Как научить ребенка аккуратности

ребенок, дети, аккуратность, бардак, беспорядок«... Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха», – известный стишок Маяковского, наверняка, не раз читанный всеми мамами своим чадам, вряд ли способен изменить положение дел. Маленький ребёнок будет пачкаться, разбрасывать вещи, игрушки и упорно «забывать» мыть руки перед едой. Почему один ребёнок, едва начав говорить, пытается следить за собой, а другой до школы ходит чумазым до ушей? Почему девочки гораздо более чистюли, чем мальчики? И можно ли приучить ребёнка к аккуратности? Обо всём этом мы поговорили с методистом Еленой Вербовской и психологом Натальей Сорокиной.


Хаос как выражение себя

Порой кажется, что ребёнок порождает вокруг себя хаос. Пространство, в котором появляется маленький человек, мгновенно теряет благородный вид: из углов выползают игрушки, обязательно проливается сок, появляются пятна краски и пластилина, крошки печенья, грязные камешки с улицы, опрокинутые цветы с окна, фантики, бумажки, лоскуточки... И во всём этом великолепии восседает хозяин всех сокровищ, перемазанный, мятый, лохматый и чумазый... Конечно, родители изо всех сил пытаются сохранить видимость порядка, но иногда даже у самой терпеливой мамы опускаются руки. Хотя, как уверяют детские специалисты, именно от родителей зависит, будет ли ребёнок расти аккуратным.

Дело в том, что понятие аккуратности по большому счёту ребёнку дошкольнику чуждо. Прежде всего, потому что его не волнует, как он выглядит в глазах окружающих. Ребёнок живёт здесь и сейчас, он не может увидеть себя со стороны. И желание нравиться окружающим формируется постепенно.

– Родители  обязательно должны учить ребенка как важно быть опрятным, – говорит Елена Вербовская. – Мы подводим ребёнка к зеркалу, даём расчёску, причёсываем, замечаем, что вот он какой красивый. Ребёнок должен осознать происходящее, и это не в один момент случится. Сначала он понимает, что в зеркале именно он,  а потом, что причёсанный он лучше выглядит. При этом родители должны постоянно демонстрировать аккуратность и опрятность на своём примере. У мамы, которая ходит с растрёпанными волосами,  дочка никогда не будет любить заплетать косы!

Сам малыш не воспринимает неопрятность как что-то плохое. Ведь ребёнок прежде всего экспериментатор, и он ежесекундно познаёт мир, ставит опыты: песок, вода, земля, краски – как же узнать, что это такое, если не попробовать, пусть и ценой испачканных брюк? И выходит, что идеально чистый ребёнок -  это ребёнок, лишённый детства.

И в то же время приучать к аккуратности ребёнка следует с момента рождения, и не запретами и окриками, а прежде всего своим примером. Если аккуратность, как привычка, есть в семье, то рано или поздно малыш научится следить за собой.

Мальчишки и девчонки...

Обычно в плане аккуратности девочки доставляют родителям гораздо меньше хлопот, чем мальчики.

– Это связанно с разным уровнем развития психических процессов у мальчиков и у девочек, – объясняет Елена Вербовская. – Девочки обгоняют мальчиков, они лучше воспринимают информацию, слышат и понимают взрослых. Это начинается примерно в три года, в так называемый кризис трёх лет. В этот момент девочка смотрит на маму, с которой проводит всё время, понимает, что похожа на неё и спокойно продолжает развиваться. Мальчик же, который до этого времени был также неразрывен с мамой, вдруг видит, что он-то на маму не похож. И тогда мальчику нужно время на процесс отождествления себя с папой (мужчиной). Находит папу, соотносит себя с ним и только после этого продолжается гармоничное развитие. Вот это время, которое потребовалось мальчику на осознание, он наверстает только к старшей школе, именно поэтому в подростковом возрасте мальчики вдруг становятся собраннее, сообразительнее и организованнее девочек.

Также на воспитание аккуратности большое влияние оказывает тип нервной системы. Если ребёнок сангвиник (подвижный, жизнерадостный, активный, живой, общительный), он может быстро загораться и так же быстро переключаться, ему может оказаться сложным доводить дело до конца. Родители должны обращать любое дело в игровую форму и возвращать ребёнка к нему.

Холерик (энергичный, очень подвижный) напротив, способен выполнять всё до конца, но ему нужно давать время на осмысление, напоминать и не торопить. Таким детям из–за неуравновешенности нервной системы  нужно время, чтобы понять, чего вы от него хотите.

Флегматику (медлительный, основательный) нужно поэтапно проговаривать, что ему предстоит сделать. Такому ребёнку нужна постоянная похвала, поддержка взрослого.

