Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – диагноз или характер?
Эти дети жаждут быть в центре внимания и привлекают его к себе всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Они претендуют на лидерство и требуют, чтобы все играли по их правилам и именно в те игры, в которые хотят играть они. Отказ провоцирует возмущение, истерики, вспышки гнева. Раньше мнение было однозначным: проблемы с воспитанием и характером. Теперь говорят «гиперактивный ребенок». Что же это такое, гиперактивность: характер, воспитание, «особая раса», наша родительская усталость и неспособность уследить за ребенком-егозой или же болезнь?
Вождь краснокожих
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности (ADHD – Attention Deficit Hyperactivity Disorder) впервые описан в середине XIX века, то есть тогда же, когда родился писатель О’Генри – автор бессмертной истории о ребенке, способном заставить двух взрослых мужчин без оглядки бежать до канадской границы. Немецкий врач Генри Хоффман назвал чрезмерно подвижного и шумного ребенка «непоседа Фил». Век спустя это состояние было признано минимальной мозговой дисфункцией, а спустя еще некоторое время занесено в Международную Классификацию Болезней.
Клиническими признаками СДВГ являются, помимо упомянутой уже двигательной активности, нарушения сна, сухость и тусклость волос, диатез, проблемы с аппетитом (ребенок то ест все подряд, то полностью отказывается от еды) и вытекающая отсюда нестабильность веса, а также нарушение воли и внимания.
Последнее – настоящий бич и детей, и их родителей: если обычного ребенка довольно легко чем-то увлечь и заинтересовать, то в случае с СДВГ это сделать крайне трудно. Им необходимо не только интересное задание, но и совместная работа со взрослым, который будем помогать ребенку удерживать концентрацию.
Гипотезы о возникновении СДВГ
Год от года число гиперактивных детей в мире неуклонно растет. Еще полвека назад об этом синдроме и слыхом не слыхивали, сейчас же в Америке к этой группе относится порядка 30 процентов детей.
Причины такого широкого распространения высказываются разные, и без гипердиагностики, скорее всего, тоже не обошлось. Существует версия, связывающая это с изменением нашего питания и увеличением в рационе разнообразных красителей, стабилизаторов и ароматизаторов химического происхождения. Есть версия генетическая, есть социальная, связывающая СДВГ с особенностями воспитания – как правило, женского, которое не учитывает специфики развития и двигательной активности мальчиков и их отличий от более собранных и волевых девочек. Согласно еще одной версии СДВГ – это внутриутробное поражение определенных структур головного мозга при гипоксии плода, которая может возникать по причине чрезмерной занятости будущей мамы, ее неправильном питании, курении, при стрессах и большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.
Исследователи указывают также на потенциальную связь между гиперактивностью и увеличением количества времени, которое дети (причем даже младшего дошкольного возраста!) проводят перед экранами телевизоров и за компьютером. Они считают, что это может запустить патогенетические процессы, которые приведут к поражению лобной зоны мозга, отвечающей за волю и внимание.
И, наконец, последняя из гипотез предполагает, что на деле гиперактивность есть полная противоположность своему названию. Обратите внимание на то, как ведет себя новорожденный ребенок: его ручки и ножки постоянно находятся в движении, потому что по всем его нервным каналам распространяется бессчетное количество хаотически продуцируемых нервных импульсов. Ближе к трем месяцам среди бессистемных движений начинают появляться движения осознанные, произвольные. Это является следствием вытормаживания большей части сигналов и сохранение только тех из них, которые требуются ребенку для выполнения задуманного действия – например, для того, чтобы схватить погремушку и сунуть ее в рот. Само собой, на вытормаживание нужна энергия, и вот именно ее-то и не хватает «гиперактивным» детям. Именно поэтому они не способны сосредоточиться на ближайшей задаче и даже собираясь сходить в туалет, пробегают мимо горшка, не успевая вовремя затормозить.
Вечный двигатель в пеленках
Обычно гиперактивность выявляется в течение первого года жизни ребенка. Маме стоит насторожиться, если:
– у ребенка чрезвычайно ярко выражен двигательный компонент комплекса оживления;
– когда его лишают свободы движения, он сердится и громко протестует;
– малыш очень подвижен даже во время еды – крутится, щиплется, не может удержать удобную позу;
– после кормления у ребенка не наступает состояние автаркии (полусонное сытое удовлетворение);
– у ребенка не по возрасту рано происходит формирование двигательных навыков (рано пополз, встал, пошел).
Если у Вас появились подозрения, обязательно обратитесь к невропатологу. Скорее всего, Вашему малышу пропишут курс массажа, который ускорит развитие двигательного компонента, улучшит координацию движений, мелкую моторику и ловкость. Кроме того, Вам стоит чаще брать ребенка на руки, больше с ним общаться. Всячески стимулируйте его движение, предлагайте доступные по возрасту тренажеры (ходунки, прыгунки и т.д.), совсем маленьких выкладывайте на животик, занимайтесь гимнастикой и делайте домашний массаж, купайте. А параллельно не забывайте играть в игры, которые помогут развить внимание малыша, научат его направлять свою энергию в конструктивное русло.
