Раннее развитие: метод Монтессори
В двух словах описать, что из себя в целом представляет метод Монтессори, очень сложно. Экскурсия по нашему саду «Сами с усами» в среднем занимает приблизительно от 1,5 до 3 часов в зависимости от свободного времени родителей. Поэтому попытаюсь рассказать о методе как можно более компактно и информативно.
Начнем с истории. Мария Монтессори, итальянка по происхождению, вопреки всем преградам окончила университет и стала первой женщиной-врачом в Италии и третьей женщиной-врачом в Европе. Она была антропологом и активным борцом за права женщин и детей. Всю свою жизнь Мария Монтессори посвятила работе с детьми. Ее методика отличается от других, так как она основана не на скупой теории, а на наблюдении за детьми. Все подобранные Монтессори материалы - не просто игрушки, они несут большое количество полезной и очень точной информации для детей. Именно поэтому метод Монтессори столь успешен и применяется во многих странах мира.
Рассмотрим ее метод с трех сторон: физической, психологической и духовной.
Начнем с истории. Мария Монтессори, итальянка по происхождению, вопреки всем преградам окончила университет и стала первой женщиной-врачом в Италии и третьей женщиной-врачом в Европе. Она была антропологом и активным борцом за права женщин и детей. Всю свою жизнь Мария Монтессори посвятила работе с детьми. Ее методика отличается от других, так как она основана не на скупой теории, а на наблюдении за детьми. Все подобранные Монтессори материалы - не просто игрушки, они несут большое количество полезной и очень точной информации для детей. Именно поэтому метод Монтессори столь успешен и применяется во многих странах мира.
Рассмотрим ее метод с трех сторон: физической, психологической и духовной.
С физической стороны: всем детям нужно двигаться, играть в игры, находиться в постоянном взаимодействии друг с другом. Именно поэтому особенностью Монтессори-класса является то, что детей не усаживают на стульчики, ни всех вместе, ни по отдельности. Ребенок может сам выбирать место, где он хочет сейчас заняться своей работой (это может быть мягкий коврик, пол, уютный уголок для чтения или любой из свободных столов в классе). Также в Монтессори-классе детей не заставляют заниматься тем видом деятельности, которым сейчас хочет заняться учитель или большая часть класса. Ребенок сам может принять решение чем и в какое время ему заняться. Если маленькому ребенку сложно сделать выбор, то Монтессори-педагог обязательно поможет ему, предложив подходящий ему по возрасту материал и несколько доступных вариантов занятий.
Также в Монтессори-классе очень поощряется взаимодействие детей между собой: они сами объединяются в небольшие группы и взаимодействуют посредством развивающего материала или с помощью часто проводимых уроков вежливости. Урок вежливости - это небольшая презентация хороших манер, игра, в которую дети играют с огромным удовольствием! Маленькие дети могут быть очень вежливыми и рассудительными, просто взрослым не всегда приходит в голову показать своим примером, как можно извиниться, если случайно задел другого человека, как предложить поиграть вместе, и даже такие простые вещи, как правильно открыть двери и войти в класс, если ребенок опоздал. Все эти игры - замена ролевым играм в традиционном детском саду. Эти игры действительно помогают ребенку в жизни, но не одна мама не сможет отправить трехлетнего ребенка самостоятельно делать покупки в магазине, даже если он играл в эту игру в саду и дома уже сто раз!
Также в Монтессори-классе очень поощряется взаимодействие детей между собой: они сами объединяются в небольшие группы и взаимодействуют посредством развивающего материала или с помощью часто проводимых уроков вежливости. Урок вежливости - это небольшая презентация хороших манер, игра, в которую дети играют с огромным удовольствием! Маленькие дети могут быть очень вежливыми и рассудительными, просто взрослым не всегда приходит в голову показать своим примером, как можно извиниться, если случайно задел другого человека, как предложить поиграть вместе, и даже такие простые вещи, как правильно открыть двери и войти в класс, если ребенок опоздал. Все эти игры - замена ролевым играм в традиционном детском саду. Эти игры действительно помогают ребенку в жизни, но не одна мама не сможет отправить трехлетнего ребенка самостоятельно делать покупки в магазине, даже если он играл в эту игру в саду и дома уже сто раз!