Меланхолик (самый слабый тип нервной системы, тонко чувствует окружающий мир) требует бережного отношения к себе – с таким ребёнком сначала всё должен делать взрослый и хвалить его, закрепляя успех.

...А  также их родители...

Родителям важно понимать, зачем они хотят воспитать в ребёнке аккуратность: ради комфорта ребёнка или из-за того, чтобы о них самих, не дай Бог, не подумали плохо.

– Если дети идут играть во двор – одевайте их во что-нибудь, что не жалко испачкать и постирать, – предупреждает Елена Вербовская. – Ребёнок до школы не способен регулировать свою деятельность, он играет и не может остановиться, это появится только в школе. Поэтому задача родителей предвосхитить ситуацию – обуть резиновые сапоги, если на улице лужи, увидеть, что игрушек разбросанно уже слишком много, что бумага закончилась и творчество перешло на обои. Именно поэтому дошколят нельзя оставлять без присмотра – они не несут за себя ответственность и не могут совершать взрослые поступки.

Существуют различные способы, как приучить ребёнка быть опрятным, чистым и убирать за собой собственные вещи. Маленького ребёнка, лет 2–4, бесполезно заставлять прибраться в комнате. Ему просто это будет не по силам. Поэтому начинайте вместе с ним наводить порядок.

– У каждой вещи должно быть своё место, – уверена психолог Наталья Сорокина. – Детская комната должна быть так организована, чтобы ребёнок знал: здесь он играет, здесь рисует, а здесь у него зона активности. Если вы сами сваливаете все игрушки в одну большую кучу, вы лишь демонстрируете ребёнку плохое отношение к его вещам, а вовсе не порядок. Игрушки – это друзья ребёнка, через которые у него формируются отношения бережности, любви. Для ребёнка аккуратность – понятие абстрактное, а жизнь его игрушек – реальность. Так вот это и надо использовать. Вечером машины поехали в гараж, куклы и мишки легли «спать» и так далее. И надо понимать, что когда вы говорите « Убери на место», необходимо, чтобы это место было, иначе ребёнок просто не понимает просьбы: пирамидка на тумбочку, книжку на полку, мячик в корзину. В детском саду так всё и организованно, и поэтому дети наводят порядок в группе гораздо быстрее. И обязательно помогайте ребёнку, прибирайтесь с ним вместе, пусть он подаст вам игрушку, а вы уберете её на место – это уже приучение к порядку. Старайтесь добиться того, чтобы последнюю вещь он убирал сам, пусть вы сами направите его руки – тогда будет формироваться ощущение завершённости. И обязательно похвалите его после приборки, оцените работу и чистоту в комнате – без вашей оценки ребёнок не скоро поймёт, что порядок в комнате лучше бардака.

Организуйте столовое место так, чтобы ребёнку было удобно: стул стоял близко к столу и был достаточной высоты. Проследите, чтобы ребёнок удобно держал ложку, чтобы под рукой у него всегда были салфетки, а на коленях полотенце.

Если речь идёт о ребёнке более старшего возраста, то можно использовать другие приёмы. Например, договор: «Ты будешь смотреть мультфильм только после приборки», или «Сделай, пожалуйста, как я  тебя прошу, ведь я всегда выполняю твои просьбы». Или можно организовать соревнования – так у ребёнка появиться мотивация. Например: кто аккуратнее поел ты или папа? Победитель получает символический приз.

Кроме того, очень важно, чтобы у ребёнка были какие–то обязанности: полить цветы, протереть пыль, убрать игрушки, посуду. Что–то, что он будет делать изо дня в день и не будет забывать – это тоже будет приучать его к порядку.

Но, главное, – это демонстрировать опрятность на своём примере. Тогда  даже невнимательный и неаккуратный малыш незаметно для себя будет впитывать семейные принципы, и в тот момент, когда он вступит в подростковый возраст и захочет нравиться окружающим, у него будут все навыки для этого, и он не только захочет быть опрятным, красивым и ухоженным, но и, благодаря заложенному фундаменту, самостоятельно сможет этого достичь.


Марина Зинина


06.05.2012 в 12:00 (2058) (1)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


29 марта в 16.00 в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского на Большой Покровской состоится концерт-моноспектакль по пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт". Музыка Грига к с...
Дорогие мамуськи! Смотрите в марте видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Первый прик...
Творческий конкурс детских рисунков, рассказов, стихов, поделок, посвященных питомцам страны птиц и зверей под названием «Лимпопо», стартовал 25 февраля в нижегородском зоопарке. И...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика