Павел Санаев: Человек, который рассказывает истории

 

«...Мама!.. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом... Я хочу всегда тебя видеть... Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала».

 

П.Санаев из книги «Похороните меня за плинтусом».

 

 

 

Автор этой книги, ставшей абсолютным российским бестселлером, сценарист, режиссер и кинопереводчик Павел Санаев родился в Москве в 1969 году в знаменитой актерской семье. Его мама, актриса Елена Всеволодовна Санаева, -несравненная «лиса Алиса» для нескольких поколений российских девчонок и мальчишек; отчим - «Кот Базилио», актер, режиссер, сценарист Ролан Антонович Быков.

 

Павел Санаев закончил ВГИК, курс Александра Александрова, и в середине 90-х приобрел известность как кинопереводчик. Для российских зрителей он перевел такие популярные фильмы, как: «Один дома», «Назад в будущее», «Все без ума от Мэри», «Остин Пауэрс» и «Властелин колец».

 

И все же настоящее признание пришло после публикации книги «Похороните меня за плинтусом».

 

- Павел Владимирович, Вы считаете себя писателем?

 

- Скорее, нет. Ведь писатель - это человек, который занимается литературным трудом на профессиональной основе. Я пока, как это принято говорить, автор одной книги. У меня есть договор с издательством «АСТ», материал, план и желание написать вторую — роман под названием «Хроники Раздолбая» (выход книги запланирован на сентябрь 2011). Тем не менее, литературное творчество для меня — это не профессия, а скорее, желание поделиться с людьми тем, что мне кажется важным. Так было с первой книгой: я не мог не рассказать свою историю, не открыть миру такого персонажа как бабушка, не показать ее человеческую судьбу, как и судьбы, окружающих ее людей. Точно так же и со второй...

 

- Это тоже автобиографическая повесть?

 

-Отчасти да, отчасти нет. Увидите. Во всяком случае, я расскажу там о некоторых вещах, которые в дальнейшем тоже наверняка будут считать автобиографией. Это очень важные и значимые для меня вещи. Пусть они останутся на книжных страницах.Я не стал бы называть себя писателем. Я — человек, который рассказывает истории, - в кино, в книгах, в жизни...

 

- На меня ваша повесть «Похороните меня за плинтусом» произвела неизгладимое впечатление. Даже так: жизнь, в какой-то ее части, разделилась на два периода: до прочтения книги и после. Павел Владимирович, а Вы никогда не жалели о том, что опубликовали ее?

 

- Конечно, нет. Более того, моя жизнь тоже поделилась на два отрезка: до написания книги и после него. Я имею в виду не какое-то читательское признание, которое, кстати, пришло гораздо позже, а сам процесс ее создания. Когда я начал писать, у меня было абсолютное ощущение ростка, который пробивается сквозь асфальт. Мне тогда только исполнился 21 год. Сами понимаете, что в столь юном возрасте безумно сложно заставить себя сосредоточиться, запереться в четырех стенах, сесть за стол и начать трудиться. Хотелось гулять с друзьями, ходить на дискотеки, встречаться с девушками, зарабатывать «легкие» деньги, переводя только что появившиеся  иностранные фильмы... Кроме того, меня не оставлял страх, что повесть окажется слабее, чем материал, который был для нее собран, чем та правда, которая должна была, как в зеркале, отразиться в книге; чем те события, которые я взялся описывать.«Похороните меня за плинтусом» - это повесть о любви. Той, которая ранит, калечит, душит окружающих. Об уродливой любви, о любви — мучении. Это рассказ о том, что, оказывается, можно НЕ УМЕТЬ любить.

 

- Когда я читала тот самый последний монолог бабушки, то понимала совершенно отчетливо — я бы не выдержала и открыла дверь!