С психологической стороны: во всех детях, которые приходят к нам в класс, мы стараемся найти их индивидуальные особенности, развить их собственный интерес. В Монтессори-классе нет детей «как все», здесь каждый занимается работой, которая интересна ему, каждый может сделать ошибку и самостоятельно ее исправить. В классе никто не дергает ребенка, не попрекает его за какие-либо действия, будь они правильные или неправильные. В классе все достаточно хрупкое, используются только натуральные материалы, полностью отсутствует пластик. Например, ребенок может нести кувшин с водой, споткнуться и упасть. Вода при этом прольется на пол, но ничего страшного! Ребёнок может взять тряпку и вытереть воду, и дети знают, где находятся тряпочки, так как они всегда лежат на одном месте. Это помогает ребенку совершать ошибки, учиться на них и дает возможность самостоятельно их исправить. При этом педагог всегда рядом и готов прийти на помощь ребенку на любом этапе его работы.
В классе дети могут выполнять различные действия, которые формируют их представление о мире. Это могут быть как упражнения из практической жизни (стирка, глажка, мытье посуды, полировка, пересыпание, переливание, складывание и т.д.), так и наглядное освоение таких абстрактных понятий как длинный-короткий, толстый-тонкий, холодный-теплый, глухой-звонкий, мягкий-жесткий, шершавый-гладкий. Изучение различных форм фигур, конструирование, освоение основных математических понятий (сложение, вычитание, умножение, деление), изучение родного языка (письмо, чтение, разбор предложения по частям речи, разбор слова по составу) и второго дополнительного языка (разговорная лексика, письмо, чтение, выстраивание предложений) - все это ребенок изучает по собственной воли, самостоятельно выполняя различные упражнения. Каждый работает в своем темпе, не догоняя сверстников и не перегоняя их. В классе Монтессори нет соревнования, группа детей разновозрастная, а малыши знают, что в дальнейшем они смогут делать то, что сейчас выполняют старшие дети. При этом у старших всегда есть возможность помочь младшему в освоении или усовершенствовании какого-либо навыка.
С духовной точки зрения: в Монтессори-методе не приветствуется проявление насилия, нет наказаний, нет борьбы между детьми. Всем в классе хватает времени и места. У всех детей есть возможность получить внимание учителя, когда им этого необходимо. В классе есть ограниченный набор правил, которые соблюдают не только все дети, но и все педагоги, ассистенты и пришедшие в класс гости (например, родители). Каждый ребенок может нарушить правила, особенно когда ребенок еще только пришел в класс, но атмосфера класса, другие дети и педагог помогут ребенку понять, почему это правило было так важно и почему его нарушение мешает работе остальных.
В основе метода лежит три составляющие: среда, подготовленный учитель и дети. Монтессори-классы похожи во всем мире: если рассматривать Монтессори-классы в России, в Японии или Англии, то мы увидим одни и те же материалы. Небольшие изменения в методике являются особенностями той или иной культуры, так как культура родной страны должна прививаться детям с самого детства. В нашем классе мы стараемся поставить различные предметы, сделанные нашими мастерами (гжель, хохлома). При этом в нашем классе есть второй язык, и педагог рассказывает детям о культуре других, например, англоговорящих стран. В классе все стоит в определенном порядке, он не изменен, все расставлено по принципу от простого к сложному - сверху вниз. Дети очень быстро начинают ориентироваться в таком простом правиле и самостоятельно знают, какой материал им лучше взять для изучения. Это позволяет им легко адаптироваться в классе и самостоятельно принимать решение о выборе материала.
