Первичный ночной энурез: понять и обезвредить
С детским ночным энурезом сталкивается как минимум каждая десятая семья, однако из-за недостатка информации об этом заболевании многие родители недооценивают глубину проблемы. О проблеме первичного ночного энуреза и о роли педиатра в диагностике и лечении этого недуга рассказывает главный научный сотрудник Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, председатель Межрегиональной общественной организации детских урологов-андрологов, профессор, доктор медицинских наук Казанская Ирина Валерьевна.
- В рамках 14-го международного форума в Нижнем Новгороде состоялся мастер-класс по диагностике и лечению энуреза для педиатров. Какие актуальные вопросы обсуждались на мастер-классе?
- В рамках 14-го международного форума в Нижнем Новгороде состоялся мастер-класс по диагностике и лечению энуреза для педиатров. Какие актуальные вопросы обсуждались на мастер-классе?
- Данный мастер-класс проводился именно для педиатров. Почему? Педиатр - это первый врач, который встречается с мамой, приходящей с определенной жалобой. И от того, какую позицию выберет врач, в большинстве случаев зависит успех лечения ребенка. А позиции могут быть разные. Педиатр хорошо знает ребенка, ведь он ведет медицинскую карту с самого его рождения. На основании той информации, которая есть в карте, врач может подобрать ключ к решению проблемы, и, если потребуется, направить его к другим специалистам. Но в случае первичного ночного энуреза педиатр должен уметь справляться своими педиатрическими знаниями и силами.
Самое главное ― предотвратить энурез. Это может сделать педиатр, который будет «вести» ребенка от рождения до 4-5 лет. Именно в этом возрасте заканчивается созревание мочевого пузыря, и после него процесс должен пойти в определенном физиологическом ритме. Если на каком-то этапе педиатр понимает, что у ребенка есть проблемы с мочевым пузырем, важно грамотно настроить родителей на лечение. Процесс развития мочевого пузыря можно прогнозировать. У нас есть больные, которые к четырем годам имеют объем мочевого пузыря, как у годовалых детей. Существует мнение, что виноваты одноразовые подгузники, но это не совсем так. Отчасти вина лежит и на педиатрах, которые не объясняют, как нужно пользоваться подгузниками для того, чтобы мочевой пузырь созревал.
- А есть ли какая-то статистика заболевания энурезом, увеличивается ли число больных в Москве?
- Если судить по приемам, которые я веду, количество пациентов остается стабильным. Я принимаю раз в неделю, и в день из 10 человек 2-4 обязательно придут с энурезом. Сейчас этому диагнозу уделяется очень большое внимание. Когда-то мы думали, что по проблеме энуреза уже достаточно информации, много разработок. Оказалось, что это не так.
К сожалению, единственный орган в организме, который не «контролируется» педиатрами, это мочевой пузырь. На вопрос педиатра: «Как ваш ребенок мочится?», мама обычно отвечает: «Нормально». Что такое «нормально» не знает ни педиатр, ни мама. Поэтому в мастер-классе я коснулась в основном таких педиатрических вопросов как: почему развивается первичный энурез и как можно его предотвратить.
- Энурез может сам по себе пройти?
- Таких случаев достаточное количество, на что родители и надеются. Но что происходит на самом деле? Казалось бы, ситуация выглядит так: подрос ребенок, дозрел мочевой пузырь, энурез прекратился. У взрослого человека объем мочевого пузыря должен быть примерно 500 миллилитров, а иногда и больше. Мы не знаем, в каком состоянии у ребенка находится мочевой пузырь к наступлению совершеннолетия. Возможно, у него емкость составляет не более 300 миллилитров. У такого человека не будет расстройства мочеиспускания, но он будет часто вставать ночью, потому что объем мочевого пузыря не сможет выдерживать выпитого количества жидкости. Есть много аспектов нарушений ритма мочеиспускания, связанных, например, с гиперрефлексией мочевого пузыря. Этим должны заниматься урологи и нефрологи. У больных могут прекратиться частые мочеиспускания маленькими порциями, пусть даже эти порции увеличиваются, но тем не менее, они редко доходят до того показателя, который должен быть у взрослого человека. Таким образом, много людей страдают расстройством мочеиспускания уже во взрослом возрасте. А начало расстройства идет из детства. Во взрослом возрасте также проводится лечение, но как ни странно, большинство больных не обращаются за помощью.
- Важно ли лечить энурез?
- Конечно. Первое, что нужно сделать ― провести дифференциальную диагностику, а потом выбрать методы лечения. Главное — это правильно установить форму энуреза.
- Насколько сильны психологические последствия энуреза?
- Часто психологические и психоэмоциональные проблемы ― в семье, школе, обществе, ― усугубляют течение первичного энуреза. Исследователи говорят, что не сам энурез приводит к психоэмоциональным расстройствам, а наоборот, психоэмоциональные расстройства приводят к энурезу, и это уже называется вторичным энурезом. У ребенка к 5 годам заболевание может пройти, но в 6-7 лет, когда он идет в школу или меняет сад, оно может снова возникнуть. Психосоциальные и психоэмоциональные факторы приводят к рецидиву энуреза.
У нас вообще социум не приемлет больных людей, это особенно видно в армии. Больных с диагнозом «энурез» сейчас стараются туда все-таки не брать, пытаются их лечить, реабилитировать. Но, к сожалению, лечить энурез после 7-10 лет очень сложно, все нужно делать раньше!
- Какой Вы совет можете дать родителям, чьи дети страдают первичным ночным энурезом?
- Процесс лечения длительный. При первичном энурезе нужно в течение года регулярно посещать педиатра. Набраться терпения и обязательно понимать, что энурез важно вылечить до школы. А есть такие формы энуреза, как раз при гиперрефлекторном мочевом пузыре, которые лечатся не один и не два года. Хотелось бы добавить, что мы все время занимаемся лечением, когда уже факт состоялся. А это говорит только о том, что налицо отсутствие знания многих процессов, неправильное и недостаточно четкое ведение таких детей. Конечно, существует энурез на фоне разнообразных тяжелых расстройств функции мочевого пузыря, и этот вопрос уже находится в компетенции уролога. Он должен с внутриутробного периода наблюдать, как мочится плод, этот процесс требует очень длительного, серьезного обследования и сложного лечения. Здесь имеет место врожденная патология, при которой нужно более серьезное вмешательство, необходимы урологические процедуры. И нет никакой гарантии, что больной с нарушением функции мочевого пузыря будет вылечен полностью. Существуют дети, которые не поддаются терапии, даже при всех наших знаниях.
Поэтому врачу-педиатру обязательно нужно наблюдать процесс развития мочевого пузыря, как наблюдают развитие других органов и систем. И педиатры должны быть хорошо обучены этому. Например, педиатр знает, что ребенок родился в гипоксии, значит, этого ребенка нужно направить к невропатологу, чтобы не допустить усугубление гипоксии мочевого пузыря, для правильного его развития. Повторяю, очень важно наблюдать ребенка, приглашать хотя бы раз в полгода на прием, рассказывать родителям, каким образом нужно наблюдать за мочевым пузырем. Важно, чтобы и родитель понимал серьезность проблемы, умел ее распознавать вовремя. В этом ему должен помочь педиатр.