 

- Как автор, я и хотел добиться именно такого эффекта. И мама не выдерживает и открывает, но только в самом конце, когда бабушка начинает говорить искренне: будьте вы прокляты, чтобы у вас всю любовь в жизни забрали! До этого ведь она вьется змеей у запертой двери с угрозами, уговорами, проклятиями... В этом монологе — вся бабушкина исковерканная, изломанная, больная любовь.

 

- Сегодня принято говорить о моде на артистов и режиссеров, смотреть модные фильмы и читать модных авторов. Вы можете назвать свою книгу модной?

 

- Ни в коем случае. Мода — это что-то временное, проходящее. А в книге повествуется о вечных вещах: о детстве, о семейных отношениях. Насколько я знаю, у очень многих  людей в семье отношения были в той или иной степени изломанные, исковерканные, к сожалению. Люди просто узнают себя, своих близких, свою историю. Кстати, не так давно вышло в свет новое подарочное издание книги с очень хорошими иллюстрациями, по-моему, их около сорока. Туда включены еще три главы, ранее не публиковавшиеся.

 

- Вы посвятили книгу Ролану Антоновичу Быкову. Этот удивительный человек сильно повлиял на Ваше личностное развитие?

 

-Безусловно. Он научил меня работать, причем много и творчески. Помню, я писал сочинение в школе, писал так, как «было нужно»: этот хороший - тот плохой, потому и посему, совершенно не утруждая себя какими-то умственными упражнениями, а Ролан Антонович взял его почитать... Очень образно и довольно жестко он объяснил мне, что отличает нормального, думающего человека от интеллектуального болвана. И я стал думать. Ролан Антонович всей своей жизнью показывал, как можно относиться к людям, которые тебя не понимают, не приемлют, даже оскорбляют; о том, как можно и нужно оставаться человеком, вопреки всем внешним преградам и так называемым «объективным обстоятельствам»... И я ему очень за это благодарен.

 

-  Вы ведь еще и закончили сказку, начатую Роланом Антоновичем - «Дочь болотного царя»?

 

- Да. Эту сказку он писал урывками по ночам, когда создавал свой Фонд кино для детей и юношества. Вся эта административная, бумажная работа, связанная с созданием фонда, его, как человека творческого, очень выматывала, вот он и «отдыхал» ночами, сочиняя сказку. Ролан Антонович писал ее, как сценарий, причем очень дорогостоящего детского кино, прекрасно понимая, что поставить у нас в стране ее никогда не удастся. Ему просто не хватило времени, чтобы закончить. В середине этой истории остались «дыры», которые я и дописал. Никогда бы не решился на это, если бы Ролан Антонович не рассказывал много раз в подробностях, что именно там должно происходить.  Надеюсь, я сделал все также, как сделал бы он. Сказка вышла в свет под названием «Заколдованная принцесса».

 

- Павел Владимирович, то, что Вы выбрали для себя творческую профессию, неудивительно, но почему — не актер?

 

- По большому счету я не выбирал. Окончив сценарный факультет ВГИКа, я думал, что буду писать киносценарии и этим ограничусь. Но по первому же написанному сценарию мне пришлось снимать фильм самому, а для этого нужно было написать еще один — короткометражного фильма, и тоже снять самому. Словом, не я выбрал профессию режиссера, а она меня. (Дебютировал Павел Санаев  с получасовым художественным фильмом «Каунасский блюз», после которого снял две полнометражные картины: «Последний уик-энд» и «Нулевой километр». В феврале 2010 года вышел новый кинофильм Павла Санаева «На игре»).

 

- Ваш последний фильм «На игре» снят в жанре приключенческого молодежного боевика, причем и герои его тоже все очень молоды. Вы снимаете только фильмы для молодых?

 

-Это совпадение, а не осознанный выбор. Просто я всегда пишу только то, что было бы интересно читать самому, и кино снимаю такое, которое самому было бы интересно смотреть. И потом, люди после сорока редко ходят в кинотеатры. К сожалению.

