Непридуманные истории. Чужая жизнь
Ника Цветикова пришла в первый класс лицея для одаренных детей в середине октября. В конце лета она заболела, поэтому два месяца занималась дома с мамой. Нике в школу совсем не хотелось, но маме нужно было выходить на работу - без вариантов.
Когда симпатичная белокурая девочка в бордовой сложно скроенной юбке (папа привез из Италии!) и белой кружевной блузке (еще весной купили с мамой в Париже!) переступила порог классной комнаты, дети оживились.
Учительница, Лидия Викторовна, представила новенькую и посадила ее вместе с Димой Горюновым - высоким черноглазым мальчиком, очень спокойным и молчаливым. Нике он сразу понравился.
Сначала все шло неплохо. На переменке подходили ребята, знакомились, предлагали дружить, но после обеда приключилась история. Никита Козлов - рыжий толстяк, на голову выше своих одноклассников - подкрался сзади и пребольно дернул Нику за волосы, а потом еще и ущипнул в бок. Девочка растерялась, на глазах выступили слезы.
- Ты что?! - пропищала она.
- Ника — кислая клубника! - издевательски пропел маленький хулиган и еще раз дернул ее за волосы.
- Дурак! - закричала Ника, попыталась стукнуть его ладошкой по щеке, как это делают взрослые, промахнулась и разрыдалась. А самое обидное - другие ребята и девочки, которые еще недавно предлагали дружбу, стояли и смеялись, а громче всех - Дима Горюнов.
Ника рыдала все громче. Прибежала учительница, строго отчитала задиру-Никиту и стала успокаивать девочку. Чем дольше успокаивала - тем больше рыдала Ника. От слез распухли глаза и нос, от крика сел голос, от рыданий началась икота и поднялась температура. Девочку отвели в медпункт и вызвали маму...
Дома Нику ждал серьезный разговор с родителями. Папа и мама вообще общались с дочерью только серьезно. Нет, чтобы как у других детей - пошутить, подурачиться, поиграть вместе в парке, на качелях покачаться, мыльные пузыри попускать - Нике это было неведомо. Казалось, что с самого рождения родители разговаривали с ней, как со взрослой: «Это необходимо», «Ты должна», «Ты не можешь себе позволить», «Ты слишком умная для того, чтобы поступать так глупо»...
- Дочь, - убийственно спокойным тоном проговорил отец, - ты пойми — плач - признак бессилия. Чем больше будешь плакать - тем больше тебя будут задирать. Ты должна очень сдержанно и очень конкретно ответить этому мальчику. По-взрослому.
- Что, папа?
- Не знаю. Подумай сама. Ты же умная и воспитанная девочка.
А мама добавила:
- Ника, ты - необыкновенный ребенок! Ты выше своих одноклассников, талантливее, умнее. Зачем же опускаться до их уровня?
Ника не поняла, о чем говорили родители. Она ведь - просто первоклашка, как все. И какая разница - обыкновенная это школа, или модный лицей, - ей хочется на переменке бегать и прыгать в резиночки (она видела, как это делают другие девочки), громко смеяться, рисовать секретики и тихонечко приносить в класс кукол (вернее куклу - у Ники была всего одна, и та куплена по настоятельному совету маминой подруги-психолога). Только почему-то мама с папой не замечают этого. Они уверены, что Ника-вундеркинд, и отказываются принимать очевидное.
Действительно, когда-то давно, лет примерно пять назад, маме кто-то сказал, что ее дочка умнее и талантливее других. Что именно такого сделала Ника в двухлетнем возрасте, она, конечно, не помнила, но видимо все-таки было что-то, раз мама и папа абсолютно поверили в ее необыкновенность.
На самом деле у белокурой семилетней красавицы способности были самые средние. И чтобы не слышать сдержанных, а потому особенно обидных родительских замечаний, она научилась притворяться - принимала серьезный вид и во всем соглашалась со старшими. Если нужно было блеснуть особыми знаниями перед мамиными подругами или папиными сослуживцами, Ника упорно изображала скромницу, а не получалось «откосить» - спасала память. Вот, что действительно было удивительным в девочке - она легко и без особых усилий запоминала длиннющие стихи, незнакомые прозаические тексты, математические уравнения, телефонные номера и даты. Ника просто повторяла то, что ей говорили родители, когда требовалось, но понимала сказанное с трудом, а иногда и вовсе не понимала.
В школе, где с маминой подачи все поначалу тоже восприняли Нику, как особенную, ее обман раскрылся быстро. Учительница просто задала вопрос: «Почему ты так думаешь?» - И девочка сначала растерялась, потом испугалась (теперь точно ее все-все будут считать тупицей, а родители вообще перестанут любить!) и, наконец,.. разрыдалась. История повторилась: утешения учительницы, медпункт, приезд мамы, серьезный разговор с родителями...
