История Рождества
Православные христиане отмечают Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января, однако история Рождества знает и несколько других дат.
Много веков назад на Руси датой рождения Христа всегда считалось 6 января по старому стилю (19 января по новому стилю). При этом считалось, что Христос был рожден в тот же самый день, в который на свет появился первый человек – Адам (на шестой день первого года человечества). Его часто и называли вторым Адамом. В наши дни 19 января стал праздником Богоявления и Крещения. В древние века этот день совмещал и Рождество, и Богоявление, и Крещение Господне, и назывался Епифанией.
С течением времени церковь стала склоняться к решению, что такой весомый день как Рождество Христово должен праздноваться отдельной датой. Это произошло примерно в четвертом веке. Главы церкви считали, что Христос был зачат в тот же день года, когда и вознесся снова на небеса, то есть – в Пасху (поводом для таких расчетов послужило мнение, что Христос непременно должен был провести на Земле полное количество лет, совершенное число). Отсчитав от 25 марта (именно на это число приходилась Пасха в год смерти Христа) 9 месяцев, получили и дату Рождества – 25 декабря по старому стилю.
Обычай праздновать Рождество 25 декабря сначала прижился на Западе и лишь 20 декабря 388 года Иоанн Златоуст произнес речь и пожелание перенять у Запада эту добрую традицию. Однако, после установления в западных странах григорианского календаря получилось так, что празднование Рождества у протестантов и католиков опережало на две недели православное Рождество.
Теперь поговорим о том, как праздновали Рождество на Руси. Сочельник – канун Рождества отмечался тихо и по-домашнему. На следующее утро же начиналось настоящее веселье – святки. В это утро сам патриарх приходил в палаты государя для того, чтобы поздравить царя с Рождеством Христовым. После царя патриарх направлялся со святой водой и поздравлениями к царице, затем к детям.
В этот день все, особенно дети и молодежь, славили Рождение Христа. Люди останавливались под окнами домов, заходили в избы и повсюду пели славу Христу, а также в веселой форме поздравляли хозяев дома, желали им здоровья и добра на долгие годы. Хозяева, в свою очередь, должны были щедро одарить прославляющих. Было принято даже соревноваться в этот день в щедрости. Отказать в угощении считалось дурным тоном, поэтому певчие носили за собой огромные мешки, к вечеру доверху заполнявшиеся всевозможными сладостями.
В 16 веке еще одной неотъемлемой частью празднования стал вертеп (особый кукольный театр, описывающий Рождение Иисуса). Причем строго-настрого запрещалось изготавливать куклы Богородица и младенца Иисуса, их всегда заменяли иконками. Остальных персонажей разрешалось изображать актерам или куклам.
Обычай наряжать на Рождество ель попал в Россию из Германии. Именно там повелась традиция украшать елку конфетами и цветной бумагой. К 16 веку такая традиция уже была распространена по всей Европе. А в 1699 году царь Петр повелел и своему народу украшать дом еловыми веточками на Рождество. Публично же выставлять елки начали лишь в 1852 году. Позднее, в 1916 году, Синод строго запретил украшение рождественской ели как варварскую немецкую традицию. Возвращение елки в дома началось в 1935 году. Но, так как большинство наших соотечественников на тот момент были неверующими, а сам праздник Рождества старались не афишировать и отмечали лишь немногие, то ель вернулась уже не как Рождественская, а как новогодняя традиция.
Подготовила Светлана Плеханова