В классе дети могут выполнять различные действия, которые формируют их представление о мире. Это могут быть как упражнения из практической жизни (стирка, глажка, мытье посуды, полировка, пересыпание, переливание, складывание и т.д.), так и наглядное освоение таких абстрактных понятий как длинный-короткий, толстый-тонкий, холодный-теплый, глухой-звонкий, мягкий-жесткий, шершавый-гладкий. Изучение различных форм фигур, конструирование, освоение основных математических понятий (сложение, вычитание, умножение, деление), изучение родного языка (письмо, чтение, разбор предложения по частям речи, разбор слова по составу) и второго дополнительного языка (разговорная лексика, письмо, чтение, выстраивание предложений) - все это ребенок изучает по собственной воли, самостоятельно выполняя различные упражнения. Каждый работает в своем темпе, не догоняя сверстников и не перегоняя их. В классе Монтессори нет соревнования, группа детей разновозрастная, а малыши знают, что в дальнейшем они смогут делать то, что сейчас выполняют старшие дети. При этом у старших всегда есть возможность помочь младшему в освоении или усовершенствовании какого-либо навыка.
С духовной точки зрения: в Монтессори-методе не приветствуется проявление насилия, нет наказаний, нет борьбы между детьми. Всем в классе хватает времени и места. У всех детей есть возможность получить внимание учителя, когда им этого необходимо. В классе есть ограниченный набор правил, которые соблюдают не только все дети, но и все педагоги, ассистенты и пришедшие в класс гости (например, родители). Каждый ребенок может нарушить правила, особенно когда ребенок еще только пришел в класс, но атмосфера класса, другие дети и педагог помогут ребенку понять, почему это правило было так важно и почему его нарушение мешает работе остальных.
В основе метода лежит три составляющие: среда, подготовленный учитель и дети. Монтессори-классы похожи во всем мире: если рассматривать Монтессори-классы в России, в Японии или Англии, то мы увидим одни и те же материалы. Небольшие изменения в методике являются особенностями той или иной культуры, так как культура родной страны должна прививаться детям с самого детства. В нашем классе мы стараемся поставить различные предметы, сделанные нашими мастерами (гжель, хохлома). При этом в нашем классе есть второй язык, и педагог рассказывает детям о культуре других, например, англоговорящих стран. В классе все стоит в определенном порядке, он не изменен, все расставлено по принципу от простого к сложному - сверху вниз. Дети очень быстро начинают ориентироваться в таком простом правиле и самостоятельно знают, какой материал им лучше взять для изучения. Это позволяет им легко адаптироваться в классе и самостоятельно принимать решение о выборе материала.
Одна из важных составляющих Монтессори-класса - это педагог. Это не просто профессия, это образ жизни. Педагог должен знать каждого ребенка, его особенности, его интересы, знать сенситивный период, в котором сейчас находится ребенок, должен уметь увлечь ребенка даже самой сложной работой. При этом важно не дать ребенку слишком много информации, чтобы у него остался интерес для самостоятельного изучения. Учитель в первую очередь оберегает покой ребенка, занимающегося своей работой, не мешает сам и не дает мешать другим. Педагоги в нашей школе проходят обучение на самых лучших курсах в России и за рубежом, постоянно совершенствуются, как в Монтессори-методе, так и в различных областях раннего развития.
Дети - это самая важная часть Монтессори-класса. Именно они там самые главные, именно от них идет интерес к работе, именно они самостоятельно шагают по ступенькам развития и ведут за собой учителя. И именно благодаря детям мы можем называть наш класс классом, который работает по системе Марии Монтессори.
Статья предоставлена частным детским садом «Сами с усами»
Адрес: Нижний Новгород, ул. Верхнеудинская, 8
Телефон: 424-24-68, 8-920-044-68-68
Сайт: http://deti-sami.ru
Адрес: Нижний Новгород, ул. Верхнеудинская, 8
Телефон: 424-24-68, 8-920-044-68-68
Сайт: http://deti-sami.ru