительном тоне.
Наталия Абалмасова