Как помочь сорванцу?
От гиперактивности страдают, в основном, мальчики, у которых этот синдром встречается в 7–10 раз чаще, чем у девочек. Таких детей с самого раннего возраста стоит приобщать к осмысленным двигательным занятиям, причем желательно делать это, как мы уже говорили, вместе с ребенком.
Не старайтесь усадить ребенка-егозу, когда, например, читаете ему книгу или рассказываете сказку – сидеть без движения для него настоящая пытка. В итоге все силы уйдут именно на это, а сказка пролетит мимо ушей.
Ругать и физически наказывать таких детей тоже бесполезно, поэтому если ребенок провинился, не хватайтесь за ремень. Если Вы сторонник наказаний, лишите его чего-то, заставив на миг остановиться и оценить свои поступки, однако имейте в виду: гораздо лучше любых наказаний действует система поощрений. Поскольку гиперактивному ребенку трудно уловить причинно-следственные связи (именно потому он постоянно наступает на одни и те же грабли), то, окрашивая эти связи в радостные цвета, мы помогаем ему сформировать правильные модели поведения. Награды отнюдь не должны выражаться в денежном или пищевом эквиваленте – на первых порах это, конечно, может быть и конфета, и печенье, но постарайтесь не задерживаться подолгу на этом этапе и переходите к таким поощрениям как улыбка, ласковое слово, радость, написанная у Вас на лице.
Часто детей с этим синдромом считают агрессивными. На самом деле это не так. Они добродушные, независтливые и веселые, просто эмоционально нестабильные и потому не способные разобраться в запале, кто прав, а кто виноват. Если такого ребенка кто-то обидит, он возмутится – налетит, толкнет, даст сдачи, но через минуту-другую, благополучно все забыв, снова позовет обидчика играть.
С другой стороны, из-за подобной импульсивности и дружба у них некрепкая – неспособные терпеть, осмыслять ситуации, чем-то жертвовать, они с трудом строят стабильные отношения.
В отсутствии терпения кроется и отсутствие «тормозов». Для гиперактивного ребенка существует только «прямощас» – и вот, он кидается через дорогу буквально под колеса проезжающей мимо машины, спрыгивает с раскачивающихся качелей или валится со слезами на землю, не получив мороженого или игрушку, о которой забудет, едва выйдя из магазина.
Взрослеем счастливыми
Родителям, воспитателям и педагогам детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности приходится, конечно, несладко, слишком уж они подвижны и шумны – не дают отдыхать, заниматься своими делами, думать, работать. Хочется любой ценой заставить его остановиться, услышать тебя, сделать то, что требуется. Но если решать это насильственными методами, то добиться можно только протестной реакции, которая при многократном повторении может привести к невротизации и психической дезадаптации, то есть к самой настоящей болезни.
Что же могут сделать родители?
Во-первых, как можно больше общаться. Врачи указывают на связь между гиперактивностью и эмоциональной депривацией – нехваткой ласки, человеческого тепла, близости.
Во-вторых, рекомендуется отдать такого ребенка в секцию с дозированной спортивной нагрузкой. Особенно полезны те виды спорта, которые, помимо общеукрепляющего и оздоровительного эффекта, укрепляют волевые качества. Замечательный эффект оказывает плавание, хор, танцы и верховая езда. Командные виды спорта (футбол, баскетбол) хороши только тогда, когда ребенок немного подрастет и научится соблюдать общие правила.
Укрепление волевых качеств крайне важно – это залог того, что в подростковом возрасте ребенок не попадет под чужое влияние. Это, конечно, известная всем прописная истина, однако родителям детей с СДВГ стоит быть вдвойне внимательным и готовиться к переходному возрасту загодя. Нужно, чтобы у ребенка было интересное занятие, в котором он мог бы и провести время, и реализоваться. Подойдет та же спортивная секция, музыка, театральный кружок – поскольку такие дети с самого раннего возраста жаждут признания, чувствуют себя на сцене в своей тарелке.
А там – как знать, возможно, ребенок найдет в этом свое призвание. Кстати, если говорить о перспективах, то человек, страдавший в детстве гиперактивностью, вовсе не обречен на неуспех. Так как им нравится все то, что требует подвижности и общения с людьми, из них получаются отличные организаторы, коммивояжеры, страховые агенты, режиссеры.
Но кем бы ни стал в далеком-предалеком пока будущем Ваш малыш, главное – чтобы он был счастлив. И существуют только два человека, способные помочь ему подружиться и с миром, и с собой. И эти люди – Вы, родители.
Комментарии
- SABINA 13.01.2012 в 17:34 написал(а):
- Когда у вас гиперактивный ребенок нужно обязательно перед школой пройти курс лечения. В основном выписывают аминокислоты , если этого не сделать ребенку будет очень трудно сосредоточится на чем то одном, а это значит что он будет плохо усваивать школьную программу.