С тех пор Ника стала бояться отвечать на уроках, избегала разговоров с взрослыми, стала нервной и замкнутой. Несмотря на все усилия папы, мамы и учительницы, девочка приносила из школы одни тройки - при виде учебников ее охватывала паника, и требовалось немало усилий, чтобы успокоиться, прежде чем начать решать простую задачку, вспомнить элементарное орфографическое правило, или просто начертить геометрическую фигуру. Ее дразнили одноклассники, задирали мальчишки, она истерически рыдала, и все шло, как по сценарию. Ника стала бояться школы. Маме снова пришлось на два месяца уйти с работы, чтобы заниматься с дочерью.
Однажды, когда чуть не плача, девочка пыталась сосредоточиться на вопросах простого теста, мама не выдержала:
- Да, что с тобой, Вероника! Ты нарочно хочешь меня разозлить?! Я же знаю, что для тебя это задание - легче легкого. И не пытайся представлять из себя дурочку - не получится!
А потом еще зло добавила:
- Хочешь, чтобы нам с папой было стыдно за тебя, нахалка?
Дрожащая Ника попыталась что-то ответить, но не смогла. Она разучилась говорить. Вот так, вдруг.
Пришло время испугаться маме. Она уже не ругалась, а обнимала и гладила дочку по голове, целовала ее в макушку, и ласково уговаривала. Бесполезно. Пришлось вызывать доктора...
Ника уже спала, когда родители ссорились на кухне.
- Это ты во всем виновата! - кричал папа маме. - Зачем ты взяла этого ребенка? Я с самого начала был против! Я знал, что так кончится!
- Неправда! - отвечала мама. - Ты сам выбрал девочку, похожую на Никочку! Ты обещал мне, что у нас будет точно такая же дочь! Ты даже одевал ее так же! А я говорила тебе, что нашу Нику нельзя заменить! Вот теперь получай теперь чужого больного ребенка!
* * *
Ольга и Василий Цветиковы были очень красивой влюбленной парой. За их свадебные фотографии одно рекламное агентство предлагало немалые деньги. К чести своей, они фотографии не продали. На весь свет их любви не хватит!
Жили они безбедно и счастливо: он - сотрудник газовой компании, она - хозяйка арт-салона. Через год родилась дочь - и счастье удвоилось. Девочка была прекрасна, как ангел, а спустя короткое время выяснилось, что еще и необычайно умна. Цветиковы назвали ее Вероникой. Красивое имя - под стать малышке. Воспитатели в элитном детском садике, няни и гувернантки, дорогая одежда, развивающие книжки, игры и игрушки - у Ники было все.
В пять лет она знала наизусть сказки Пушкина, умножала и делила в уме двухзначные цифры, читала взрослые книжки о путешествиях, занималась музыкой и ходила с мамой на йогу. В шесть лет Ника экстерном сдала экзамены в четвертый класс.
Девочкой-вундеркиндом заинтересовались педагоги и психологи. И все в один голос твердили — Веронике обеспечено большое будущее. Ольге и Василию даже предложили перебраться в Москву...
Беда, как говорится, пришла, откуда не ждали. Отдыхая с родителями на дорогом южном курорте, Ника попробовала какое-то экзотическое блюдо.
Сильнейшая аллергическая реакция. Анафилактический шок.
Девочку не спасли...
Родители потеряли голову от горя. Ольга почернела и постарела. Василий перестал пить и есть. Его даже хотели положить в больницу, но Ольга справилась - кормила мужа насильно.
Через полгода после трагедии они оба решили «оживить» свою девочку. Не в прямом смысле слова, конечно. Цветиковы не ходили к гадалкам и ясновидящим, не ударились в мистику, не стали членами закрытой секты - разумные все-таки люди. Они решили удочерить девочку, похожую на ИХ Нику.
Все получилось. Полуторагодовалая кроха была точной копией их погибшей дочери. Малолетняя дорожная путана отказалась от нее еще в роддоме. Василий и Ольга забрали девочку, поменяли ей все документы - теперь малышку звали Вероникой Цветиковой - и переехали в другой город. Они стали неплохими родителями, заботились о приемной дочери, даже полюбили ее, но всеми силами своими, с потрясающим упорством они пытались заставить ЭТУ Нику стать ТОЙ Никой - любимой дочерью-вундеркиндом. Сизифов труд. Так не бывает, мертвые не возвращаются. И никого нельзя заставить прожить ЧУЖУЮ жизнь.
Вот и вышло, что вышло.
* * *
Вероника Цветикова выписалась из клиники детских неврозов почти через год и пошла в самую обыкновенную среднюю школу. На удивление, девочка стала учиться самостоятельно практически на одни пятерки. А в день ее рождения мама Оля и папа Вася устроили для дочери настоящий праздник - с воздушными шариками, забавными бумажными колпачками и дуделками, с друзьями и подарками, и пирогом и свечками, и даже с самым настоящим веселым клоуном.
Вечером, расчесывая совершенно счастливой полусонной девочке белокурые локоны, мама тихо спросила:
- Доченька, а можно я буду называть тебя Верочкой?
- Конечно, мамочка, - широко зевнув, ответила Вера-Ника.
Варвара Яковлева («Уютная газета»)