Сказка внутри нас

Все мы родом из сказки, и это отнюдь не образное выражение. На самом деле человек, играя в детстве в Снегурочку, Бабу-Ягу или Принцессу на горошине, в прямом смысле слова, выбирает сценарий всей своей будущей жизни. О том, как и почему это происходит, мы беседуем с гештальт-терапевтом, международно-сертифицированным терапевтом, семейным психологом Любовью Александровной Марковой.


- Действительно, в раннем детстве мы выбираем свою судьбу. Это происходит тогда, когда из огромного количества сказок, которые слышим, вдруг мы выделяем одну, потому что какой-то из ее героев буквально берет нас за душу. И если задать взрослому человеку вопрос, какая сказка ему больше всего нравилась в детстве и с каким ее персонажем он себя ассоциирует, мы вполне сможем судить о поступках, жизненных приоритетах и ценностях этого человека. Кроме того, если внимательно просмотреть его жизненный путь и сравнить со сказкой, то, как бы удивительно это не прозвучало, обнаружится множество совпадений.

- Почему же так происходит?

- Мне думается, что тот или иной герой сказки привлекает ребенка именно потому, что в душе его уже появились определенные качества, пусть пока в зачаточном состоянии, но когда он слышит о своем герое, видит его, читает о нем, то душа откликается, резонирует, и буквально воспринимает сказочного персонажа, как материальное воплощение самого себя.

- А почему именно сказка?

- Иногда рассказ. Но чаще всего именно сказка, как наиболее архаичная форма, то есть наиболее древняя, испытанная. Еще сказка - это нечто абсолютное, не такая, как любая история из жизни. В сказке более яркие персонажи, их качества прописаны четко, конкретно. И потом там много волшебства.

- А почему разные люди могут выбрать разных персонажей одной и той же сказки. Ведь, в сказке сразу же ясно, кто хороший, а кто плохой; где добро, а где зло?..

- Человек ищет героя, чей образ созвучен с ним самим, чьи качества уже есть в его собственном характере, чья душа наполнена тем же, чем его собственная. И потом, каждый воспринимает любой образ по-своему, видит в нем что-то очевидное лишь ему одному. Кроме того, главные положительные герои сказок, часто бывают пресными, однобокими, а ребенок ищет персонаж, в котором больше энергии, больше красок, больше жизни, поэтому и выбирает не всегда то, что лежит на поверхности. Важно понимание, что мы выбираем не просто Кота в сапогах, Муми-Тролля или Карлсона, а набор качеств, которые будут определять наши поступки в будущем, и далеко не всегда этими качествами обладает главный положительный герой.

- У моей подруги в детстве были две равно любимые сказки: «Русалочка» и «Снежная королева», обе - Андерсена. Причем, насколько я ее помню, в первом случае она всегда была Русалочкой, а во втором - только Снежной королевой.

- Очень яркий пример. Посмотрите внимательно на двух этих героинь. Это два полюса одного и того же, это – потребность и невозможность любви. Русалочка – абсолютно горячая и абсолютно женственная героиня, и Снежная королева - абсолютно холодная и отстраненная.

Девочка, которая выбрала их в пять лет, скорее всего обнаружила в себе неврозное расщепление, когда одновременно существуют и потребность и невозможность любви. Почему так произошло - нужно смотреть уже частным порядком, но уже в детстве девочка обозначила цель - поиск золотой середины между двумя этими персонажами.

Ведь если объединить Русалочку и Снежную королеву получится абсолютно завершенный, наполненный женский образ – «жили долго и счастливо и умерли в один день». Так вот, если девочка, выбрав себе подобный жизненный сценарий, будет существовать только «в рамках» сказки - скорее всего, она никогда сможет быть счастлива, а если объединит оба сценария и найдет золотую середину, то счастье ее будет абсолютным, как та любовь, которую она ищет.

- Что же могло повлиять на выбор ребенком из вполне благополучной крепкой семьи именно этих сказок-сценариев?