 

«На игре» - фильм о геймерах. Это очень модное увлечение среди молодежи. Заигравшись в компьютерные игры и получив чудесным образом способности виртуальных героев, они не замечают, как превращаются в банальных наемных убийц.

 

-Как на Ваш взгляд был принят фильм российскими зрителями?

 

- Судить им, но по-моему, хорошо. Мы, как говорится, попали в яблочко. Более того, на фестивале «ACTIONONFILM» международная версия фильма «На игре» - «HOOKED» получила сразу две награды – за лучший экшен фильм года и за лучшую экшен сцену. Кроме этого фильм «НООКЕD» получил еще семь наград на двух других фестивалях в Америке. Если добавить к этому награду российских интернет-блогеров «ЖОРЖ» – всего у картины на сегодняшний день 10 наград.

 

- Павел Владимирович, позвольте спросить немного о личном. Какие сложились у Вас отношения с мамой?

 

- Мама — очень близкий для меня человек. Никто лучше мамы не поймет и не поддержит меня. Приведу простой пример. Работая над прошлым проектом, я так уставал, что буквально чуть не плакал от перенапряжения; я физически чувствовал, что не выдерживаю, и сказал маме: «Мне очень нравится моя профессия, но невозможно отдавать ей по 15 часов ежедневно! Я люблю горные лыжи, но и на них не катаюсь больше 3-4 часов!» А мама ответила: «Если бы ты готовился к олимпийским играм, то катался бы по 15 часов. Представь, что твой фильм — это олимпиада, потому что профессиональное кино, как профессиональный спорт, требует полной отдачи!» Очень точное сравнение и именно те слова, которые мне нужно было услышать.

 

- Приоткройте завесу тайны, кто ваша жена?

 

- Студентка филологического факультета, умница, красавица и женщина, которую я искал всю жизнь. Ее зовут Алена. Мы познакомились в кафе. Я увидел ее и понял: «ВОТ ОНА!» Раньше о таком слышал, но не знал, что это может случиться со мной.

 

- Что для Вас главная жизненная ценность?

 

- Как ни высокопарно это прозвучит — Бог. Еще несколько лет назад я думал, что главное в жизни — это достижение каких-то целей, карьерный рост, повышение собственной значимости, финансового и социального статуса, физическая близость с женщиной и так далее. А потом случилось так, что я посмотрел в глаза смерти — и все перевернулось. В такой момент вам будто «предъявляют счет», где в графе «заказано» перечислены все ваши житейскими ценности: деньги, карьера, развлечения; а в графе «оплачено» - пусто. И вы понимаете, что оплатить этот счет вам нечем. Вот тогда меняется мироощущение.

 

У меня в жизни был случай, когда я помог замерзающему бомжу — оттащил его в теплое место, принес денег и бутерброды. Но был и другой — когда торопился и прошел мимо такого же бомжа. А утром увидел, как его, насмерть замерзшего, забирает из  моего двора «Скорая помощь». Так вот, в момент, когда «предъявляют счет», становится очевидным, что только эти два случая в жизни и имеют значение, все остальное — не важно. Когда я, посмотрев в глаза смерти,  «вернулся», то отчетливо понял: рано или поздно, внезапно, или, если повезет, ожидаемо, но мне обязательно предъявят счет еще раз. И каждому человеку предъявят. От этого не уйти. Так что теперь стараюсь жить, чтобы в графе «оплачено» было, что написать.

 

 

 

Беседовала Татьяна Упирвицкая («Уютная газета»)

21.09.2011 в 05:31 (1409) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


29 марта в 16.00 в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского на Большой Покровской состоится концерт-моноспектакль по пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт". Музыка Грига к с...
Дорогие мамуськи! Смотрите в марте видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Первый прик...
Творческий конкурс детских рисунков, рассказов, стихов, поделок, посвященных питомцам страны птиц и зверей под названием «Лимпопо», стартовал 25 февраля в нижегородском зоопарке. И...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика