Родителей не выбирают, или «Мама, я все равно тебя люблю!»
Может ли знать малыш, только что появившийся на свет, какими будут последующие часы, дни, годы его жизни? Он вдруг оказывается в незнакомом, холодном, режущим глаза мире, и единственным утешением для потрясенного младенца остается скорая встреча с мамой. Он инстинктивно тянется к теплому, мягкому и самому родному для него человеку, чтобы, взяв грудь, навсегда скрепить связывающие их узы физическим и духовным воссоединением матери и ребенка. При этом кроху совершенно не волнует: кто она? Какая по цвету кожи, характеру, статусу или уровню интеллекта? Потому ли, что это и есть самая безусловная любовь или просто отсутствие выбора, а может ему пока не с чем сравнивать? В любом случае, маленький и беззащитный, он совершает одно из главных и очень ответственных поступков в своей совсем еще короткой жизни: принять маму такой, какая она есть.
Лишь годы спустя наши определенные «особенности» начинают вызывать у детей сомнения, вопросы, непонимание. Поначалу детские и наивные:
- Мама, а почему у бабушки суп вкусный получается, а у тебя нет?
- А почему Катина мама в красивом костюме на работе ходит, а ты в синем халате?
- А почему Вите мама все-все покупает, а ты мне даже чупа-чупс не купила?
При этом малыш вовсе не говорит, что Вы плохая, или он не любит Вас такой, втайне мечтая поменяться с соседом местами. Просто оценивает со стороны, выделяя положительные и отрицательные для себя черты характера или манеру поведения. Скажем, он в очередной раз стерпит мамин крик и размахивание руками по ничтожному поводу, но невзначай вспомнит ту милую и улыбчивую тетю, к которой Вы недавно ездили в гости. Она угостила Вашего сына шоколадкой, а когда он испачкал диван и увидел гнев в глазах своей мамы, добрая тетя лишь ответила: «Ничего страшного. Кушай, малыш!».
Далее характер вопросов будет касаться все новых сторон Вашей жизни, а оценка правильности Вашего воспитания производиться глубже и тщательней:
- А почему у других мам есть мужья, а у тебя нет?
- Почему ты меня наказала за разбитую кружку? Ведь когда ты сама разбила, ты в углу не стояла.
- Мы вместе с Костиком играли в конструктор, а убирать ты заставила меня одного.
Конечно, Ваш ребенок не попросит более красивую или справедливую тетю стать его новой мамой, а Вам не вынесет «вотум недоверия». Он как всегда простит, примет, а, возможно, в будущем и поймет Вас. Потому что мама одна и другой у него не будет. Потому что она лучшая, пусть даже не в настроении. Потому что кого же ему любить так сильно, как не Вас? Даже объективно осознавая, что бабушка гораздо более добра к нему, чем Вы, уже на второй день пребывания у нее в гостях, объевшийся конфетами и ватрушками с повидлом, он скажет: «Хочу к маме!». Хотя только вчера обижался на Вас за то, что спрятали все сладости в доме.
С годами Ваши слабости и упущения будут все больше бередить его мнительную натуру. Чувство справедливости обостряться, обиды становиться более осознанными и «долгоиграющими», границы дозволенного будут сравниваться с теми рамками, в которых живут приятели:
- Мама, ну почему все едят мороженое на улице, а мне нельзя?
- Почему я всегда должен ложиться спать в девять часов? Сегодня же мой День рождения!
- Мама, ты сама себе придумываешь правила и живешь по ним. А я не хочу так жить!
Откровение, что даже мама, которой малыш так доверяет, не застрахована от ошибок, поначалу шокирует ребенка, вызывая массу вопросов:
- Мама, ты даже не узнала, из-за чего мы подрались, а сразу наказала. А я, между прочим, защищался…
- Мама, почему смотреть мультики три часа нам раньше было нельзя, а сегодня к тебе пришла подружка, и стало можно?
- Мама, ну ты же всегда говорила, что папа умер, а теперь он живой…
Вполне возможно, он захочет разобраться в дилемме, не дающей покоя юному философу: «Вроде мама меня любит (по определению, с ее слов или судя по проявлениям нежности и заботы), но почему она ко мне так относятся (игнорирует, ругает, устанавливает запреты)? Однако каковы бы ни были вскрывшиеся в результате расследования причины огрехов в Вашем воспитании, мама будет помилована с учетом смягчающих обстоятельств: «Ты же моя мама!».
Таким образом, вспоминая известные всем с детства строки, подтверждаем: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…». Будь Вы женой президента, врачом, кондуктором троллейбуса, шпалоукладчицей и так далее, для своего ребенка Вы самая лучшая. Имеете три или ни одного высшего образования – самая умная. Носите титул «Мисс Вселенная» или обладаете весьма скромной внешностью – самая красивая. Понятно, что у кого-то из его друзей и семья побогаче, и жизнь понасыщенней, но нет мамы, которая пойдет с ними в поход, приготовит самые вкусные пельмени, разрешит попрыгать на новом диване или лучше всех изобразит кошку. Он всегда будет помнить стихотворение или сказку, которые Вы читали с особым выражением, игру, которой отдавались целиком вместе со своим чадом, подарок, ставший воплощением его заветной мечты. Даже если подобные проблески счастья случались крайне редко, а между ними – сплошное недовольство, шлепки и нагоняи, воспоминания о хорошем будут согревать душу малыша в момент отбывания очередного наказания. Так, уткнувшись лицом в знакомый до малейших деталей угол, он в который раз бурчит ответы на вопросы мамы-дознавателя:
- Будешь еще так со мной разговаривать?
- Нет.
- Научишься себя хорошо вести?
- Да.
- Что надо сказать маме?
- Я все равно тебя люблю!
Трижды мама