- Как системный терапевт могу сказать, что скорее всего, в роду у этой девочки были женщины с судьбами «русалочек» и «снежных королев». И она, выбирая эти сказки, определяет свою жизненную задачу как изменение родового сценария для своей дочери и всех женщин, которые в ее семье еще появятся на свет. Но повторюсь, каждый случай индивидуален, и следует работать с конкретным человеком.

- А если человек выбирает, на мой взгляд, не совсем детскую сказку, например, «Карлик-Нос»?

- Когда ребенок 4–6 лет называет «Карлик–Нос» любимой сказкой и более того, ассоциирует себя с главным героем, то скорее всего, это связано с какой-то ранней психотравмой. Во всяком случае, в 99% случаев так и есть. Ведь «Карлик-Нос» - это прежде всего некая замкнутость, спрятанность. Это стремление скрыть свою внутреннюю и внешнюю (подчеркиваю!) красоту за непривлекательной внешностью. Потому ребенок, особенно девочка – «Карлик–Нос», несомненно имеет травмирующий опыт, причем это касается ее женской сущности, когда нельзя быть красивой, опасно быть красивой, яркой, заметной, и потому она предпочитает спрятаться за некрасивостью. До поры до времени.

- И все-таки, в каком возрасте и почему ребенок выбирает из множества одну, любимую сказку?

- Когда начинается половая идентификация личности, а соответственно возникает и потребность ролевого сценария, чаще всего – в 5-6–летнем возрасте.

- Моему племяннику 3,5 года и он уже выбрал Трубадура.

- Вполне конкретная заявка сценария. Трубадур - это отвага и благородство, иногда даже в ущерб себе. Посмотрите, какую сказку он предпочтет через пару лет – и увидите, какую судьбу мальчик себе готовит.

Моя дочь - Принцесса из «Бременских музыкантов» – капризуля–красавица, стремящаяся навстречу любви, но что самое удивительное, она еще и обезьянка Анфиса из детской книжки Эдуарда Успенского «Про Веру и Анфису». Знаете почему? Эта обезьянка – большая выдумщица и проказница, всегда знает, как сделать то, что ей хочется, умеет всех пародировать и может найти неожиданное применение разным вещам. Веселая и неунывающая. Объединив эти два полюсных образа, можно сказать, что девочка моя очень женственна и очень артистична. Кстати, в школьном театре она играет потрясающе. Принцессу, разумеется. Она объединила оба образа уже сегодня. Совсем не обязательно, что ее ждет карьера актрисы, но вот играть мужскими сердцами будет определенно.

- Ребенок всегда выбирает сказку и героя в соответствии со своими личностными качествами?

- Или антипода. Не своего, разумеется, а как бы вторую сторону своей личности. Это присутствует в каждом из нас – светлая и темная стороны. Вот мы и выбираем героя или антигероя, но всегда - самих себя.

- Откуда 5–летний малыш может знать свою сущность?

- Он не знает, он выбирает интуитивно, так, как чувствует.

- А в какое время начинает формироваться личность?

- После 3-х лет, когда у ребенка появляется собственное «я». К 6 годам обычно личность уже сформирована.

- Так ли важно знать, какой сценарий мы выбрали?

- Согласитесь, всегда полезно задуматься о том, нет ли в наших успехах или неудачах, в нашей неудовлетворенности, недовольстве жизнью какой–то заданности, предопределения. И если мы это видим и понимаем, откуда это взялось, мы можем что-то изменить. Ведь никто кроме нас не выбирает детскую сказку, и нашу судьбу кроме нас никто не выбирает!

- В любой сказке есть чудо, или чудесное превращение. Мы все, даже те, кто давно уже расстался с детством, в глубине души ждем чуда. Не знаю почему, но вера в чудеса неистребима, почему?

- Потому, что мы – люди! И нужно понимать, что чудо возможно всегда! В первую очередь то, о котором мечтают взрослые. Потому что дети ждут абсолютного чуда, волшебства извне, которое должно произойти само по себе, свалиться на голову, произойти вот так, вдруг. Такое чудо случается лишь в детстве.

Чудо, которое ждут взрослые обычно связано с изменением или расширением их земных, человеческих возможностей. То есть «рукотворное» чудо. Поняв это, вполне возможно его сотворить. А время перед новогодними праздниками и перед Рождеством – это архетипическое время, то есть нечто большее, чем сам человек и то, что он обычно делает. Это немножечко флер, которому мы все с удовольствием поддаемся, это почти сказка. Потому что наша душа и наше сознание находится в определенном «состоянии потока». Это «подарочное» состояние, которое психологи еще называют «эталонным». Его в своей жизни испытывает каждый человек в минуты катарсиса — абсолютной гармонии и абсолютного счастья. Но можно и «вызывать» это состояние нарочито, то есть научиться управлять своей судьбой.

Психологи советуют вспомнить самый счастливый момент своей жизни, минуту, час, день; представить его подробно, вплоть до запахов, тактильных ощущений, состояния души, и, погрузившись в это состояние, дать самому себе мощный посыл на изменение того, что вам не нравится, на исполнение своего желания. В «состоянии потока» возможно изменить даже свое прошлое.

Те, кто сейчас читают эти строки, вольно или невольно возвратятся в детство, в ту сказку, которую когда-то выбрали, и сценарию которой следовали, а если при этом они будут еще и находиться в «состоянии потока», то вполне допускаю, что смогут и изменить свою судьбу. Ведь многие из нас живут по сценарному варианту жизни, не веря в то, что может быть иначе. А это не так! Нужно не бояться что-либо менять, чтобы стать счастливее, увереннее, чтобы существовать в гармонии с собой и с окружающим миром, чтобы эта гармония была ощутима другими.
 

Сказка поможет скорректировать жизненный сценарий



Во-первых, вспомните какую сказку вы любили в детстве больше других и с каким именно персонажем себя ассоциировали. Отнеситесь к этому заданию внимательно и отвечайте себе абсолютно правдиво.

Во-вторых, выделите три основных качества любимого персонажа, то есть те, которые определили его судьбу, и посмотрите на свою жизнь. Не являются ли эти же самые качества путеводными в вашей жизни?

В-третьих, уйдите в «полюс». Если не найдете полюсную сказку - напишите качества противоположные тем, которые определяют вашего героя, и попробуйте представить себе персонаж, соответствующий этим качествам. То есть посмотрите не только «сценарий», но и «антисценарий» и сказки и собственной жизни.

В-четвертых, и это самое важное, соедините «полюса». Найдите золотую середину. Определите основные качества нового «серединного» персонажа и «примерьте» их на себя. Может быть, именно этот герой наиболее вам подходит, его вы искали, его не доставало вам для счастья и гармонии?

В-пятых, поиграйте в эту игру со своим ребенком. Вам будет легче увидеть, какой жизненный сценарий он себе выбирает, и в игровой форме показать ему, что есть несколько путей развития этого сценария.

Всегда помните, даже если в сказке нет того, что может быть в жизни, в жизни всегда есть то, что может быть в сказке! Скажите этому: «ДА», и будьте счастливы!
 

13.09.2011 в 05:07 (1283) (1)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Сабира 17.09.2012 в 21:13 написал(а):
очень интересно, так понятно и позитивно, легко преложено определить и поменять своего героя, я в восторге, применю в жизни, огромное спасибо. Сертифицированный тренер, доктор медицинских наук, директор психологического центра

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Дорогие мамуськи! Смотрите в августе видеожурнал "Первый медицинский", и вы узнаете... - Может ли помидор заменить апельсин по содержанию витамина С?  - Как возникли ...
28 июля первому частному зоопарку в России – нижегородскому «Лимпопо» - исполнилось 10 лет. Поздравить зоопарк с юбилеем пришел глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика